[Н.О.Лосский]
| [«История русской философии» - Оглавление] | [Библиотека
«Вехи»]
Н.О.ЛОССКИЙ
ИСТОРИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ
Глава XIX
ЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Принимая
во внимание, что русская философия начала развиваться
сравнительно недавно, следует признать, что в области логики была проделана большая работа. «Классификация
выводов» Карийского представляет собой подход к логике отношений и теории несиллогистических выводов. Работу
Введенского «Логика как часть теории познания» можно считать классическим образцом системы логики в духе критической философии Канта. «Логика» Лосского
есть теория вывода в духе
всесторонности в противоположность экзистенциальным
теориям. Обо всем этом уже упоминалось; остается сказать лишь о работах С. И. Поварнина и Н. А. Васильева.
С.
И. Поварнин, доцент Петроградского университета, изложил свою систему логики в двух книгах: «Логика отношений» и
«Логика» (опубликованы в «Записках историко-филологического
факультета Петроградского университета», 1915). В этих работах Поварнин уделяет гораздо больше внимания, чем Каринский, несиллогистическим выводам.
Его теория основана на идее, что суждения являются выражениями многих и различных отношений между
объектами, например отношение
причинности, равенства, неравенства, последовательности,
сосуществования и т. п. Суждение, говорит он, есть идея «о двух
объектах, соединенных отношением». При
таком истолковании концепция утверждения или отрицания приобретает
второстепенное значение, а главное значение
придается отношению между двумя объектами. Исходя из этой теории, Поварнин формулирует свое учение
о классификации выводов.
Работы Поварнина были рассмотрены профессором Лапшиным в
большой монографии «Гносеологические исследования» («Записки
историко-филологического факультета Петроградского университета», 1917). Монография содержит
интересные сведения по истории логики,
в особенности по логике отношений. Лапшин отмечает связь между теорией Поварнина и символической логикой.
Васильев,
сын профессора Васильева, занимавшего кафедру
математики в Казанском университете, был доцентом этого же университета. В своей статье
«Воображаемая (неаристотелева)
логика» («Журнал министерства народного просвещения», август, 1912) он заложил
основы новой системы логики.
«... наша аристотелева логика, — говорит Васильев, — есть только одна из многих
возможных систем логики». Подобно
тому как Лобаческий создал не-евклидову систему геометрии без аксиомы о
параллельных линиях, подобно этому мы можем
продумать не-аристотелеву логику без закона противоречия. Такая логика
может быть полезной для познания в мире,
который отличается от нашего: «Закон противоречия
выражает несовместимость утверждения и отрицания... Красное мы
называем отрицанием синего и говорим: красный
предмет не синий, потому что красное несовместимо с синим» (212).
«Вообще
можно утверждать, что единственным
логическим основанием отрицания является несовместимость» (214). Под
этим подразумевается, что возможность не-аристотелевой
логики может быть доказана на гносеологической основе следующим образом. Мы знаем о несовместимости из
опыта. Отсюда, закон противоречия в аристоте-левой
логике есть «эмпирический и реальный закон». Это — реальный закон потому, что он относится «не к
идеям, но к реальности, не к
суждениям, но к объектам». Следовательно, аристотелева логика не есть чисто формальная логика. «Формальные
законы мышления касаются только мысли, а не реальности,
— они имеют дело с суждениями, а не с объектами» (221). «Но если закон противоречия есть
реальный, эмпирический закон, мы можем
обходиться без него в. мышлении, и
тогда мы должны прийти к воображаемой логике». Эта логика отрицает онтологический закон, согласно которому «в
предметах нет противоречия», но сохраняет формальный закон; «Суждения
не должны быть взаимно противоречивыми».
«Построить логику без онтологического закона противоречия — значит построить логику,
в которой не было бы никакого отрицания в нашем смысле несовместимости. Возможно, что в некотором объекте основания как для
утвердительного, так и для отрицательного
суждения могут совпадать» (216). В
этом случае следовало бы признать возможность суждений, выражающих противоречие, имеющееся в предмете, а
именно выражение, что С есть и в то
же самое время не есть А». Такие суждения Васильев называет «нейтральными». Таким
образом, в воображаемой логике Васильева
суждения подразделялись бы по качеству на три вида: положительные, отрицательные и нейтральные.
Васильев далее показывает, что в его логике, отрицающей онтологический закон
противоречия, возможно развить теорию силлогизма. Он показывает на примере первой фигуры силлогизма, как его теория отличалась
бы от традиционной логики.
Васильев сравнивает особенности не-аристотелевой логики
с особенностями не-евклидовой геометрии. Математиками уже дано реальное
истолкование этой геометрии, и подобным же образом он пытается показать, что «при наличии данного
некоторого
устройства вселенной или нашей способности восприятия логика должна быть по
необходимости не-аристотелевой». В нашем мире, говорит он, все ощущения являются положительными. «Ощущения,
порождаемые отрицательными причинами, являются также положительными: тишина, темнота, состояние покоя не
менее положительны, чем звук, свет, движение. Темнота становится отрицанием света
только вторично,
через несовместимость с ним. Поэтому отрицательность есть нечто внешнее по
отношению к другим ощущениям. Но мы могли бы воспринимать мир посредством отрицательных
ощущений, как чистое не-А. Такое
отрицание было бы
абсолютным» в отличие от нашего относительного отрицания. Можно представить себе, что в
таком мире «некоторые объекты С вызывали бы в нас в
одно и то же время как положительные ощущения А, так и
отрицательные не-А», и тогда мы должны были бы составить нейтральное суждение: «С есть и не есть А
в одно и то же время» (238 и сл. ). Построив свою теорию о возможности
не-аристотелевой логики на ошибочной
основе, Васильев, тем не менее, развил ее искусно и последовательно.
Лосский в своей «Логике» объясняет, что
закон противоречия, конечно, не есть выражение несовместимости каких-либо двух качеств, как, например, красного и синего. Он выражает нечто более
значительное, а именно, что «красное
не есть не красное» или что «краснота, поскольку
она является краснотой, не есть отсутствие красноты». Таким образом, мы приходим к заключению, что закон противоречия
есть онтологический закон, открытый через интеллектуальную интуицию и абсолютно неопровержимый. Признавая это истолкование, Лосский показывает
несостоятельность всех попыток доказать возможность нарушения закона противоречия, которые предпринимались со
стороны Гегеля, Франка, Введенского, Лапшина и диалектических материалистов.
[Н.О.Лосский]
| [«История русской философии» - Оглавление] | [Библиотека
«Вехи»]
ã 2002, Библиотека «Вехи»