[Н.О.Лосский]
| [«История русской философии» - Оглавление] | [Библиотека
«Вехи»]
Н.О.ЛОССКИЙ
ИСТОРИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ
Глава X
КНЯЗЬЯ С. Н. и Е. Н. ТРУБЕЦКИЕ
Князь
Сергей Николаевич Трубецкой и его брат князь Евгений
были близкими друзьями Соловьева, хотя были моложе его на 10 и 11 лет (Сергей
Трубецкой родился в 1862 г., а Евгений Трубецкой — в 1863 г.). Они
продолжали дело Соловьева, разрабатывая православное религиозное философское мировоззрение.
Условия, в которых проходила юность этих мыслителей, ярко описаны в «Воспоминаниях» князя Евгения Трубецкого[1]
и достойны внимания, ибо они хорошо характеризуют русскую духовную культуру.
Братья
Трубецкие учились в классической гимназии в Москве
и воспитывались в окружении высококультурных людей. С двенадцатилетнего возраста братья прониклись страстью к музыке,
особенно классической — Гайдна, Моцарта,
Бетховена, а позднее русских композиторов — Бородина, Мусоргского,
Римского-Корсакова и др. В 1877 г. вспыхнула
русско-турецкая война. В широких массах русского народа эта война рассматривалась как поход за освобождение
православных братьев болгар и сербов из-под турецкого ига. Братья Трубецкие были страстными
поборниками идеи России как великой нации. Они пережили энтузиазм, которым была охвачена вся Россия.
Будучи еще в гимназии, Трубецкие, подобно Соловьеву и другим русским молодым людям
своего времени, преодолели духовный кризис, выразившийся в отрицании всех традиций прошлого. Трубецкие утратили
веру в Бога и страстно увлеклись позитивизмом Спенсера и Дж. С. Милля. Господствовавшее в России критическое
отношение к общественному и политическому режиму привело не только к осуждению самодержавия, но и к чисто
нигилистическому по своему духу отрицанию всех других ценностей. Хотя осуществлялся
строгий контроль
над политическими мнениями учеников со стороны школьного начальства, два брата,
отличавшиеся умом и талантом, не боялись высказывать свои мнения прямо. Старший брат, Сергей,
обычно подшучивал над учителем французского языка — швейцарцем: «Федор Федорович,
зачем вам нужен Монблан?
Он только стоит на пути. Никто не может через него перейти. Разве это не позор? Вот
к чему приводит республиканский режим. Другое дело у нас. Будь этот Монблан в России, какой-либо полицейский
в чине капитана или губернатор немедленно приказали бы его убрать с дороги.
Вот и не было бы
Монблана!»[2]
Однако позднее Трубецкие приступили к более серьезному изучению философии. Вскоре они
пришли к выводу, что эмпиризм Милля был давно опровергнут Лейбницем в его полемике с Локком, а
Спенсер оказался бессильным понять отличающееся своей глубиной учение Канта об
априорных основах знания.
Отрекшись от позитивизма, Евгений Трубецкой пришел к скептицизму, который стал для него
источником новых мучений.
Хотя Евгений Трубецкой, например, ясно осознал, что бесчестные поступки недопустимы,
тем не менее его разум был бессилен
привести какой-либо убедительный довод в пользу
бескорыстного поведения.
Он преодолел кризис лишь тогда, когда страстно увлекся
философией Шопенгауэра. Евгений Трубецкой начал понимать, что пессимизм был неизбежным
следствием отрицания абсолютно правильных принципов, управляющих миром. Тогда он встал перед
альтернативой: «Или есть Бог, или не стоит жить». Как раз в это время в журнале
«Русский вестник» печатались два произведения — роман Достоевского «Братья Карамазовы» и
диссертация В. Соловьева «Критика отвлеченных начал». Эти работы в разных формах — художественной и философской — поднимали
один и тот же вопрос и отвечали на него положительно. Примерно в это же время братья Трубецкие прочитали брошюру
Хомякова, в которой он развивал свое
учение о церкви как теле Христовом.
Сердце
Трубецкого признавало Бога, а ум отвергал его. Преодолев подобную двойственность, Евгений Трубецкой познал
радость исцеления в прямом смысле этого слова. Это случилось потому, что он
почувствовал возвращение нарушенной цельности
своего человеческого существа. Братья Трубецкие
вернулись в лоно православной церкви и еще более стали интересоваться
проблемами русского национального духа. В
1886 г. они встретились с Владимиром Соловьевым и с тех пор стали его
близкими друзьями.
Окончательному утверждению религиозного мировоззрения князя Евгения Трубецкого
способствовало глубокое религиозное переживание во время исполнения «Девятой симфонии»
Бетховена (дирижировал Антон Рубинштейн). «Первые звуки симфонии, — рассказывает Е.
Трубецкой, — произвели на меня впечатление космической бури. Сверкнули молнии, послышался глухой раскат грома, возвещающий
всемирное потрясение. Попытки избавиться от
охватившего меня обеспо-койства оказались напрасными. Тревога, вызванная
безнадежным, всеобщим страданием и
смятением, росла с каждым новым
звуком. Чудесное скерцо с трижды повторяющимися жестокими и безжалостными ударами рассказывает о стремлении души
вырваться из неумолимых объятий растущего мрака.
Откуда-то доносится тривиальная мелодия сдержанного мещанского веселья, внезапно прерванная теми же сухими и жестокими ударами. Прочь от этого
заблуждения, ибо в душе нет места
для филистерского удовлетворения, прозаической мелодии, будничной радости! Разлад и хаос, космическая
борьба в звуках наполняет душу отчаянием и ужасом. И вдруг, когда вы видите себя на краю темной пропасти, в которую вот-вот низвергнется весь мир, доносятся
резкие звуки труб, аккорды, ширящие мир, властный призыв с небес, призыв другого бытия. Издали доносится pianissimo неслышной доселе мелодии радости. В оркестре звучат новые и
торжественные ноты. Они растут, ширятся и
приближаются. Больше нет
предчувствия, миража другого будущего. Человеческие голоса сливаются в мощный хор. Звучит победный гимн радости.
Иллюзия стала действительностью, настоящим. И
сразу же вы чувствуете себя в надзвездном мире, выше человечества и всех горестей жизни.
Обнимитесь,
миллионы!
В поцелуе слейся,
свет!
Братья, над шатром
планет
Есть отец, к сынам
склоненный» (96—98)
Симфония Бетховена снова поставила Е. Трубецкого перед дилеммой: «либо есть Бог,
а в нем полнота жизни (неземной), либо жизнь не имеет смысла».
Однако симфония дала
и неизмеримо большее — живой опыт потустороннего, реальное чувство динамического мира.
Человек становится участником
космической драмы и переживает ее всю, вплоть до того кульминационного момента,
когда смятение и ужас чудесно сменяются радостью и миром. Он осознает, что вечный мир
ниспосылается на землю свыше и является не отрицанием, а полнотою жизни.
Ни один великий композитор не смог раскрыть все это так глубоко и прочувственно, как
Бетховен (96—98).
В 1900 г. С. Н. Трубецкой стал профессором философии Московского университета. Е.
Н. Трубецкой был профессором философии
права сначала в Киеве, а затем в Москве. Оба брата сыграли выдающуюся роль в
русском либеральном движении, отстаивавшем
идею ограничения власти самодержавия.
6 июня 1905 г. С. Трубецкой в качестве члена делегации земства и городских органов самоуправления
произнес речь о необходимости реформ
в присутствии императора Николая II. Е. Н. Трубецкой как философ
права был деятельным
публицистом и отстаивал идею независимости церкви от государства. Как политик, Трубецкой
выступал против реакционных сил, стремившихся «заморозить» Россию, и против революционеров, которые, по
его словам, поставили перед собой задачу «перевернуть всех вверх дном». В памфлете
«Два зверя» он
называет эти силы двумя зверями апокалипсиса и показывает, что пасть красного зверя и
когти черного зверя одинаково опасны.
С. Н. Трубецкой умер в 1905 г. от кровоизлияния в мозг. Смерть постигла его неожиданно, в канцелярии
министра просвещения, когда он, будучи
ректором Московского университета,
приехал в Петербург для того, чтобы отстаивать право университетской автономии.
После большевистской революции Е. Н. Трубецкой принимал участие в гражданской войне на стороне
противников большевиков и в 1920 г. умер от тифа в Новороссийске.
Профессорская
деятельность, ранняя смерть помешали С. Н.
Трубецкому разработать цельную философскую систему. Наиболее значительные его работы следующие: «Метафизика в древней Греции» и «Учение о Логосе» (1900);
а также те три работы, в которых
изложены и оригинальные взгляды: «О
природе человеческого сознания», «Основания идеализма» и «Вера в бессмертие».
Говоря об условиях, определяющих логический характер знания и объективность внешней реальности, князь
Сергей Трубецкой утверждает, что сознание сверхчеловечно не в смысле бытия личного, гноселогического я, а в смысле сверхличного, совокупного
единства мировой души. Исходя из этого положения, Трубецкой развил
учение об универсальной чувствительности,
формами которой являются время и пространство.
Такое ее содержание, как цвет, звук и т. д., независимо от отдельного человеческого сознания.
Условием логической
последовательности знания является универсальный разум, который рассматривается в его первопричине не как комплекс
абстрактных идей, форм, категорий и т. д., а как конкретный субъект, живой Логос, вторая ипостась Св. Троицы. Поэтому он называет свою философию конкретным идеализмом. Подобно
Соловьеву, он истолковывает познание объективной
реальности, которую невозможно свести к одним ощущениям и понятиям, посредством внутренней связи между всеми существами. Трубецкой исходит из закона
универсальной соотносительности,
который он считает применимым также
к человеческому сознанию. «Наше сознание, — говорит он, — обусловлено
внутренним соотношением вещей, в основании
которого лежит внутреннее всеединство Сущего»[3].
Абсолютное бытие само переходит
границы относительности и становится бытием сверхотносительным, существующим не
только в себе и для себя, но и
раскрывающим свою скрытую субстанцию
в существовании для другого, в любви к миру. Он оправдывает веру в
бессмертие следующим рассуждением. Установив
сверхвременный характер идеального аспекта
мышления, чувства и поведения (т. е.
сверхвременный характер истины,
сущности и т. д. ), Трубецкой утверждал, что духовный рост личности влечет за собой рост знания безвременности
абстрактных идеальных принципов и возрастающей веры в личное бессмертие субъекта как носителя этих принципов. Все это возможно благодаря развитию интуиции, в которой и через которую мы познаем не только
отдельные функции, но и целостное
неделимое бытие человека как индивидуума
абсолютной ценности, характеризуемой идеальными атрибутами, как нравственными, так и эстетическими.
Эта вера находит себе высшее
оправдание на основе христианской религии,
которая учит нас видеть в ближних «образ Христа».
Учение С. Трубецкого уходит своими корнями в систему В. Соловьева, которую он, тем
не менее, подверг пересмотру в свете критики теории познания Канта и послекантовского метафизического
идеализма, в особенности Гегеля. Таким образом учение об универсальной
чувствительности было попыткой углубить кантовскую концепцию чувствительности.
Князь
Евгений Трубецкой имел возможность изложить свои
идеи более обстоятельно, чем его брат. В книге о Соловьеве он, критикуя основные положения системы своего
друга, вместе с тем дает
представление и о собственном мировоззрении. Основные его работы следующие: «Миросозерцание бл. Августина», 1892; «Миросозерцание папы
Григория VII и
публицистов — его современников», 1897; «Миросозерцание В. Соловьева», 1912;
«Метафизические предположения познания», 1917; «Смысл жизни», 1918. Необходимо
также упомянуть
две его замечательные брошюры о русской иконографии — «Два мира в древнерусской
иконописи» и «Умозрение в красках».
В своей книге «Метафизические предположения познания» Е. Трубецкой поставил
перед собой задачу опровергнуть кантовскую теорию познания на основе учения о
зависимости истины
от абсолютного, которое он развил более полно, чем это сделал его брат в исследовании
природы человеческого сознания. По мнению Е. Трубецкого, познание может быть абсолютно достоверным только в
том случае, если его основу составляет сверхчеловеческое. Суждение
«два плюс два равно четырем», как
абсолютно истинное суждение обо всем, предполагает,
что все действительное и постижимое подчинено некоторому единству, или, другими
словами, обусловливает существование всеединства — абсолютного сознания, в котором все познаваемое определяется мышлением,
безотносительно ко времени. Таким образом, всякая истина вечна.
Такие единичные суждения о текущих событиях, как, например, «Брут убил Цезаря», не являются
исключениями к указанному правилу. Парадокс
вечного осознания временного можно
объяснить тем, что абсолютное сознание является вечным созерцанием прошлого и будущего как таковых, т. е. представляет собой конкретную интуицию, синтез
вечной памяти и абсолютного предвидения. Наше познание возможно лишь
благодаря нашему участию в абсолютном сознаний, благодаря тому, что
человеческое и абсолютное мышление, отличаясь
друг от друга, одновременно составляют одно неделимое целое. Указанное
участие несовершенно и неполно; поэтому мы
должны прибегнуть к абстракции и, таким образом, дойти до абсолютной истины.
Без абстракции мы не могли бы избавиться от субъективного и случайного в
классификации непосредственных данных опыта и восстановить их абсолютный
синтез, т. е. необходимый и объективный порядок» обусловливающий истину. Таким
образом, абстракция в познании является только средством и промежуточным звеном
для установления конкретного единства сущего. Это единство включает и чувственную сторону восприятия, которую
братья Трубецкие рассматривали как транссубъективную.
Князь
Евгений Трубецкой развивает свое учение об отношении между абсолютом и миром в двухтомной работе «Миросозерцание В. Соловьева». В ходе критического
рассмотрения метафизики Соловьева Трубецкой вносит некоторые важные изменения в нее, вполне совместимые с духом
православного христианства.
Космология Соловьева близка к космологии Шеллинга своим учением о том,
что первая материя лежит в основе мира и
является вместе с тем первым субстратом «природа в Боге». Таким образом,
вопреки намерениям Шеллинга и Соловьева, их
теории носят пантеистическую окраску, ибо теория взаимозависимости Бога
и мира исключает возможность создания
какой-либо последовательной теории свободной воли. Евгений Трубецкой
избежал ошибок Соловьева благодаря
утверждению, что сотворение мира является абсолютно свободным актом — творением из ничего.
Вместе
с тем его концепция Софии как единства божественных
идей приобретает иной характер. Соловьев утверждал, что сущностью индивидуума является его идея; Е. Трубецкой
указывает на то, что он иногда истолковывал отношение вечной мудрости Бога к нашей изменяющейся
действительности как отношение
сущности к явлению. Если бы, однако,
божественный принцип был, таким образом, тесно связан с миром, невозможно было бы найти какое-либо
объяснение индивидуальной свободе или источнику зла. Следовательно, Е. Трубецкой приходит к выводу о том, что, будучи
реальным принципом в Боге извечно,
для земного человечества и всех «Божьих
агнцев» София есть не сущность, а только норма, идеальный образ. Индивидуум находится вне божественной жизни и свободен принять или отвергнуть эту идеальную цель, поставленную перед ним. Если он принимает
его, то дает
осуществление в себе божественному
образу, если же отвергает, то
становится богохульной пародией или карикатурой на нее[4].
Божьи творения суть внешние по отношению к Богу. Однако это не ограничивает абсолюта, ибо в себе, вне положительного или
отрицательного отношения к нему, Божьи творения — ничто. По взгляду, Бог свободен от мира и, следовательно, мир независим от Бога. Без такой
свободы с обеих сторон отношения
между Богом и миром и не могли бы иметь характера любви или — со стороны человека — враждебности. Эти понятия далее развиваются Е. Трубецким
в его книге «Смысл жизни», изданной в 1918 г.; они дают ему возможность истолковывать христианство как
единственную в своем роде религию, в
которой человеческий элемент не
поглощается божественный, а
божественный — человеческим. Оба
эти элемента составляют единство в его полноте и
цельности. Их единение устраняет
противоположность между этим и по ту
сторону и рассматривается как переход
к другому, высшему плану: процесс земной эволюции является развитием в сторону другого, «более
высшего плана». Горизонтальная и
вертикальная линии жизни находят
друг друга в одном
«жизнесозидательном скрещении». Вертикальный
процесс требует победы над самостью и невозмо
жен без страдания.
Однако для абсолютного сознания, созерцающего реальность как законченное целое,
блаженство полноты бытия, увенчивающее временный процесс, существует извечно. Даже человек способен разделить
вневременное великолепие этой истины, а также чувство близости того, что издалека наполняет душу радостью. Все,
что тревожит наши сердца и умы, сразу же отходит в прошлое при радостном возгласе: «Христос воскрес!» Именно поэтому праздник православной русской пасхи, этот «праздник
праздников», наполняет душу радостью и освобождает ее, хотя бы на одно мгновение, от пут ограниченного земного существования.
Преображенная телесная жизнь играет важную роль в божественной полноте бытия.
Свет и звук суть совершенные средства для выражения духовного смысла и силы жизни. «Наступит день, и истинный
источник жизни, — говорит Трубецкой, — облечет себя в солнце. Тогда наше отношение к солнцу из внешнего станет
внутренним, а сама жизнь будет повсюду солнечной и уподобится одеянию Христа. Вот
почему нас
охватывает радостное чувство при взгляде на леса и поля, утопающие в лучах восходящего солнца.
Мир настоящего на множестве примеров предсказывает симфонию света и звука в мире будущего. Каждое
существо олицетворяет собой день или ночь. Резкий металлический отзвук в крике
совы, погребальный вой волка и т. д. —
голоса тьмы. Солнечный гимн жаворонка выражает
торжество полдневного солнца и сияние
безбрежной небесной выси»[5].
Недавние открытия наглядно показали, что древнерусская
иконопись с ее богатством цветов удивительно живо отражает связь между материальной и духовной реальностями. «София — Премудрость Божия — пишется на фоне
темно-голубого и звездного неба. Это
и понятно, ибо именно София отделяет свет от тьмы и день от ночи.
Розовый лик Софии-созидательницы виден среди
темно-голубого звездного неба. Он подобен утру Божьему, а над всем, утверждая и
символизируя победу света, ярко, лучезарно горит лик Христа. Таким образом, три
особенности — темная голубизна ночи, розовые краски утра и золото солнечного дня, — словом, все то несовместимое и разнящееся, что мы переживаем во
времени, представлено в иконописи как
нечто вечное сосуществующее и
составляющее одно неделимое и гармоническое целое. Идея всеобщей гармонии и воплощения Бога любви в
любящих творениях осуществлена в
тройственном триумфе света, звука и сознания. Совершенная любовь
раскрывается не только в полноте славы, но и в совершенной красоте. Вот почему цельная идея вечной Софии представлена в Библии в
художественной форме»[6].
Исследовав вопрос о роли русских в истории человечества, еще в молодости Е. Трубецкой,
как и В. Соловьев в начале его деятельности, разделял славянофильское
преувеличение миссии России и мечтал об универсальной теократической империи, которую предстояло
основать России. «Позднее, — пишет Е. Трубецкой в своих «Воспоминаниях», — я убедился, что в Новом завете все нации, а не какая-либо одна, выделяющаяся среди
других, призваны
быть носителями Бога. Гордая мечта о русском народе как избранной Богом нации,
которая резко
противоречит посланию св. Павла римлянам, должна быть отброшена как несовместимая по
духу с откровением Нового
завета». (69)[7].
[Н.О.Лосский]
| [«История русской философии» - Оглавление] | [Библиотека
«Вехи»]
ã 2002, Библиотека «Вехи»
[1] София, Русско-болгарское издательство,
1921
[2] Цитата дается в переводе с англ. яз.
— Прим. ред.
[3] Энциклопедический словарь Ф. А.
Брокгауза и И. А. Ефрона, СПБ, 1901, т. XXXIII, стр. 921. — Прим.
ред.
[4] См. Е. Трубецкой, Смысл жизни, 1918.
[5] Цитата дается в переводе с англ. яз. — Прим. ред.
[6] Художественное и мистическое богатство
русской иконописи стало более
или менее доступным для всех народов благодаря публикациям Semmarium Kondakovianum, основанного в изгнании (в Праге) учениками замечательного русского историка Н. П. Кондакова. Более богатый материал о русской иконописи можно найти в замечательных
брошюрах Е. Трубецкого — "Два мира в
древнерусской иконописи" и «Умозрение
в красках». Эта цитата дана в переводе с англ. яз. — Прим. ред.
[7] Цитата дана в переводе с англ. яз. — Прим. ред