[Н.О.Лосский] | [«История русской философии» - Оглавление] |  [Библиотека «Вехи»]

 

Н.О.ЛОССКИЙ

ИСТОРИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ

 

Глава XIII

ИЗМЕНЕНИЯ В УМОНАСТРОЕНИИ
РУССКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В НАЧАЛЕ
XX в.

В первой половине XIX столетия русская философия не могла свободно развиваться потому, что правительство счи­тало философские идеи опасными и подвергало философов преследованиям. В 1850 г. министр народного просвещения князь Ширинский-Шахматов заявил, что «еще не доказано, что философия может быть полезной, а вред от нее возмо­жен». Тогда же были упразднены кафедры философии в уни­верситетах. С разрешения правительства допускалось препо­давание только логики и эмпирической психологии, и то лишь профессорами богословия. Только в 1860 г. в университетах вновь было введено преподавание философии.

С восшествием на престол Александра III Россия вступила в полосу великих реформ. Еще никогда в России не было такой свободы. В этот период русская философия быстро развивалась и вскоре догнала западноевропейскую мысль. Достаточно вспомнить имена Чичерина, Дебольского, Каринского, Лопатина и А. И. Введенского. В области рели­гиозной философии на первое место выдвинулся Владимир Соловьев, однако в то время, когда он жил, интеллигенция мало интересовалась вопросами религии. Одна ее часть болезненно занималась проблемой свержения самодержавия, а другая так же односторонне была поглощена общественными и экономическими проблемами и проблемой введения социализма. В конце XIX и начале XX в. значительная часть русской интеллигенции высвободилась из плена этого болезненного моноидеизма. Широкая публика начала проявлять интерес к религии, метафизическому и этичес­кому идеализму, идее нации и вообще духовным ценнос­тям.

В 1901 г. в Петербурге было основано Религиозно-фило­софское общество, посещавшееся как мирянами, так и духо­венством. Председателем этого общества являлся будущий патриарх епископ Сергий (Старгородский). На заседаниях общества обсуждались такие проблемы, как проблема внед­рения христианства, проблема вероятности «нового Открове­ния» и «святой плоти» (Мережковский, Розанов, Минский). Также в Москве происходили подобные заседания, на кото­рых обсуждались те же проблемы.В литературе поэты декаденты и символисты — Александр Блок, Андрей Белый, Вячеслав Иванов, Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Валерий Брюсов — не только создавали художественные ценности, но и выражали в них свои религиозные и философские идеи. В 1906 г. редактором ежемесячника "Русская мысль" стал экономист П. Б. Струве, широко эрудированный человек. Под его руководством журнал стал подлинным выразителем духовных богатств русской культуры начала XX в. Изменение умонастроения русской интеллигенции нашло свое выражение на страницах сборников «Проблемы идеализма» (1903) и «Вехи» (1909).

Первый сборник появился в свет в самый разгар так на­зываемого «освободительного движения». Весь русский на­род втянулся в борьбу против самодержавия, кульминацион­ным пунктом которой явилась революция 1905 г., возникшая после бедствий, вызванных русско-японской войной. В XIX в. борьба за политическую свободу и социальную справедли­вость велась в основном с позиций материализма, позити­визма, нигилизма и марксизма. Авторы сборников, поддер­живавшие освободительное движение, отстаивали этический идеализм от материализма, позитивизма и марксизма. Я буду называть те имена, которые сыграли известную роль в развитии русской философии — юрист Новгородцев, князья С Н. и Е. Н. Трубецкие, С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев, С. А. Алексеев (Аскольдов) и С. Л. Франк.

Правительство подавило революцию 1905 г., но пошло на ряд уступок народному движению и обещало ограничить самодержавие. По словам  Маклакова, проект конституции, опубликованной правительством, был умно разработан рус­ской бюрократией. Адвокат В, А, Маклаков был членом кон­ституционно-демократической партии. В своей книге «Правительство и общество в период упадка старой России» он писал: «В то время в России было две силы: исторически образовавшаяся власть государства и образованный класс. Первая сила обладала богатым опытом и большими знаниями, но не могла больше править одна, а вторая была исполнена благих намерений и правильно понимала многие собы­
тия, но, тем не менее не знала, как руководить другими и да­
же собой. Спасение России было в единении этих сил, прими­
рении их и тесном сотрудничестве»[1].

К сожалению, русское общество было совершенно неискушенными  вопросах политики. В результате две первые думы оказались неспособными к сотрудничеству с правительством и были распущены. Хуже всего то, что революционные пар­тии продолжали яростную борьбу с правительством. В 1907 г. террористы  убили 2543 правительственных агента[2]. За тот же год правительство подвергло смертной казни 782 чело­века[3]. Та же самая неискушенность в вопросах политики привела к тому, что многие люди вообразили, будто револю­ция потерпела неудачу, а ограничение царской власти не дало желанных результатов. В 1909 г. группа выдающихся мысли­телей выпустила сборник «Вехи». Этот сборник осуждал не­достатки русской интеллигенции, мешавшие нормальномуразвитию русского государства и общества. В  сборнике  были помещены статьи Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, историка русской литературы Гершензона, публициста А. С. Изгоева, профессора политической экономии Б. А. Кистяковского, П. Б. Струве и С Л.Франка.

В своей статье «Философская истина и интеллигентская правда» Бердяев говорит, что любовь русской интеллиген­ции к народу и пролетариату вылилась  в нечто подобное идолопоклонству. Любовь к истине утеряна. По его словам». русская интеллигенция при решении тех или иных вопросов исходит прежде всего из интересов социализма, пролетариа­та, борьбы с самодержавием и т. д., а не из стремления к истине. Статья Булгакова «Героизм и подвижничество» не только изобличала недостатки русской интеллигенции, но и указы­вала на ее положительные качества. Мы рассмотрим эту статью в соответствующей главе в связи с переходом Булга­кова от материализма к идеализму, а затем и к православию. Следует отметить статью Кистяковского "В защиту права", в которой последний обвинил русскую интеллигенцию и народ в недооценке значения закона и порядка. Кистяковский при­вел следующие строки юмористического стихотворения Ал-мазова об отношении славянофила К. С. Аксакова к государственной машине:

 

По причинам органическим

Мы совсем не снабжены

Здравым смыслом юридическим,

Сим исчадьем сатаны.

Широки натуры русские,

Нашей правды идеал

Не влезает в формы узкие

Юридических начал...

 

В своей статье «Интеллигенция и революция» Струве го­ворит об интеллигенции, не имеющей представления об управлении государством и погрязшей в атеистическом мак­симализме. Статья С. Л. Франка «Этика нигилизма» рас­сматривает интеллектуальную точку зрения русской интелли­генции как нерелигиозный морализм, отрицающий абсолютные ценности и чреватый нигилизмом. Русская интеллигенция подменила религию идеальных ценностей религией земных нужд. Такая религия порождает лишь разрушение и нена­висть, а не дух творчества. Русский интеллигент, по словам Франка, — это «воинствующий монах нигилистической религии земного благополучия» (204).

В ответ на «Вехи» в газетах и журналах появился ряд очерков и статей и многочисленные сборники. Авторы сборника «Интеллигенция в России»[4] придерживались либеральных взглядов и проявляли склонность к позитивизму. В их числе находились вожди конституционных демократов И. И. Петрункевич и П. Н. Милюков, профессора Н. А. Гредескул и М. М. Ковалевский, экономист М. И. Туган-Барановский и другие. В ответ на утверждение Булгакова о том, что революция потерпела неудачу и не оказала положительного влияния на государство и его народное хозяйство, Гредескул справедливо заметил, что  благотворное влияние ре­волюции, ограничивающей самодержавие, не сразу сказы­вается.

Милюков доказывал, что интеллигенцию в целом не следует обвинять в антирелигиозности, антигосударственности и космополитизме. Он признавал, однако, что у интеллиген­ции вследствие отстранения правительством от участия в по­литической жизни развились некоторые недостатки, а именно: «Слишком велика любовь к абстракциям, непреклонный ра­дикализм в тактике, сектантская нетерпимость к своим про­тивникам и аскетическая строгость при осуждении собствен­ных нравов» (158)[5]. Статьи по национальному вопросу были собраны и перепечатаны  в сборнике «Смена вех». В этих статьях обсуждался главным образом вопрос об отношении русской интеллигенции и народа к евреям.

Авторы «Вех» правильно подметили недостатки русской интеллигенции. Однако они заблуждались, полагая, что ре­волюция 1905 г. потерпела неудачу. Вскоре после подавления крайних революционных тенденций был отмечен прогресс во всех сферах русской жизни. Граф В. Н. Коковцев в течение длительного времени был министром финансов, а с 1911 по 1914 г. —председателем совета министров. В своих «Воспо­минаниях» он указывает на непрерывный, всесторонний и значительный подъем народного благосостояния в период между 1904 и 1913 гг. По его словам, рост промышленности не оставлял желать лучшего. Были основания надеяться на то, что через несколько десятилетий Россия опередит США. Коковцев также указывает на. непрерывный рост сотрудни­чества между третьей и четвертой думами и правительством, например по вопросам национальной обороны, введения обя­зательного начального образования и т. д. Это сообщение Коковцева имеет особое значение.

Как уже указывалось, многие одаренные представители интеллигенции освободились от  своей односторонности и ста­ли заниматься духовными вопросами. В философии возникло множество весьма сложных тенденций. Сильно сказалось влияние В. Соловьева. Под его влиянием возникла школа религиозных мыслителей. Начав свою деятельность как по-следователи Соловьева, они постепенно развили собствен­ные теории. В революционные годы в России было трудно спо­койно заниматься наукой. Поэтому многие философы выехали в Германию. Там они посещали семинары фрейбургской и марбургской школ трансцендентального идеализма. По возвращении на родину эти философы основали русскую секцию журнала «Логос». Даже некоторые марксисты, под­павшие под влияние Маха и Авенариуса, начали понимать, что материализм несостоятелен.

Большевистская революция уничтожила весь этот свобод­ный расцвет духовной жизни. С тех пор русская философия развивается в двух прямо противоположных направлениях. В Советской России любой философ, а также, конечно, любой ученый и педагог обязан твердо придерживаться позиций диалектического материализма. С другой стороны, филосо­фы, эмигрировавшие или высланные из России, занимаются в основном проблемами религиозной философии.

 

[Н.О.Лосский] | [«История русской философии» - Оглавление] |  [Библиотека «Вехи»]

ã 2002, Библиотека «Вехи»



[1] Название книги и цитата даны в переводе с англ, яз. — Прим. ред.

[2] Цифры приведены Маклаковым в книге "Вторая дума" на основании официальных данных, опубликованных большевиками в "Красном архиве".

[3] Г. Вернадский   История России, 1944, стр. 194. [Название книги переведено с англ. яз. — Прим. ред.]

[4] Петербург, 1910, изд. "3емля".

[5] Цитата переведена с англ. яз. —Прим. ред.