[П.В.Добросельский - Оглавление] | [Библитотека «Вехи»]
П. В. Добросельский
о происхождении
человека,
первородном грехе и
искусственном зарождении
Приложение 7
Примеры некоторых типов временного разъединения
души и тела, не приводящих к физической смерти
7.1. Разъединение души и
тела при клинической смерти
7.1.1. Общие сведения
«Различение клинической[1] смерти (обратимого этапа умирания) и
биологической смерти (необратимого этапа умирания) явилось определяющим для
становления реаниматологии — науки, изучающей механизмы умирания и оживления
умирающего организма. Сам термин “реаниматология” был впервые введен в 1961
году В. А. Неговским на Международном конгрессе травматологов в Будапеште. Anima — душа,
re — обратное
действие, таким образом, реанимация — это насильственное возвращение души в
тело» (53: 25).
«Еще несколько десятилетий назад каждый случай оживления
человека представлялся настоящим чудом. Сейчас наука ушла далеко вперед, но
все-таки расширить пределы своих возможностей в области “воскрешения из
мертвых” врачам не удается. Статистические данные показывают, что более
девяноста процентов пациентов удалось спасти после того, как они находились в
состоянии клинической смерти не более трех минут, и лишь четыре процента
“умерших” вернулись к жизни, пробыв на том свете четыре-пять минут.
“В реальных условиях это фактически предел, — говорит
профессор, член-корреспондент РАМН Виктор Семенов. — Дальше уже наступают
необратимые явления в мозговых клетках...”» (А. Добровольский. «Смерть любит
погорячее, а реаниматоры — похолоднее». Газета «Московский Комсомолец». 19 мая,
2001).
«Медицина различает состояние комы (в переводе с
греческого — глубокий сон) и клинической смерти. В первом случае человек бывает
полностью лишен сознания, но жизненные процессы не прекращаются. Во втором —
видимые признаки жизни отсутствуют. Христианский взгляд на человеческую жизнь
дает возможность различать их на основе четкого критерия: при коматозном
состоянии душа еще не отделяется от тела, а при клинической смерти временно
покидает его. После возвращения к жизни человек может с впечатляющими подробностями
рассказать видимое им во время реанимации. Эти многочисленные опыты доказывают
существование души как самостоятельной субстанции в человеке. В состоянии же
комы душа впечатлений не имеет (медицина их не отмечает). Объяснить это можно
тем, что душа в это время остается соединенной с телом, которое потеряло
способность чувственных восприятий»[2] (150: 38).
Иеромонах Серафим (Роуз) приводит следующий обобщающий
вывод в отношении временного разъединения души и тела: «“Земная” сторона
“выхода из тела” хорошо описана в книге директора Института психофизических
исследований в Оксфорде (Англия) Салии Грин “Выход из тела” (Нью-Йорк, 1975). В
ответ на обращение, сделанное в октябре 1966 года через британскую прессу и
радио, Институт получил около 400 ответов от людей, утверждавших, что они лично
выходили из тела. Такая реакция говорит о том, что подобный опыт в наше время
совсем не редкость и что кто имел его, теперь с большей готовностью, чем ранее,
говорит об этом, не боясь прослыть “тронутым”. В отношении “посмертного” опыта
то же самое отмечают д-р Муди и другие исследователи. Упомянутые 400 человек
получили по два вопросника, а книга явилась результатом сравнения и анализов
ответов.
Описанные в этой книге опыты почти все были невольными,
вызванными различными физическими условиями – стрессом, усталостью, болезнью,
несчастным случаем, анестезией, сном. Почти все они происходили вблизи от тела
(а не в царстве духов), и сделанные наблюдения очень сходны с рассказами людей,
имевших “посмертный” опыт: человек видит свое собственное тело снаружи,
обладает всеми чувствами (хотя в теле мог быть глухим и слепым), не способен
дотрагиваться до своего окружения или взаимодействовать с ним, плавает в
воздухе, испытывая огромное удовольствие и легкость, ум действует яснее, чем
обычно. Некоторые описывали встречу с умершими родственниками или же
путешествия в места, которые, казалось, не принадлежали обычной реальности»
(60: 114, 115).
7.1.2. Примеры
«Согласно рассказам, первое, что происходит с умершим, –
это то, что он выходит из тела и существует совершенно отдельно от него. Он
часто способен видеть все окружающее, включая собственное мертвое тело и
попытки его оживления; он ощущает, что находится в состоянии безболезненной
теплоты и легкости, как если бы он плавал; он совершенно не в состоянии
воздействовать на свое окружение речью или прикосновением, и поэтому часто
ощущает большое одиночество; его мыслительные процессы обычно становятся
намного быстрее, чем когда он был в теле. Вот некоторые из кратких отрывков из
описания таких опытов:
“День был пронзительно холодный, но пока я был в этой
черноте, я ощущал лишь теплоту и предельное спокойствие, какое я когда-либо
испытывал... Помнится, я подумал: “Должно быть, я умер”.
“У меня появились великолепнейшие ощущения. Я не
чувствовал ничего, кроме мира, спокойствия, легкости – просто покой”.
“Я видел, как меня оживляли, это было действительно
странно. Я был не очень высоко, как будто бы на каком-то возвышении, немного
выше их; просто, возможно, смотрел поверх их. Я пытался говорить с ними, но
никто меня не слышал, никто бы и не услышал меня”.
“Со всех сторон люди шли к месту аварии... Когда они
подходили совсем близко, я пытался увернуться, чтобы сойти с их пути, но они
просто проходили сквозь меня”.
“Я не мог ни к чему притронуться, не мог общаться ни с
кем из окружающих меня. Это жуткое ощущение одиночества, ощущение полной
изоляции. Я знал, что совершенно один, наедине с собой”.
Кстати сказать, существует удивительное объективное
доказательство того, что человек действительно находится в этот момент (при
клинической смерти — П. Д.) вне тела — иногда люди способны пересказать
разговоры или сообщить точные подробности событий, которые происходили даже в
соседних комнатах или еще дальше, пока они были мертвы. Среди прочих примеров
такого рода доктор Кублер-Росс упоминает об одном замечательном случае, когда
слепая видела и затем ясно описала все происходящее в комнате, где она
“умерла”, хотя, когда она снова вернулась к жизни, она опять была слепа...»
(60: 17).
«... Я увидел, что стою один посреди комнаты; вправо от
меня, обступив что-то полукругом, столпился весь медицинский персонал… Меня
удивила эта группа; на том месте, где стояла она, была койка. Что же теперь там
привлекало внимание этих людей, на что смотрели они, когда меня уже там не
было, когда я стоял посреди комнаты?
Я подвинулся и глянул, куда глядели все они, — там на
койке лежал я. Не помню, чтобы я испытывал что-нибудь похожее на страх при виде
своего двойника; меня охватило только недоумение: как же это? Я чувствовал себя
здесь, между тем и там тоже я...
Я захотел осязать себя, взять правой рукой левую: моя
рука прошла насквозь; попробовал охватить себя рукой за талию — рука вновь
прошла через корпус, как по пустому пространству… Я позвал доктора, но
атмосфера, в которой я находился, оказалась совсем не пригодной для меня; она
не воспринимала и не передавала звуков моего голоса, и я понял свою полную
разобщенность со всем окружающим, свое странное одиночество; панический страх
охватил меня. Было действительно что-то невыразимо ужасное в том невыразимом
одиночестве…
Я глянул, и тут только впервые передо мной явилась мысль:
да не случилось ли со мной того, что на нашем языке, языке живых людей,
определяется словом “смерть”? Это пришло мне в голову потому, что мое лежащее
на койке тело имело совершенно вид мертвеца…
Вспоминая и продумывая впоследствии свое тогдашнее
состояние, я заметил только, что мои умственные способности действовали и тогда
с удивительной энергией и быстротой…» (60: 19, 20 со ссылкой на рассказ
«Невероятное для многих, но истинное происшествие». К. Икскуль. Троицкие
листки. 1910 г.)[3].
По вопросу посмертных опытов, приведенных в работе 60,
иеромонах Серафим (Роуз) говорит: «Если это действительно опыты смерти (имеются
в виду опыты клинической смерти — П. Д.), то они включают только самое начало
посмертного странствования души; они происходят как бы в прихожей смерти, до
того, как приговор Бога душе становится окончательным (свидетельством тому
является приход Ангелов за душой), пока душа еще имеет возможность естественным
путем вернуться в тело» (60: 100).
Приведем выдержки из работы протоиерея Михаила
Овчинникова: «Между жизнью и смертью»[4].
«Дальше (после автокатастрофы — П. Д.) реанимация,
нейрохирургия, кровь, боль и смерть…
Мои повреждения были столь серьезными, что в первые дни
после аварии врачи не могли дать никакой гарантии, что я выживу.
Первое, что я вспомнил, было ясное ощущение — душа
моя покидала тело. Происходило это шесть раз… Разумеется, эти моменты остались
только в моей памяти, как – то зафиксировать их в тяжелые для меня минуты я не
мог.
Настолько неожиданно и резко это произошло, что я, к
сожалению, смутно помню сам момент расставания души с телом. Хорошо помню
ощущение легкости, когда, как при глубоком вздохе, пришло прекрасное ощущение
освобождения от больной, разломанной плоти. Постепенно, но вполне реально
включалось восприятие звука, цвета, формы. Я уходил в неповторимо прекрасный
восхитительный мир, причем впечатление неземного, неощущаемого ранее состояния
нарастало. Сквозь болевой, кровавый мрак вдруг постепенно появился
непередаваемо чудесный свет — он был похож не на сполохи лампы, прожектора или
светильника, это был весь мир, пронизанный светом – жизнью» (152: 40, 41).
Отметим, что примеры оживления людей после клинической
смерти с применением методов реаниматологии[5] ясно указывают на то, что критерием разъединения, так же,
как и повторного соединения, души и тела является именно состояние тела, или,
более конкретно, определенные значения его параметров.
7.2. Разъединения души и тела, не связанные с
клинической смертью (расстроенностью) тела
«…“Внетелесное” состояние не обязательно связано со
смертью… Почти все недавние “посмертные“ случаи были чрезвычайно кратки;
будь они более длительными, последовала бы настоящая смерть. Но в состоянии
“вне тела”, которое не связано с близкими к смерти условиями, возможен и более
длительный опыт (по сравнению с опытом в состоянии клинической смерти – П. Д.»
(60: 117, 119).
«Православным христианам хорошо известно, что человек
действительно может быть поднят выше пределов его телесной природы и может
посетить невидимые миры. Сам апостол Павел не знал, был ли он в
теле… или вне тела, когда он был восхищен на третье небо...[6]
В православной литературе такое состояние часто
описывается как нахождение вне тела, как было со св. Антонием…[7] Епископ Игнатий (Брянчанинов) упоминает двух
подвижников ХIХ столетия, души которых также покидали тела во
время молитвы — сибирского старца Василиска, чьим учеником был знаменитый
Зосима, и старца Игнатия. Самым замечательным случаем выхода из тела, описанным
в православных житиях, является, вероятно, случай со св. Андреем, Христа ради
юродивым, Константинопольским (Х век), который в то время, когда тело его явно
лежало на снегу городской улицы, был вознесен в духе и созерцал рай и третье
небо, а затем часть увиденного поведал своему ученику, который и записал
случившееся (Жития святых, 2 октября). Такое дается по Божией милости и
совершенно не зависимо от человеческого желания или воли» (60: 113).
«Опыт неба бывает разный. Иногда душу отводят туда до
смерти, чтобы показать его чудеса или уготованное ей место. Так св. Мавра,
которая не поддалась во время своего мученичества двум ложным видениям падших
духов, так описывала последовавший за этим Богоданный опыт: “Также я видела и
третьего мужа, прекрасного видом; лицо его сияло, как солнце. Взяв меня за
руку, он возвел меня на небо и показал мне престол, покрытый белою одеждою, и
венец, прекрасный видом. Удивившись этой красоте, я спросила того мужа, который
привел меня на небо: “Чье это, господин?” Он же сказал мне: “Это воздаяние за
подвиг твой... Но теперь возвратись в тело твое; утром же в шестой час придут
Ангелы Божии, чтобы взять ваши души и вознести их на небо” (Жития святых, 3
мая)» (60: 152).
Заметим, что случай, аналогичный приведенному в 2 Кор.
2-4 (см. сноску 201), также произошел и с преподобным Серафимом Саровским,
который говорит: «Усладился я словом Господа моего Иисуса Христа: “В доме отца
моего обителей много” (Ин. 14: 2). И остановился я, убогий, на сих словах, и
возжелал видеть оные небесные обители, и молил Господа Иисуса Христа, чтобы Он
показал мне их, и Господь не лишил меня, убогого, Своей милости. Вот я и был
восхищен в эти небесные обители — только не знаю, с телом, или кроме тела. Бог
весть, это непостижимо, А о той радости и сладости небесной, которую я там
вкушал, сказать тебе невозможно» (29: 53).
[П.В.Добросельский - Оглавление] | [Библитотека «Вехи»]
© Библиотека «Вехи»
[1] «Клини́ческая смерть, терминальное состояние
(пограничное между жизнью и смертью), при котором отсутствуют видимые признаки
жизни (сердечная деятельность, дыхание), угасают функции центральной нервной
системы, но — в отличие от биологической смерти, при которой
восстановление жизненных функций невозможно, — сохраняются обменные
процессы в тканях. Длится несколько минут» (183. См. термин «клиническая
смерть»).
[2] Следует отметить, что тело потеряло не способность
чувственных восприятий (поскольку чувствует не тело, а душа), а способность содействовать появлению этих восприятий у души.
[3] О приведенном в указанном рассказе «посмертном» опыте иеромонах
Серафим (Роуз) говорит: «Эта маленькая книга может быть использована как
контрольный случай, по которому можно судить о новых случаях (временного
разъединения души и тела – П. Д.). Она была одобрена как не содержащая ничего
противного православному учению о загробной жизни одним из ведущих православных
писателей-миссионеров начала века, архиепископом Никоном Вологодским» (60: 18).
[4] «… Наш современник, протоиерей Михаил Овчинников,
попавший в жестокую автокатастрофу, не оставляющих ему никаких шансов на жизнь,
выжил вопреки прогнозам врачей. Пережив в это труднейшее время несколько
клинических смертей, пройдя через нестерпимые муки, чудом Божиим возвращенный
из небытия, отец Михаил нашел в себе в себе силы написать обо всем происшедшим
с ним, детально проанализировать свои ощущения на грани между жизнью и
смертью…
Из истории
Православия известно немало подобных случаев. Но эта книга уникальна тем, что
отец Михаил, лично переживший умирание и возвращение к жизни, свидетельствует о
своем посмертном опыте не только как пациент, но и как пастырь» (152:
2)
[5] В общем виде методы реаниматологии можно представить как
контроль и приведение существенных (жизненно важных) параметров тела в область
определенных (жизненных) значений.
[6] «Знаю человека во Христе, который назад тому
четырнадцать лет, — в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает, —
восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке, — только не знаю
– в теле, или вне тела: Бог знает, — что он был восхищен в рай и слышал
неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2 Кор. 2-4).
[7] «... Преподобный Антоний Великий видел мытарства во
время молитвы, находясь вне тела» (60: 96).