[П.В.Добросельский - Оглавление] | [Библитотека «Вехи»]
П. В.
Добросельский
о происхождении
человека,
первородном грехе и
искусственном зарождении
Приложение 5
О страстях, как источниках греха
Тематические цитаты
u «Страстью называют такую
склонность и такое действие, которые долгое время гнездясь в душе, посредством
привычки, обращаются как бы в естество ее. Человек
приходит в это состояние произвольно и самоохотно; и тогда помысл, утвердясь от
частого с ним обращения и сопребывания, и согретый и воспитанный в сердце,
превратясь в привычку, непрестанно возмущает и волнует его страстными
внушениями, от врага влагаемыми. Это бывает тогда, когда враг очень часто
представляет человеку какую-либо вещь, или лицо, питающее страсть, и
воспламеняет его к исключительному люблению их, так что - волею или неволею -
человек мысленно порабощается ими. Причиной сего бывает, как сказано, по
небрежению и произволению, долговременное занятие предметом. Страсть во всех ее
видах непреложно подлежит или покаянию, соразмерному с виной или будущей муке.
Итак, подобает каяться и молиться об избавлении от всякой страсти, ибо всякая
страсть подлежит муке не за то, что подвергались брани от нее, но за
нераскаянность. Если бы было это (т. е. мука) только за брань врага, то
некоторые, не достигнув еще совершенного бесстрастия, не могли бы получить
избавления, как говорит Петр Дамаскин. Обуреваемому же какой-либо страстью
подобает всеми силами противиться ей, - сказали отцы. Возьмем, например,
страсть блудную: кто борим этой страстью к какому-либо лицу, тот пусть всячески
удаляется от него, удаляется и от собеседования и от сопребывания с ним, и от
прикосновения к его одежде и от запаха ее. Кто не соблюдает себя от всего
этого, тот образует страсть, и любодействует мысленно в сердце своем, - сказали
отцы: он сам в себе возжигает пламя страстей и, как зверей, вводит в душу свою
лукавые помыслы» (184).
«Страсти есть внутренние идолы в сердце
человека... Страстолюбие есть внутреннее и душевное идолослужение; потому что
работающие страстям почитают их внутренним сердца покорением, как идолов»
(святитель Тихон Задонский. Цит. по 83: 989).
«Страсти — это сильные стремления внутреннего настроения
порочного сердца. Они глубоко входят в естество души и долгим властвованием над
нею и привычным удовлетворением их до такой степени сродняются с нею, что
составляют наконец как бы ее природу» (святитель Феофан Затворник. Цит. по 86:
170. См. прим. 9).
«Страсти — это греховные навыки души, обратившиеся от
долгого времени и частого упражнения в грехе как бы в природные качества.
Таковы: чревообъедение, пьянство, сладострастие, рассеянная жизнь, сопряженная
с забвением Бога, памятозлобие, жестокость, сребролюбие, скупость, уныние,
леность. Лицемерие, лживость, воровство, тщеславие, гордость и тому подобное.
Каждая из этих страстей, обратившись в характер человека и как бы в правило его
жизни, делает его неспособным к духовному наслаждению на земле и на Небе, хотя
бы человек и не впадал в смертный грех» (91: 318, 319).
«Ужасен и весьма худ страстный навык: он как бы
неразрешимыми узами связывает мысль, и узы сии всегда кажутся мне вожделенными,
потому что сам хочу быть так связанным. Мои навыки опутывают меня сетями, и я
радуюсь, что связан. Погружаюсь в самую несносную глубину, и это веселит меня.
Враг ежедневно обновляет узы мои, потому что видит, сколько я рад разнообразию
уз своих. Враг мой очень искусен: не связывает меня теми узами, какие мне не
угодны, а, напротив того, налагает всегда такие узы и сети, которые принимаю с
великим удовольствием; ибо знает, что изволение мое сильнее меня; и во
мгновение ока налагает узы, какие хочет» (святой Ефрем Сирин. Цит. по 39: 187).
«Что такое сделалось с нами вследствие преступления
прародительского?! Природа наша осталась та же, части и силы естества нашего
остались те же, с теми же законами и требованиями. Но не туда направилось
наше сознание с свободою; чрез то возмутили взаимное соотношение наших
частей и сил и, нарушив их первообразный строй, внесли расстройство в общую
деятельность и жизнь человека, породив из себя особый класс разрушительных сил
— страсти, не естественные нам, но возымевшие такую власть, что всеми силами
нашими ворочают, как им угодно» (36: 85, 86).
«Со времени Адамова преступления душевные помыслы,
отторгшись от любви Божией, разорялись в веке сем и смешивались с помыслами
вещественными и земными... а при постепенном преуспеянии и возрастании до того
же умножились в людях греховные страсти, что простерлись до прелюбодеяния,
непотребств, идолослужений, убийств и других нелепых дел, пока все человечество
не вскисло пороками. Зло до того возросло в людях, что помыслили, будто нет
Бога, стали же поклоняться неодушевленным камням; вовсе не могли даже составить
себе понятия о Боге. До такой степени закваска зловредных страстей заквасила
род ветхого Адама» (преподобный Макарий Великий. Цит. по 8: 156).
«Человек, преступив заповедь и будучи изгнан из рая,
связан двояким образом и двоякого рода узами: в мире сем — делами житейскими,
любовью к миру, то есть к плотским удовольствиям и страстям, и богатству и
славе, к имению, к жене, к детям, к родным, к отечеству, к месту и одеждам,
одним словом, ко всему видимому, от чего слово Божие повелевает отрешиться по
собственному произволению (потому что каждый ко всему видимому и привязывается
по доброй воле), чтобы, отрешаясь и освободив себя от всего этого, он мог стать
совершенным исполнителем заповеди; в тайне же опутывают, окапывают, остеняют и
оковами тьмы связывают душу духи злобы» (преподобный Макарий Великий. Цит. по
8: 199).
«Поскольку он (Адам) впал в грех и подвергся тлению, в плотскую
часть человеческой природы вторглись с тех пор наслаждения и нечистота, и
родился в наших членах их жестокий закон... А в Адаме человеческое естество
заразилось тлением из-за его преслушания, и в него проникли страсти» (святитель
Кирилл Александрийский. Цит. по 68:34).
«Страсти в нас, но самостоятельности в нас не
имеют. Разум, например, есть существенная часть души, и его никак отнять
нельзя, не уничтожив души. А страсти не таковы. Они превзошли в естество наше и
выгнаны из него могут быть, не мешая человеку быть человеком, а напротив, быв
изгнаны, оставляют человека настоящим человеком, тогда как присутствием своим
портят его и делают из него лицо, во многих случаях худшее животных. Когда они
владеют человеком и человек любит их, то они так сродняются с естеством
человеческим, что, когда действует по ним человек, кажется, будто он действует
от своего естества. Кажется так потому, что человек, подчинившись им, действует
по ним самоохотно и даже убежден бывает, что иначе нельзя: природа. Все они
(страсти) исходят из самоугодия, самости, самолюбие на них держится» (69:
388).
Святой Иоанн Кронштадтский сравнивает страсти в душе с: пожаром
в доме: «Не тогда спасать должно дом от пожара, когда огонь всюду уже
распространился в нем, а лучше всего тогда, когда пламя только что начинается.
Так и с душою. Душа — дом, страсти — огонь. Не дадите места диаволу (Еф.
4: 27)»; природным духовным инстинктом: «... человек попадает в сеть
диавола потому, что имеет греховные наклонности, или страсти, которые сделались
для него как бы природным духовным инстинктом его...» (41: 696). См. также
сноски: 25 раздела 3; 13, 16 раздела 5).
u Киприан (Керн), архимандрит, профессор (выдержки
из статьи)
«Вторая тема, поставленная нами в отделе о
душепопечении, есть тема о видах греха, об отдельных грехах, с которыми пастырю
приходится встречаться на исповеди. Но прежде чем перейти к этой типологии
греха, следует сделать некое общее введение аскетико-богословского характера,
могущее священнику помочь в трудной задаче учить кающихся, как им с грехами
бороться.
Надо здесь попутно сделать указание на неудовлетворительное
освещение этого вопроса в большинстве наших
учебников нравственного богословия. Через латинскую схоластику проникло
в нашу школу, в семинарский учебник, да и в сознание огромного большинства
верующих понимание греха, как злого дела, только как злого дела, только как
определенного факта, конкретного случая. Точно также и добродетель понимается
обыкновенно, как доброе дело, как такой-то и такой-то
положительный факт в нашей духовной жизни. То неправильное освещение
апостольских слов “вера без дел мертва есть”, которое породило знаменитый на
Западе средневековый спор о необходимости или ненужности дел для веры, отдельно
от веры понимаемых, вошло и к нам и крепко засело в сознании большинства. И
добродетель и грех осознаются почти всеми, как конкретные случаи. Ударение
целиком поставлено на дело, на факт, а вовсе не на порождающий их внутренний
духовный фактор, т. е. то или иное состояние души, содержание души. Отсюда
наши учебники нравственного богословия, лишенные своего отеческого, тяготения к
аскетике, превратились по меткому слову митр. Антония, в скучнейшую
“грехологию”. Руководства эти перечисляли длиннейшие подразделения грехов на
грехи “против Бога”, “против ближнего”, “против общества” и т. д., — все это,
кстати сказать, совершенно чуждое святоотеческой традиции, — но забывали,
а может быть, даже никогда и не знали учения отцов подвижников, на своем
собственном опыте осознавших, что есть грех, где его корни, каково его
происхождение, какие средства борьбы с ним. Эти семинарские и академические
руководства по нравственному богословию были непревосходимы по своей мертвящей
схоластичности и сухой казуистичности. Вдохновить кого бы то ни было жить по
христиански эти “нравоучения” фатально не могли.
Замечательным, поэтому, явлением в нашей духовной
литературе должно быть признано “Руководство к христианскому нравственному
учению”, епископа Феофана Затворника. Начитанный в святых отцах и личным своим
опытом укорененный в аскетике, он дал прекрасное и подлинно-церковное освещение
этому вопросу. Он напомнил русскому читающему обществу,
что грех не должен быть вовсе ограничиваем
одним только понятием злого дела, то есть отрицательного факта. То, что
произошло, как злое дело, есть не что иное, как проявившееся вовне последствие
нашего внутреннего духовного содержания. В глубине души сокрыта сложная ткань
разных духовных настроений, воспоминаний, привычек, пороков и т. д., которые
долго могут себя никак не проявлять, а, притаившись, ждать удобного случая для
того, чтобы выйти наружу. Человек, духовно невнимательный или мало
осведомленный, и понятия не имеет, что он во власти целого ряда сложнейших и
опасных душевных заболеваний, которые свили свое прочное гнездо в тайниках его
души. Он спохватывается только тогда, когда грех, в виде конкретного злого дела
вышел на поверхность и проявил себя, как определенный отрицательный факт. Человек
и начинает тогда раскаиваться в этом именно сделанном факте. Он исповедует
данное, конкретное злое дело и ждет прощения его. Он и не предполагает, что
бороться-то надо не с теми или иными проявлениями глубоко укорененных
греховных пороков и привычек, а с самими этими пороками. А священник, пропитанный
схоластическими подразделениями грехов на “большие и малые“, “смертные и не
смертные”, “грехи против Бога, ближнего, общества” и т. д. не
умеет подать кающемуся дельный и полезный совет. Кающийся скорбит о содеянном
злом поступке, а священник и не умеет ему сказать, что надо лечить больную
душу, искоренять привычки, а вовсе не бороться против уже совершившегося факта.
Все сказанное может быть объяснено иначе примером медицинским. Простуженному и сильно
больному человеку надо не насморк лечить, а заняться серьезной борьбой с
лихорадкой, последствием коей является этот насморк…
Заслуга епископа Феофана Затворника потому и велика, что
он напомнил нашему обществу, далекому от церкви, не сведущему в делах религии
и аскетики, что важны в духовной жизни не добрые или злые дела, а внутреннее
содержание вашей души, порождающее или добрые дела или злые. Феофан Затворник,
пробудивший у нас большой интерес к Святому Писанию, к святоотеческой
письменности и к аскетике, напомнил и мирянам, а главное, и пастырям, где
лежит центр тяжести в духовной жизни, где ударение в той “духовной брани”, о
которой писали наши аскеты…
Таким образом, не добрые дела в их реальной
конкретности, а добродетельное состояние души, общее стремление к святости, к
чистоте, к богоуподоблению, к спасению, то есть к Обожению, — вот к чему
должен призывать духовник своих духовных детей. Не грехи, как осуществленные в
отдельности конкретные злые факты, а породившие их страсти, пороки, лукавые
духи, — вот против чего должен направлять духовник кающегося. У пришедшего на
исповедь надо стремиться пробудить раскаяние в его греховности, то есть в
общем болезненном состоянии его души. Покаяние состоит в решительном желании
освободиться от пленяющих нас греховных состояний, то есть вышеупомянутых
страстей» (116).
u Святитель Игнатий (Брянчанинов) (выдержки из книги)
Восемь главных страстей с их подразделениями и
отраслями
1. Чревообъедение
Объедение, пьянство, нехранение и разрешение постов,
тайноедение, лакомство, вообще нарушение воздержания. Неправильное и излишнее
любление плоти, ея живота и покоя, из чего составляется самолюбие, от которого
нехранение верности Богу, Церкви, добродетели и людям.
2. Любодеяние
Блудное разжение, блудные ощущения и положения души и
сердца. Принятие нечистых помыслов, беседа с ними, услаждение ими, соизволение
им, медление в них. Блудные мечтания и пленения. Нехранение чувств, в
особенности осязания, в чем дерзость, погубляющая все добродетели.
Сквернословие и чтение сладострастных книг. Грехи блудные естественные: блуд и
прелюбодеяние. Грехи блудные противоестественные.
3. Сребролюбие
Любление денег,
вообще любление имущества движимого и недвижимого. Желание обогатиться.
Размышление о средствах к обогащению. Мечтание богатства. Опасения старости,
нечаянной нищеты[1],
болезненности, изгнания. Скупость. Корыстолюбие. Неверие Богу, неупование на
Его промысл. Пристрастия или болезненная излишняя любовь к разным тленным
предметам, лишающая душу свободы. Увлечение суетными попечениями. Любление
подарков. Присвоение чужого. Лихва. Жестокосердие к нищей братии и ко всем
нуждающимся. Воровство. Разбой.
4. Гнев
Вспыльчивость, принятие гневных помыслов: мечтание гнева
и отмщения, возмущение сердца яростью, помрачение ею ума: непристойный крик,
спор, бранные, жестокия и колкия слова, ударение, толкание, убийство.
Памятозлобие, ненависть, вражда, мщение, оклеветание, осуждение, возмущение и
обида ближнего.
5. Печаль
Огорчение, тоска, отсечение надежды на Бога, сомнение в
обетованиях Божиих, неблагодарение Богу за все случающееся, малодушие,
нетерпеливость, несамоукорение, скорбь на ближнего, ропот, отречение от креста,
покушение сойти с него.
6. Уныние
Леность ко всякому доброму делу, в особенности к
молитвенному. Оставление церковного и келейного правила. Оставление
непрестанной молитвы и душеполезного чтения. Невнимание и поспешность в
молитве. Небрежение. Неблагоговение. Праздность. Излишнее успокоение сном,
лежанием и всякого рода негою. Перехождение с места на место. Частые выходы из
келии, прогулки и посещения друзей. Празднословие. Шутки. Кощуны. Оставление
поклонов и прочих подвигов телесных. Забвение грехов своих. Забвение заповедей
Христовых. Нерадение. Пленение. Лишение страха Божия. Ожесточение. Нечувствие.
Отчаяние.
7. Тщеславие
Искание славы человеческой. Хвастовство. Желание и
искание земных и суетных почестей. Любление красивых одежд, экипажа, прислуги и
келейных вещей. Внимание к красоте своего лица, приятности голоса и прочим
качествам тела. Расположение к наукам и искусствам гибнущим сего века, искание
успеть в них для приобретения временной земной славы. Стыд исповедовать грехи
свои. Скрытие их пред людьми и отцом духовным. Лукавство, Самооправдание.
Прекословие. Составление своего разума. Лицемерие. Ложь. Лесть. Человекоугодие.
Зависть. Уничижение ближнего. Переменчивость нрава. Потворство. Бессовестность.
Нрав и жизнь бесовские.
8. Гордость
Презрение ближнего. Предпочтение себя всем. Дерзость.
Омрачение, дебелость ума и сердца. Пригвождение их к земному. Хула. Неверие.
Лжеименитый разум. Непокорность закону Божию и Церкви. Последование своей
плотской воле. Чтение книг еретических, развратных и суетных. Неповиновение
властям. Колкое насмешничество. Оставление христоподражательного смирения и
молчания. Потеря простоты. Потеря любви к Богу и ближнему. Ложная философия.
Ересь. Безбожие. Невежество. Смерть души» (187: 3-6).
[П.В.Добросельский -
Оглавление] | [Библитотека «Вехи»]
2008, © Библиотека «Вехи»