[Вл.С.Соловьёв] | [«Магомет...» - ОГЛАВЛЕНИЕ]
| [Библиотека
«Вехи»]
В.С.Соловьев
Магомет, его жизнь и
религиозное учение
Основатель ислама называется на своем
родном арабском языке Мухаммед, так в старину называли его и по-русски. Но в
девятнадцатом столетии вошло у нас в употребление взятое с французского
Магомет. В тексте этой книжки введен мною Мухаммед, но на заглавном листе я
должен был сохранить привычное для публики название.
Значение Мухаммеда и основанной им
религии в общих судьбах человечества так важно, что писатель, занимающийся
религиозной философией и философией истории, не нуждается в особом оправдании,
если он, и не будучи ориенталистом, имеет свое собственное суждение о
лице и деле арабского "пророка". Но чтобы обеспечить себя от
естественных в таком случае частных ошибок, я обратился за советами и указаниями
к самому авторитетному из наших арабистов, который с первостепенной
специальной ученостью соединяет и живой интерес к общим вопросам. Считаю
приятным долгом выразить свою глубочайшую признательность академику барону
В.Р.Розену за любезное участие, которое он принял в моем маленьком труде.
Главным источником для этой книжки был
Коран, которым я пользовался в различных переводах, старых и новых. Из менее
известных у нас переводов были мне рекомендованы бароном Розеном: Rodwell, El-Kor'än,
2 ed. Lond. 1876 и Rückert, Der Koran, herausgegeben von August
Müller, 1888. Из прочитанных мною сочинений о Мухаммеде и об арабах его
времени укажу только главные:
Nikolaus Cusanus, De cribratione alchoran ( в собрании его сочинений).
Caussin de Perceval, Histoire
des Arabes, 3 т.
Sprenger, Das Leben und die Lehre des Mohammed,
3 т.
Wellhausen, Skizzen und Vorarbeiten.
August Müller, Der Islam im Morgen- und Abendland.
Hubert Grimme, Mohammed.
Rabertson Smith, The
religion of Semites.
Для многих читателей не лишним будет заметить, что религиозное учение
Мухаммеда, сохраненное в Коране и изложенное в настоящей книжке, так же не
похоже во многих отношениях на позднейший ислам, или Мухаммеданство, как
проповеди Шакъямуни Будды и уставы его общины не похожи на доктрины и
учреждения северного (тибетско-монгольского) буддизма или ламаизма. Несомненно
однако, что каждая из этих великих религиозных культур не есть только
механическое накопление разнородных элементов, а выросла на исторической почве
из живого зерна, брошенного туда гением первого основателя, с именем которого
не напрасно связано все дальнейшее образование.
[Вл.С.Соловьёв] | [«Магомет...» - ОГЛАВЛЕНИЕ]
| [Библиотека
«Вехи»]
© 2001, 2004, Библиотека «Вехи»