[Н.О.Лосский]
| [«История русской философии» - Оглавление] | [Библиотека
«Вехи»]
Н.О.ЛОССКИЙ
ИСТОРИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ
Глава XXIII
ФИЛОСОФСКИЕ
ИДЕИ
ПОЭТОВ
СИМВОЛИСТОВ
I. АНДРЕЙ БЕЛЫЙ
Из поэтов-символистов следующие четыре поэта писали больше всего по философским
вопросам: Андрей Белый, Вячеслав Иванов, Н. М. Минский и Д. С. Мережковский.
Андрей Белый (1880—1934) известен под этим литературным псевдонимом. Его настоящее
имя — Борис Николаевич Бугаев. Он — сын профессора Бугаева, занимавшего кафедру математики в Московском
университете. Андрей Белый изучал естествознание и гуманитарные науки. Основной философской работой Андрея
Белого является «Символизм», опубликованная Мусагетом в 1910 г.
Андрей Белый рассматривает символизм как мировоззрение, составляющее основу
символистического искусства и воплощающего "некоторые черты таоизма в
реалистическом миросозерцании"
(49, 106). Символизм есть синтез Индии, Персии, Египта, Греции и средних веков (50). Находясь под сильным влиянием Риккерта,
Андрей Белый утверждал, что точные науки не объясняют мир как целое: они ограничивают предмет познания и тем самым
«систематизируют отсутствие познания». Жизнь раскрывается не через
научное познание,
а через творческую деятельность, которая «недоступна анализу, интегральна и всемогущественна». Она только может быть выражена в символических
образах, облекающих идею (72).
Единство жизни выражается такими символами,
как Адам Кадмон из каббалы, Атман из
индийской философии, Логос-Христос. В
целом философия Андрея Белого есть
разновидность пантеизма.
В процессе познавательного или творческого символизи-рования символ становится
реальностью. Живое слово тесно
связано с реальностью и поэтому получает магическую силу. (см. главу «Магия
слов»). Поэзия, говорит Андрей Белый, связана с творением слов — дар, которым
он сам обладал в изумительной степени. Некоторые из слов, придуманные им, следовало бы ввести во всеобщее
употребление, но другие выражают такие неуловимые и быстротечные
нюансы того предмета, который он изображает, что их можно использовать только раз в жизни. Значительная часть его книги посвящена анализу стиля различных
поэтических произведений, дискуссии о
значении метрических форм, ритма, аллитерации, ассонанса и т. п.
2. В. И.
ИВАНОВ, Н. М. МИНСКИЙ
Вячеслав
Иванович Иванов (родился в 1886 г. ) уехал из России после большевистской
революции, принял католичество и живет в Риме. Основные его работы, имеющие и философское значение, следующие: «По звездам»,
1909; «Эллинская религия и страдающий Бог», 1910; «Борозды и межи», 1916; «Переписка из двух углов»,
Огоньки, Москва — Берлин, 1922; «Достоевский», 1932.
В. Иванов считает, что символы — это намеки реальности, невыразимой в словах; они дают повод для
возникновения мифов, выражающих истину в форме образов. Эта истина может вести к теургическому синтезу личного и
общинного принципов. Общественным
идеалом В. Иванова является общинная
(соборная) анархия. «Переписка из двух углов» состоит из двенадцати
писем, которыми обменялись В. Иванов и
Гершензон летом 1920 г., когда они жили в одной комнате в московском
санатории. Михаил Осипович Гершензон (1869—1925)
был одаренным историком русской литературы и культуры. В своей переписке эти два замечательных представителя русской и всеобщей культуры обсуждают
свое отношение к истории и цивилизации. В. Иванов говорит, что «всеобщее и вселенское во мне» есть «... светлый
гость... », который «... недаром
посетил меня... », и что, «если я не отрекусь от Бога, он возвысит меня и даст мне бессмертие» (письмо I). Гершензон отвечает, что он также не
сомневается в личном бессмертии, но хотел бы «кинуться в Лету, чтобы бесследно смылась с души память о всех религиях и философских
системах, обо всех знаниях, искусствах, поэзии... » (письмо II). Иванов указывает, что это—
неправильный путь, основанный на чувстве того, что «переживание культуры не
как живой
сокровищницы даров, но как системы тончайших принуждений»; для меня, добавляет он,
культура — «лестница Эроса и иерархия
благовений» (письмо III). Он называет отрицательное отношение к истории Гершензона
утопическим анархизмом и культурным
нигилизмом; это был толстовский путь
«упрощенчества», который стоял ниже пути Достоевского, стремившегося
скорее подняться над окружающей средой, чем
отвергать ее, и «огненной смерти в духе» (письмо XI). Однако Гершензон выражает надежду, что его путь также приведет к той же цели, как и путь В. Иванова.
«... в доме Отца нам с Вами приуготовлена одна обитель» (письмо XII).
В
своей книге о Достоевском В. Иванов говорит о двух фазах развития деятельности сатаны. Люцифер — дьявол в расцвете своих сил, возросших в энергичной борьбе
против Бога. Ариман — дьявол в
безнадежном, подавленном состоянии и
страстно стремящийся к небытию после переживания целого ряда неудач и
разочарований. Что касается великих святых, то Иванов считает, что они не
только вступают в общение с отдельными
людьми, но также и оказывают влияние
на целые исторические эпохи. Он усматривает связь между св. Франциском Ассизским и Данте и
прослеживает влияние духа св. Серафима Саровского на русское искусство и
мысль XIX столетия.
Н.
М. Минский (родился в 1855 г. ), настоящее имя которого Виленкин, был поэтом. Как и многие другие русские писатели
его времени, он увлекался учением Ницше о сверхчеловеке и в 1905
г. написал книгу «Религия будущего». Минский
называл свою теорию «меонической философией», потому что обозначал абсолют словом «небытие», противопоставляя его нашему бытию. Это привело его к
пониманию того, что вся наша жизнь и цивилизация проникнуты противоречиями.
3. Д. С.
МЕРЕЖКОВСКИЙ
Дмитрий Сергеевич Мережковский (1865—1941) был очень плодовитым и
всесторонним писателем. Он уехал из России после большевистской революции и поселился в Париже. Во всех своих
произведениях — художественных, критических, политических — Мережковский неизменно касался религиозных проблем и
выражал свои религиозные и философские взгляды. Он всегда желал не только теоретически разработать
определенные религиозные учения, но таке и оказать практическое влияние на жизнь церкви, духовенства и публики вообще.
Вместе с Философовым, Розановым, Миролюбовым и Чернявцевым Мережковский организовал в 1901 г.
Религиозно-философское общество с целью объединить «интеллигенцию и церковь». На заседаниях общества отношение церкви к
государству и самодержавию подверглось столь резкой критике, что собрания были
запрещены правительством в апреле 1903 г., но после революции 1905 г. они возобновились.
Основными работами Мережковского, имеющими религиозное и философское
значение, являются следующие: «Толстой и Достоевский», 1905; «Рождение богов»1,
Прага, 1925; «Тайна трех», 1925; «Тайна Запада. Атлантида и Европа», 1931; «Иисус
Непознанный», 1932 (эта книга переведена на английский язык Еленой Матесон в 1934 г. ); трилогия «Христос и Антихрист», в
состав которой входят: «Смерть богов (Юлиан отступник)», «Воскресшие боги (Леонардо да Винчи)», «Антихрист
(Петр и Алексей)». Собрание сочинений Мережковского состоит из 14 томов в издании 1914г.
С самого начала на первый план выступают три проблемы в мышлении Мережковского:
проблема пола; в связи с проблемой пола — проблема святой плоти; проблема социальной справедливости и ее решение
через христианизацию жизни общества. Мережковский включает эти проблемы даже в учение о Св. Троице. В книге
«Тайна трех» он говорит, что тайна Единого Бога-Отца есть тайна божественного Я, тайна личности; тайна двух — отношение
между я и не-я; не-я исключает меня, уничтожает меня и
уничтожается мною, не касаясь одного пункта — пола: через пол совершается проникновение одного бытия в другое,
«одного тела в меня и моего тела в другое». Отсюда рождение нового существа; в Троице — это рождение Сына. Таким образом,
тайна второй ипостаси есть пол (50). Тайна трех есть тайна Св. Духа, единства трех ипостасей в духе; это — тайна
общества, образ царства Божиего.
Мережковский уделяет большое внимание идее пола, потому
что через пол достигается высшее единство: «Я сознаю себя в моем собственном теле — это
корень личности; я сознаю себя в другом теле — это корень пола; я сознаю себя во всех других телах — это
корень общества» (58). «Половины должны быть единой плотью» — это справедливо по отношению и к браку и к
божественному обществу: «Все они должны быть едины». Высшее единство, божественное
общество связано с тремя ипостасями Троицы. На арамейском языке слово «дух» («Rucha») — женского рода. Одна из. аграфа, т. е. из сказаний о
Богоматери, сохранившихся в устной традиции, гласит: «Моя мать — Святой Дух». Именно так Мережковский истолковывает
природу Св. Троицы: Отца, Сына, Матери-Духа. Третий завет будет царством духа-матери. Мы должны молиться
«пламенной заступнице холодного мира» («Иисус Непознанный», 112 и сл. ).
Разделение на два пола является, с точки зрения Мережковского, распадом личности,
ее раздвоением. Полное разделение постольку невозможно, поскольку «в каждом
мужчине есть
тайная женщина, а в каждой женщине — тайный мужчина» (идея Вейнингера). Для
Мережковского идеал личности, как и для Соловьева и Бердяева, — это некое двуполое существо, мужчина-женщина
(«Тайна трех», 187). Эта идея отталкивающа, если под двуполым существом подразумевать гермафродита, иначе говоря,
существо, сочетающее в себе физические черты обоих полов. Мережковский говорит, что это не следует понимать столь
грубо; земная сексуальная любовь есть единство, и все же «она бывает и не
бывает» 189).
«Божественный гермафродитизм является ни мужским, ни женским». Мережковский ставит
вопрос: уничтожается или преображается грешный пол священным полом? (196). Этот вопрос имеет существенное
значение: при первой альтернативе— идеал есть сверхсексуальность, т. е.
уничтожение
пола; при второй — идеал есть преобразование и, следовательно, в некотором смысле
сохранение пола. Мережковский не дает окончательного ответа на этот вопрос.
Проблема плоти тесно связывается Мережковским с проблемой полов. Этим
проблемам уделяется очень большое внимание в его замечательной книге «Толстой и Достоевский». У Толстого он
открывает религиозное созерцание плоти, а у Достоевского — религиозное созерцание
духа. Толстой
является пророком плоти, Достоевский — духа. Мережковский высоко ценит язычество за
то, что оно понимало значение тела и
окружало его религиозным поклонением. Идеал
Мережковского — не бестелесная святость, но святая плоть, Царство Божие, в котором осуществляется
мистическое единство тела и духа. В
христианстве и в особенности в евангелии Мережковский открывает три тайны,
которые он связывает с проблемой
святой плоти: воплощение Сына Бога, приятие
Его Тела и Крови в церковном причастии и воскресение тела Христова. Он
обвиняет христианскую церковь в переоценке
аскетизма и бестелесной духовности, в недостаточном внимании к значению
брачного союза и, с другой стороны, в
подчинении «не святой плоти» — языческому государству.
Мережковский открывает две бесконечности в мире, верхнюю
и нижнюю, дух и плоть, которые мистически тождественны. Поэтому он любит
повторять в своей трилогии «Христос и Антихрист» следующие строки:
Небо — вверху, небо — внизу, Звезды — вверху, звезды - внизу, Все, что вверху, — все и
внизу.
Эта идея, истолкованная в духе некоторых представителей гностицизма, ведет к
дьявольскому искушению поверить в то, что существует два пути совершенства и святости —
один путь
обуздания страстей и другой путь, напротив, предоставления им полного простора.
Мережковский понял, что он был на краю пропасти. «Я знаю, — говорил он, — что мой
вопрос содержит
опасность ереси, которая могла бы в отличие от аскетизма получить название ереси астаркизма, т. е. не о богохульском смешении и осквернении духа плотью, а
о святом единстве. Если это так, то пусть те, кто твердо придерживается своих принципов, предупредят меня». Это,
вероятно, и является причиной, почему
в своих последних работах Мережковский
перестал обращаться к идее о «небе» — вверху и небе — внизу».
Окончательное единение двух бесконечностей (плоть и дух)
приведет, по идее Мережковского, к истинной реализации христианской свободы, которая
находится «по ту сторону добра и зла».
Опасность, таящаяся в этой мысли, объясняется
посредством определения Мережковским христианской свободы» «Один день в неделю люди отказываются есть мясо не
потому, что они должны отказаться, но исключительно потому, что они хотят это осуществить, ибо их сердца влекутся к этому свободно и непреодолимо; не
потому, что существует такой закон,
а потому, что существует свобода». Иными
словами, христианская свобода присутствует везде, где есть любовь к добру, абсолютным ценностям. Вот
почему неизвестное, имя Христа —
Освободитель («Иисус Непознанный»,
53). Христианство есть спасение через посредст
во свободы, антихристианство —
спасение через посредство рабства. «Бояться свободы, не верить в нее —
значит не верить в Святой Дух», — говорит
Мережковский.
Он считает, что
необходимы новое откровение и новые догматы, если тайна Св. Тела должна быть раскрыта и божественное общество
осуществлено. Это будет эра Св. Духа, третьего завета, «вечного Евангелия», о котором говорил Иоахим Флор: «Отец не спас
мира, Сын не спас его, Матерь спасет его; Матерь есть Святой Дух» («Тайна трех», 364).
Цель
исторического процесса состоит в осуществлении человечеством и всем миром
царства Божиего не в потустороннем мире, а здесь, на земле. На одном из собраний
Религиозно-философского
общества Мережковский сказал, что земля есть место подготовки не только для неба, но и для новой,
справедливой
жизни на земле. В настоящее время эта проблема, выдвинувшаяся на первый план,
стала в процессе совершенствования мира социальной проблемой — искание социальной справедливости. Это
— творческая задача христианства[1].
Церковь заслуживает порицания за то, что не ведет работу в этом направлении. Видя,
что «в христианстве нет воды, чтобы утолить социальную жажду», многие люди отошли от церкви, и атеизм стал широко
распространяться. Появились «ученые троглодиты» с дьявольскими чудесами, дикари из дикарей, ибо они «покончили с
личностью» и абсолютными идеалами («Тайна трех». 10—16). Они воздействуют на приоду извне, «механикой» в
Атлантиде; как считает Мережковский, человек действует на природу изнутри, магически, через посредство органической
силы над ней («Иисус Непознанный», 259).
В нашу эру, говорит Мережковский, борьба человекобога против Богочеловека стала
более ожесточенной, чем когда-либо. Секрет всей русской культуры будущего — это борьба
между восточным и западным духом, «духом войны и духом милосердия» («Толстой и Достоевский»,
I, 10). В этой борьбе любовь Богочеловека Христа
ведет к чуду умножения хлебов, или,
более точно, к братскому удовлетворению общей потребности; в царстве человекобога совершается дьявольское чудо
уменьшения хлебов («Иисус Непознанный», II, 185). В царстве атеистического социализма любовь к
личности подменяется «волей
безличного», строится муравьиная куча («Тайна трех», 55); вместо святого
причастия — каннибализм. Если человекобог
одержит победу на земле — это будет означать, что человечество обанкротилось.
Тогда понадобится пуговщик[2],
который явился к Пер Гюнту, чтобы переделать его, потому что он не был самим собой
(«Тайна трех», 59). Мережковский изображает эту переделку как космический пожар, в котором погибнет земля. В
последние годы своей жизни он все
более и более предчувствовал такой конец земли и человеческой истории:
«Мир еще никогда не знал такой зияющей пропасти в себе, готовой поглотить все в
любой момент; топор рубит корень деревьев» («Иисус Непознанный», I, 116). Однако это не значит, что человечество исчезает: огненный конец второго,
возникшего после потопа человечества не может быть концом мира; должно возникнуть третье человечество,
хилиастическое человечество, о котором предсказано
в апокалипсисе (II, 94). Это будет царство святых, царство любви и
свободы.
Вся религиозная философия Мережковского основана на идее христианства как религии любви и,
следовательно, свободы. Это сочетание любви и свободы приближает его вплотную к религиозно-философскому движению,
начало которому было положено
Владимиром Соловьевым.
Идеал личности, по Мережковскому, а также по Соловьеву и Бердяеву, есть некое двуполое существо, иначе
говоря, некая цельная личность, сочетающая мужчину и женщину Такая теория может быть принята только философами,
отри цающими субстанциальность я, т.
е. те, кто оказался не в состоянии
признать, что индивидуальное я — сверхвременная и сверхпространственная сущность. Благодаря своей
субстанциальности я есть индивидуум
в точном смысле этого термина, т. е. существо, которое абсолютно неделимо и не составлено из двух
половин. Как мужчина, так и женщина являются
личностями, несовершенными только в том смысле, что мужчина обладает духовными качествами, которые, как правило, отсутствуют у женщины, а женщина —
духовными качествами, которые, как
правило, отсутствуют у мужчины. Идеал личности состоит в сочетании в ней
мужских и женских
добродетелей; это осуществляется через собственное развитие самой
личности, а не через невозможное слияние двух
я в одно. Этот идеал полностью
осуществим в царстве Божием, в котором преображенные тела не имеют половых органов
или сексуальных функций. Следовательно, в этом царстве личности сверхсексуальны и не двуполы. Точно так
же ипостаси Св. Троицы не мужчины и не женщины.
4. В. В.
РОЗАНОВ
Василий Васильевич Розанов (1856—1919) после окончания историко-филологического
факультета Московского университета преподавал историю и географию в русских провинциальных городах, сильно
тяготясь своей работой. В течение многих лет, как указывает сам Розанов, «его
подтачивал изнутри университетский
атеизм», но в возрасте тридцати пяти лет в
его мировоззрении внезапно наступило изменение, которое привело Розанова к религии и к решению жить в соответствий с волей Бога. В 1893 г. благодаря
Н. Н. Страхову он переселился в Петербург и поступил на службу в акцизное ведомство. В 1899 г. Розанов вышел в
отставку, стал постоянным сотрудником
консервативной газеты «Новое время» и всецело занялся литературной
деятельностью. Розанов не был поэтом,
но, как и поэты-символисты, был «ищущим Бога».
. Основные работы Розанова: «О понимании. Опыт исследования природы, границ и
внутреннего строения науки как цельного знания», М., 1886; «Легенда
о Великом Инквизиторе Ф. М. Достоевского, с присоединением двух этюдов о Гоголе», СПБ, 1893; «Статьи о браке», 1898;
«Сумерки просвещения»,
СПБ, 1899; «Религия и культура», 1901; «В царстве мрака и неопределенности», 1904;
«Вблизи церковных стен»,
1906; «Темный лик: метафизика христианства», 1911; «Опавшие листья» (английский перевод
Котелянского, Лондон, 1929); «Soletaria», 1916 («Одиночество»); «Апокалипсис
нашего
времени»,
1918. В 1922 г. Эрих Холлербах написал книгу
«В. В. Розанов», которая переведена на английский язык. Розанов обладал большим литературным дарованием и был в высшей степени оригинальным мыслителем и
наблюдателем жизни. Его произведения
не носили систематического или даже последовательного характера, но в них часто
обнаруживались искры гения. К сожалению, его личность во многих
отношениях была патологической; наиболее ярко подтверждает это его нездоровый интерес к половым вопросам. Он мог бы стать персонажем одного из романов
Достоевского. Эрих Холлербах в
своей книге дает блестящую характеристику Розанова. Он говорит, что,
стремясь проникнуть в глубины человеческой
души, Розанов интересовался у других писателей
их «домашними делами», их «бельем». Об этом я знаю кое-что лично. Три дочери Розанова посещали Высшие женские
курсы, директриссой которых была моя теща — госпожа Стоюнина. Наша квартира
находилась недалеко от курсов. Когда Розанов
приходил по делам на курсы, он всегда заходил
ко мне. Стоило мне сказать «войдите» в ответ на его стук в дверь, как он
быстро входил в кабинет, подбегал к столу,
на котором лежали раскрытые книги, и пытался подсмотреть, что именно я читаю.
Быть может, он пытался настигнуть каждого внезапно таким образом, чтобы
изучить действительные интересы людей.
Книга Розанова «О понимании» — единственная его работа, посвященная чисто
философским вопросам. Он пытается разработать концепцию «понимания», которая преодолела
бы антагонизм между наукой и
философией. Разум, пишет он, содержит семь умозрительных схем: идея существования, идеи сущности, собственности, причины (или
происхождения), следствия (или цели), сходства и различия и идея числа.
Путем сочетания умозрения и опыта мы приходим к «пониманию» как «интегральному познанию». Человеческий дух есть
независимая, нематериальная сущность, способная творить различные формы, т. е.
идеи, налагая их на материальную
субстанцию; такими формами являются, например, скульптура, музыка,
государство и т. д. Дух — «форма форм». После разрушения тела дух пребывает как
«форма чистого существования, не ограниченная никакими пределами». Книга написана скучным, бесцветным стилем
и резко отличается от других произведений Розанова, в которых ясно обнаружились его литературный дар и
оригинальность.
В
книгах и статьях Розанова уделяется большое внимание критике христианства. Он рассматривает светлое христианство
старца Зосимы и Алеши Карамазова как вымысел Достоевского.
Истинное историческое христианство, по его мнению, есть печальная религия смерти, проповедующая безбрачие,
пост и аскетизм. Вместо любви к человеку она посвящает себя теологии; конечным результатом такой религии является самопожертвование староверов путем
самосожжения, как это произошло в
1896 г. вблизи Тирасполя (это случилось со староверами, которые боялись
всеобщей переписи и считали ее делом
антихриста): Розанов хочет светлой религии, но ему совсем неизвестна духовная
радость, потому что он вовсе не
знает христианства как религии света; он хочет языческой, чувственной радости. Ветхий завет привлекает его больше, чем Новый. Он говорит, что в
Ветхом завете наказание
кратковременное и физическое, и, по сути дела, никогда Израиль не испытывал страха. В Ветхом завете пребывает
дух свободы и даже непокорности, и как будто Иегове и пророкам нравится эта непокорность. Они ведут с ней борьбу так, как наездник укрощает
непокорную лошадь или мать обращается со своим гениальным ребенком;
но они пришли бы в ужас при мысли сделать нечто робкое и покорное из энергичного и живого, «чтобы мы могли жить
тихо и мирно» («Темный лик», 235).
Религия Ветхого завета привлекла
внимание Розанова своей заботой о человеке и своей любовью к семейной жизни. Но языческий культ
плоти, в особенности культ фаллоса,
служит, по мнению Розанова, источником
всякого вдохновения. Холлербах говорит, что, обожествляя пол, Розанов «превращает религию в сексуальный пантеизм» (46).
Несмотря на восхваление Ветхого завета, Розанов одно время выступал как антисемит.
Такая двойственность его позиции объяснялась беспринципностью, и в 1913 г. он был изгнан из петербургского
Религиозно-философского общества. Как указывает Холлербах, Розанов был психологически юдофил, а политически —
антисемит, так что он был не «двурушником», а скорее «двуличным» (стр. 98).
После большевистской революции Розанов жил у отца Павла Флоренского в Сергиевом
Посаде в монастыре св. Сергия. Он там написал «Апокалипсис нашего времени», в котором выступил с хулой на христианство.
Возмущенные этим, отец
Павел, лектор Московской духовной академии Андреев и еще одно лицо, фамилию которого я
забыл, пришли к Розанову.
Как мне рассказывал Андреев, они заявили Розанову, что если он будет продолжать
выступать с нападками на христианство, то они больше не будут его друзьями. Розанов ответил им, сознавая,
очевидно, в себе или около себя какую-то демоническую силу: «Не трогайте Розанова: для вас
будет хуже». И
действительно, в следующем году всех их постигло серьезное несчастье. Однако
Розанов умер как добрый христианин. Перед смертью его сердце преисполнилось
радостью от
воскресения Христова. Несколько раз Розанов приобщал-ся, а над ним совершали церковный обряд соборования. Он умер во время этого религиозного обряда.
[Н.О.Лосский]
| [«История русской философии» - Оглавление] | [Библиотека
«Вехи»]
ã 2002, Библиотека «Вехи»