[Н.О.Лосский] | [«История русской философии» - Оглавление] |  [Библиотека «Вехи»]

 

Н.О.ЛОССКИЙ

ИСТОРИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ

 

Глава XXV

ВЛИЯНИЕ Э. МАХА И Р. АВЕНАРИУСА НА МАРКСИСТОВ

Французская и английская формы позитивизма — теории Огюста Конта, Дж. С. Милля и Спенсера — были широко распространены в России во второй половине XIX в., но к концу его и к началу XX в. появилась тенденция к отысканию новых, более тонких форм позитивизма. Это произошло, на-ример, с В. Б. Лесевичем.

Владимир Викторович Лесевич (1837—1905) получил высшее образование в Петербургском инженерном училище и в Академии генерального штаба. За свою политическую деятельность он был сослан сначала в Сибирь, потом в Казань, Полтаву и Тверь (1879—1888).

В молодости Лесевич был последователем Конта в интер­претации Литтре и Вырубова, а позже он воспринял теорию эмпириокритицизма. «Kritik der reinen Erfahrung» («Критика чистого опыта») Р. Авенариуса стала для него образцом научной философии[1].

Влияние Маха и Авенариуса было особенно широко рас­пространено в начале XX в. среди русских марксистов. В большинстве своем они были приверженцами диалекти­ческого материализма. Однако некоторые из них обладали способностями к философии и хорошей философской подго­товкой. Они поняли всю несостоятельность теории познания, выдвинутой Энгельсом под названием теории отражения. Они отказались от материализма и начали подыскивать для марк­сизму гносеологическую основу, соответствующую последним достижениям философии. В частности, большое внимание этому вопросу уделял Александр Александрович Богданов (его подлинное имя — Малиновский, 1873—1928), по образованию врач. Занявшись философией, он подпал под влияние Маха и Авенариуса и разработал теорию, названную им эмпириомонизмом.

Согласно этой теории, познание есть социальное приспо­собление, имеющее целью дать возможно более точное описание опыта при максимально возможной экономии мысли. Богданов утверждает, что его теория отличается от эмпириокритицизма своим монистическим характером: пси­хическое есть индивидуально организованный опыт, а физи­ческое— социально  организованный опыт. Таким образом, психическое и физическое представляют собой просто раз­лично организованные элементы опыта. То, что имеет соци­альную значимость для данной эпохи, рассматривается как истинное.

С 1913 г. Богданов принимается за разработку «Текто-логии». Это название он дает всеобщей науке об организации, которая изложена в его книге «Всеобщая организационная наука (Тектология)». Все проблемы, которые стоят перед че-ловечеством, являются, по его утверждению, проблемами ор­ганизации. Человек должен преобразовать мир в организованное целое, философия должна быть отброшена и заменена тектологией. Различие между «я» и «ты» существует только постольку, поскольку существует конфликт интересов. Когда будет достигнута полная и всеобщая гармония, понятие «я» исчезнет[2].

Другими писателями, находившимися под влиянием Маха и Авенариуса, были А. Луначарский (1873—1933), В. Базаров, П. Юшкевич, Я. А. Берман (родился в 1868 г. ), С. А. Суворов (1869—1918), Н. Валентинов (родился в 1879 г. ).

Владимир Александрович Базаров (подлинное имя — Руднев) родился в 1874 г. Как и Богданов, он — релятивист в теории познания. В книге «Очерки по философии марксизма», он критикует диалектический материализм. В «Очерках реалистического мировоззрения» (1904) он нападает на идеа­лизм в том его виде, как он был представлен в альманахе «Проблемы идеализма» (1902).

В 1906 г. Базаров, Луначарский и Юшкевич вместе с не­которыми другими приверженцами диалектического материа­лизма опубликовали сборник статей под названием «Литера­турный распад», содержащий критику русских и западноев­ропейских философских и литературных работ, несовместимых с марксизмом[3].

Павел Соломонович Юшкевич (родился в 1873 г. ) называет свою теорию эмпириосимволизмом. Он рассматривает данные чувственного опыта, а также понятийные теории как символы. Кроме человеческого разума, он допускает существование высшего разума — Логоса, носителя высших эмпириосимволов, или законов природы[4].

Ленин (под псевдонимом В. Ильин) в своей книге «Ма­териализм и эмпириокритицизм» (Москва, 1909) резко обру­шился на марксистов, подпавших под влияние Маха и Авенариуса. Он объявил реакционными все философские школы, которые отбрасывают материализм.

 

[Н.О.Лосский] | [«История русской философии» - Оглавление] |  [Библиотека «Вехи»]

ã 2002, Библиотека «Вехи»



[1] Работы Лесевича: «Опыт критического исследования основоначал позитивной философии», 1887; «Письма о научной философии», 1878; «Что такое научная философия», 1891; Собр. соч. в двух томах, Петроград, 1915.

[2] Кроме «Тектологии», Богданову принадлежат следующие работы: «Основные элементы исторического взгляда на природу», 1899; «Познание с исторической точки зрения», 1901; «Эмпириомонизм», в трех книгах, 1905—1906; «Приключения одной философской школы», 1908; «Философия живого опыта», 1923.

[3] В. Базаров, Очерки по философии коллективизма, 1909; его же, На два фронта, 1910; его же, На пути к социализму (сборник статей), 1919; А. Луначарский, Религия и социализм, 1903.

[4] Работы Юшкевича: «Материализм и критический реализм», 1908; «Новые веяния», 1910; «Мировоззрение и мировоззрения», 1912.