[П.В.Добросельский - Оглавление] | [Библитотека «Вехи»]
П. В.
Добросельский
о происхождении
человека,
первородном грехе и
искусственном зарождении
Приложение 2
О возникновении порочных
помыслов у Адама и Евы до вкушения ими запретных плодов
Тематические цитаты
«Но жена вместо того, чтобы отдалить от себя эту
возмутительную и преступную мысль (о вкушении запретных плодов с дерева добра и
зла), всецело увлеклась ею, а потому естественно должен был возникнуть, и на
самом деле возник, в душе ее самый гибельный греховный психический процесс,
состоящий, с одной стороны, в отчуждении всех сил душевных от Бога, а с другой,
в настроении или направлении их в совершенно противоположную сторону. И
увидела жена, говорит Бытописатель, изображая ее душевное состояние, что
дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что
дает знание (Быт. 3: 6), то есть вместо прежних постоянных мыслей о Боге,
наполнявших душу жены, все существо ее прониклось одними помыслами и
пожеланиями, обращенными на запрещенный плод, и притом такого рода
беспорядочными и грубочувственными помыслами и пожеланиями, которым на языке
Писания — имя похоти плоти (и увидела жена, что дерево хорошо для пищи), похоти
очей (и что оно приятно для глаз), и гордости житейской (и вожделенно, потому
что дает знание) (1 Ин. 2: 16). Самое же вкушение от запрещенного плода, которое
с женою разделил и ее муж, разделивший, конечно, прежде и все ее греховные
помыслы и чувства, было уже только неизбежным проявлением вовне возникших и
созревших внутри них греховных стремлений и пожеланий» (46: 428).
«Возмечтав о равенстве с Богом, она спешила вкусить
(плода) и туда устремляла и ум и мысль и ничего больше не видела... жена, по
обольщению, конечно, диавола, в которое он ввел ее через змия, подумала сама
про себя: если дерево и хорошо на вкус, и может так услаждать взор, и есть в
нем некоторая невыразимая красота, да и вкушение от него доставит нам
высочайшую честь, так что мы будем иметь одинаковое достоинство с Создателем,
то почему же нам не вкусить от него?» (13: 131, 132).
«Она (Ева — П. Д.) почувствовала, что плод будет сладок
на вкус. И она решила предпочесть сладость этого плода той сладости, которой
она обладала — сладости исполнения Божественных заповедей и верности Богу. Она
почувствовала, что помимо Бога и вне Бога могут тоже существовать какие-то
ценности, что помимо Бога и вопреки воле Божий может существовать нечто сладкое
и приятное на вкус. И она решила пренебречь заповедью Божией, решила
попробовать, каков вкус, что вне Бога» (15: 14).
«... Она (душа человека — П. Д.) ослепляется возможностью
новых наслаждений, возможностью безграничного самоутверждения и только в этом
плане может соблазниться перспективой: сами будете как боги, знающие добро и
зло» (12: 235).
«... Сам грех прародителей представлял совокупность
страстей (чревоугодие, тщеславие, гордость), страстей укоризненных. (Об этом
писали многие отцы Церкви. См., например: Свт. Григорий Двоеслов. Беседы на
Евангелия. С.-Пб, 1860, с. 144)» (47: 112).
«Она (Ева — П. Д.) поступила по предложению сатаны лишь
после того, как предварительно сознательно и добровольно всей своей душой
приняла его предложение, ибо она участвует в этом и душою и телом:
рассматривает плод на дереве, видит, что он хорош для вкушения, что приятно
смотреть на него, что прекрасен ради знания. Размышляет о нем и только после
этого принимает решение сорвать плод с дерева и вкусить от него. Как поступила
Ева, так поступил и Адам» (76: 33).
«Коварное слово глубоко запало в душу женщины. Оно
возбудили ряд сомнений и душевную борьбу. Что такое добро и зло, которое она
может узнать? И если люди блаженствуют в теперешнем состоянии, то в каком же
блаженстве будут они, когда станут как боги?.. В тревожном возбуждении она
невольно обращает взор к запретному дереву, а оно так приятно для глаз,
вероятно сладостно для вкуса, а особенно заманчиво по своим таинственным свойствам.
Это внешнее впечатление решило внутреннюю борьбу...» (96: 42).
«Но она (Ева — П. Д.) поверила змию более, нежели
своему Творцу и Владыке, увлеклась мечтою соделаться равною Богу. И вслед за
тем в ней породилась тройственная похоть, корень всякого беззакония (1 Ин. 2:
16)...» (святитель Иоанн Златоуст. Цит. по 21: 481).
«Ибо первый человек впал в грех от гордости, возжелав
быть равным Богу» (святитель Иоанн Златоуст. Цит. по 21: 481, 486).
«... Когда она (Ева — П. Д.) была обольщена этим лукавым
животным, будто они не только не потерпят этого ( наказания ), но и сделаются
равными Богу, надежда на это обещание побудила ее вкусить от древа...» (13:
131).
«Там (в прародительском грехе — П. Д.) есть и гордость,
так как человек восхотел подчиняться больше себе, чем Богу; и поругание
святыни, так как не поверил Богу; и человекоубийство, потому что
подвергнул себя смерти; и духовное прелюбодеяние, потому что
непорочность человеческой души была погублена обольщением змия; и воровство,
потому что человек воспользовался запрещенной снедью; и алчность, потому что он
домогался большего, чем нужно было» (блаженный Августин. Цит. по 5: 33).
«Удивительно, с какой легкостью совершилось падение праотцев! Не было ли оно предуготовлено их внутренним расположением? Не оставили ли они в раю созерцание Творца, не предались ли созерцанию твари и своего собственного изящества?» (32: 165).
«Какие же похоти открылись в душе Евы перед
вкушением запрещенного плода? “И увидела жена, что дерево хорошо для пищи”,
то есть она предположила некоторый особенный, необыкновенно приятный вкус в
плоде запрещенном — это похоть плоти. “И что оно приятно для газ”, то
есть жене показался более всех красивым плод запрещенный — это похоть очес, или
страсть к наслаждению. “И вожделенно, потому что дает знание”, то
есть жене захотелось изведать того высшего и божественного знания, которое
сулил ей искуситель — это гордость житейская.
Первый грех рождается в чувственности –
стремлением к приятным ощущениям, к роскоши, в сердце – желанием
наслаждаться без рассуждения, в разуме – мечтанием кичливого
многоведения и, следовательно, проникает все силы естества человеческого»
(108: 104).
«Грехопадение было первым моментом, когда в человеке
восторжествовала воля к власти, потому что познание добра и зла в
библейской символике означает не знание интеллектуальное, а владение, ибо
глагол даат означает близкое соприкосновение и употребляется, когда речь
идет о владении мастерством, о супружеских отношениях и других подобных вещах»
(80: 73).
«Греховное расположение в душе Евы началось беспорядочным
направлением познавательных сил: возбужденная к любопытству и недоверчивости,
жена взирает на запрещенное дерево так, как бы видела его в первый раз, — она
позабывает взирать на него, как на предмет заповеди Божией, но рассматривает
его в предполагаемом отношении к себе, — к своей чувственности, к своему
сердцу, своему разумению (Еккл. 7: 30)…» (113: 91).
«Таким образом, вместо прежних святых мыслей о Боге,
наполнявших душу жены, все ее существо прониклось одними чувственными помыслами
и пожеланиями, обращенными на запретный плод. (Возможно, здесь еще повлиял
психологический фактор, заключающийся в том, что «запретный плод всегда
сладок». Как сказано в Прит. 9: 17, «воды краденые сладки, и утаенный хлеб
приятен». В 48: 19 этот стих толкуется так: «запрещенные удовольствия сладки и
вкусен утаенный хлеб» — П. Д.). Грех богоотступничества уже совершен в душе.
Осталось только исполнить свой злой умысел на деле... Адам разделил с женой все
греховные помыслы и чувства»[1]
(2: 235).
[П.В.Добросельский - Оглавление] | [Библитотека «Вехи»]
© Библиотека «Вехи»
[1] Ср. с: «...
Христос принял человеческое естество, свободное от дурных помышлений или
советов вожделения, каковою была природа Адама, прежде чем он, нарушив
заповедь, впал в порочные замыслы...» (38: 430 со ссылкой на святого Афанасия —
см. прим. к главе ХХ в работе 38, п. II).
Отметим, что Адам впал в порочные (дурные, греховные) помыслы не после
нарушения заповеди, а до этого, так как в начале необходимо был помысел о
вкушении запретного плода и лишь потом — само вкушение.