[Вл.С.Соловьёв] | [Библиотека
«Вехи»]
В.С.Соловьев
Магомет,
его жизнь и
религиозное
учение
В предании о
ночной
поездке
Мухаммеда в
Иерусалим
(см. выше)
рассказывается
между прочим,
как в "доме
поклонения"
пророку
после
молитвы были
предложены
три чаши:
одна с медом,
другая с
вином и
третья с
молоком, и он
выбрал из них
последнюю.
Между
языческой
чувственностью
(мед) и христианской
духовностью
(вино) Ислам в
самом деле
есть
здоровое и
трезвое
молоко: своими
общедоступными
догматами и
удобоисполнимыми
заповедями
он питает
народы,
призванные к
историческому
действию, но
еще не
доросшие до
высших
идеалов
человечества.
Для арабов и
других
народов,
принявших
религию
Мухаммеда,
она должна
стать тем,
чем был закон
для иудеев и философия
для эллинов,
переходной
ступенью от
языческого
натурализма
к истинной
универсальной
культуре,
школой спиритуализма
и теизма в
доступной
этим народам
начальной
педагогической
форме.
Основная
ограниченность
в
миросозерцании
Мухаммеда и в
основанной
им религии это
отсутствие
идеала человеческого
совершенства
или
совершенного
соединения
человека с Богом, идеала
истинной
богочеловеч
ности.
Мусульманство
требует от
верующего не
бесконечного
совершенствования,
а только акта
безусловной
преданности
Богу.
Конечно, и с
христианской
точки зрения
без такого
акта
невозможно
достижение
совершенства
для человека;
но сам по
себе этот акт
преданности
еще не
составляет
совершенства.
Между тем
вера
Мухаммедова
ставит первое
условие истинной
.".уховноп
мсизнн на место
самой этой
жизни. Ислам
не говорит
людям: будьте
совершенны,
как Отец ваш
небесный, т.е.
совершенны во
всем; он
требует от
них только
общего
подчинения
себя Богу и
соблюдения в
своей
натуральной
жизни тех
внешних
пределов,
которые установлены
божественными
заповедями.
Религия
остается
только неизменной
основой и
неподвижной
рамкой человеческого
существования,
а не его внутренним
содержанием,
смыслом и
целью.
Если нет
совершенного
идеала,
который человек
и
человечество
должны
осуществлять
в своей жизни
своими
силами, то,
значит, нет
для этих сил
никакой
определенной
задачи, а
если нет задачи
или цели для
достижения,
то не может
быть
движения
вперед. Вот
истинная
причина, почему
идея
прогресса,
как и самый
факт его остаются
чужды
магометанским
народам. Их культура
сохраняет
чисто
местный
специальный
характер и
быстро
отцветает
без преемственного
развития. Мир
Ислама не
породил
универсальных
гениев, он не
дал и не мог дать
человечеству
"вождей на
пути к совершенству".
Тем не менее
религия
Мухаммеда еще
имеет
будущность;
она еще будет
если не
развиваться,
то
распространяться.
Постоянные
успехи
Ислама среди
народов мало
восприимчивых
к
христианству в Индии,
Китае, Средней
Африке,
показывают,
что духовное
молоко
Корана еще
нужно для
человечества.
[Вл.С.Соловьёв] | [Библиотека
«Вехи»]
© 2001, 2004, Библиотека
«Вехи»