[Н.О.Лосский]
| [«История русской философии» - Оглавление] | [Библиотека
«Вехи»]
Н.О.ЛОССКИЙ
ИСТОРИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ
Глава XXII
ЮРИСТЫ-ФИЛОСОФЫ
Павел Иванович Новгородцев (умер в 1924 г.) — профессор Московского университета,
уехал из России после большевистской революции и был деканом русского юридического факультета в Праге. Его
основные работы, имеющие философское значение, следующие: «Кант и Гегель в их учении о праве и государстве», 1901;
«Кризис современного правосознания», 1909; «Об общественном идеале», 1917; «Ueber die eigentumlichen Elemente der russischen Rechtsphilosophie» («О самобытном элементе русской
философии права», в сборнике «Philosphie und Recht», II, 1922—1923 («Философия и право»).
Невозможность достижения совершенного общественного строя в условиях
существования на земле, на котором настаивали русские религиозные философы, уже давно получила свое объяснение в работах
Новгородцева. Он обосновывал свое объяснение анализом отношений между личностью и обществом. Новгородцев
интересуется не родовым понятием о человеке, а конкретными и отдельными личностями. Он приводит неопровержимые научные
данные, для того чтобы доказать, что «противоречие между личными и общественными принципами» не может быть
разрешено в пределах существования на земле: «Гармония между личностью и обществом возможна только в
умопостигаемой сфере свободы, где абсолютная, всеохватывающая солидарность сочетается с бесконечными индивидуальными
различиями. В условиях исторической жизни нет такой гармонии, и ее не может быть». Это объясняет факт,
указывает Новгородцев, «падения веры в совершенном конституционном государстве», а также веры в социализм и
анархизм, одним словом, «крах идеи рая на земле». Новгородцев не отрицает, что достижения современного
конституционного государства, так же как и устремления социализма и анархизма, являются
относительным
благом, но он показывает, что они несоизмеримы с идеалом абсолютного блага. Поэтому
если мы хотим избежать безнадежного
тупика, то должны создавать наш идеал
общества на земле, имея в виду «свободу бесконечного развития личности, а не гармонию законченного
совершенства» («Об общественном
идеале», изд. 3, 25).
Евгений Васильевич Спекторский (1873—1951) — последний избранный ректор
Киевского университета, уехал из России после большевистской революции. Он был профессором в Любляне в Югославии и
с 1947 г — профессор Русской православной академии в Нью-Йорке
Основные работы Спекторского следующие: «Очерки философии общественных наук»,
1907; «Проблема социальной физики в XVII в. », 1910; «Христианство и культура», Прага, 1925; «Христианская этика»1.
В своей книге «Христианство и культура» Спекторский убедительно показал высокое
положительное значение христианства для всех сфер духовной, общественной и даже материальной
культуры — для философии, науки и искусства, для развития идеи личности,
правосудия, государства и т. п.
В русской юриспруденции существовало сильное движение против натурализма; после
большевистской революции это движение продолжалось эмигрантами. Как и в Германии, противники натурализма в своей
борьбе опирались сначала на послекантианский метафизический идеализм или на современный трансцендентальный
идеализм. В русской философии против натурализма
ведется борьба даже на более глубоких
основах в связи с религиозным истолкованием мира. Превосходный аналитический обзор литературы по
этому вопросу сделан в журнале «Philosophiе und Recht» («Философия и право») в специальном
приложении «Russische Rechtsphilosophie», 1922—1923 (Heft II) («Русская философия права», 1922—1923, книга II). В статье Новгородцева «О самобытном элементе русской философии права»
была показана эта тенденция к
обоснованию юриспруденции на религиозных
принципах. Т. Гурвич в своей статье «Die zwei grossten russischen Rechtsphilosophen Boris Tschitscherin und Wladimir Solowijew» («Два величайших русских философа права — Борис Чичерин и
Владимир Соловьев») сравнивает взгляды Чичерина, основанные на идеализме Канта и Гегеля,
со взглядами
Соловьева, источником которых была религиозная метафизика. Гурвич также
разъясняет значение работ Новгородцева, пытавшегося дать синтез этих двух тенденций. Психологизм Петражицкого
получил свое истолкование в статье Г. Ландау. Наконец, статья "Uebersicht der neueren rechtsphilosophischen Literatur in Russland" («Обзор новейшей литературы по философии права в России») дает представление о русской
философии права в целом. В этой статье рассматриваются работы Б. Кистяковского, основанные на трансцендентальном
идеализме фрейбургской школы, этический персонализм И. Покровского, искания идеальных основ юриспруденции в работах
Е. Спекторского, Н. Алексеева и др.
[Н.О.Лосский]
| [«История русской философии» - Оглавление] | [Библиотека
«Вехи»]
ã 2002, Библиотека «Вехи»