[Вл.С.Соловьёв]
| [«Магомет...» - ОГЛАВЛЕНИЕ] |
[Библиотека «Вехи»]
В.С.Соловьев
Магомет,
его жизнь и религиозное учение
ГЛАВА
XI
Новые преследования
и личные
несчастья
Мухаммеда.
Расширение
горизонта
Эти новые успехи
Ислама, придавая смелости Мухаммеду и его приверженцам, еще более ожесточили его
противников. В 617г. корейшиты
уговорились между собой прервать всякие сношения с мусульманами, не
допускать их к Каабе, ничего им не продавать и не покупать у них. Поставленные
вне общего закона, последователи Мухаммеда должны были запереться в от даленном
от городского центра квартале, где находился дом АбуТалиба, вследствие чего вся
эта местность называлась оврагом Талиба.
Мухаммеду
пришлось поневоле расширить свою проповедь, перенести ее из запертой для него
Мекки в другие места. В течение четырех мирных месяцев, кроме большой ярмарки в
Мекке, бывали также многолюдные торжища в Мине, Указе и других местечках
Хиджаза. Мухаммед отправлялся туда и проповедывал Ислам. Хотя эта проповедь была
безуспешна, главным образом вследствие противодействия корейшитов, зорко
следивших за опасным человеком, однако важно было, что новая религия стала
известна вне Мекки и что провозвестник ее вышел из пределов узкой местной
деятельности. Он должен был остаться на этом новом пути и тогда, когда корейшиты
(в 619г.) отменили свой уговор; против мусульман и согласились принять их опять
в общение, ибо условием для этого
они поставили, чтобы Мухаммед не проповедывал в Мекке. Таким образом ослепленные
враги сами толкали ненавистного им пророка на более широкое поприще деятельности
и вынуждали его к осуществлению замысла, рокового для защищаемых ими преданий и
порядкоа
Между
тем и личные обстоятельства Мухаммедовой жизни побуждали его разорвать с Меккой
или по крайней мере облегчали для его чувства этот разрыв. В 619 г. скончалась
Хадиджа, а через несколько недель после нее и АбуТалиб. Сердечная связь
Мухаммеда с родовой арабской стариной, с традиционной жизнью родного города была
порвана. Консервативная Мекка представлялась для него только врагами, а его
привержен цы, уже испытанные гонениями, чужие в своем городе вследствие вражды
сограждан, готовы были вместе с вождем своим принять за отечество всякую страну,
дававшую убежище Исламу.
Такого
убежища Мухаммед пробовал сначала искать по соседству с Меккой. В ста верстах от
нее находился укрепленный город Таиф, принадлежавший БенуТакифам, которые
входили в состав большого племени БенуХавазин. Туда отправился Мухаммед самдруг
с приемным сыном своим Зейдом. Проповедь Ислама имела здесь самый печальный
успех: один из слушателей сказал: "Если бы Бог захотел нас обратить к Себе, Он,
конечно, выбрал бы не тебя для этого дела". Другой иронически заметил: "Во
всяком случае нам с тобой разговаривать не приходится. Ибо если ты действительно
посланник Божий, то как смеем мы, простые смертные, оспаривать твою священную
особу; если же ты не то, за что выдаешь себя, значит ты обманщик и не стоишь того, чтобы тебе
отвечать". От таких слов жители Таифа скоро перешли к соответственным действиям.
Мухаммеду и Зейду пришлось бежать от побоев враждебной толпы.
Окровавленные
спрятались они в саду, принадле жавшем двум братьям из Мекки, Отба и Шейба,
которые сжалились над земляками, оставили их у себя переночевать и прислали им
для подкрепления блюдо винограда. На обратном пути, в местечке Нахла, Мухаммед,
во время ночной молитвы, видел несметную толпу джиннов, которые слушали его
слова и вместе с ним поклонялись Аллаху. Ободренный этим в постигшей его
неудаче, Мухаммед вернулся домой и своим невольным бездействием воспользовался,
чтобы обдумать план дальнейших действий, ожидая первого благоприятного случая
для начала его осуществления. Впоследствии Мухаммед заявил себя таким искусным
политиком, что никак нельзя сомневаться в преднамеренном и обдуманном характере
и первых его шагов на этом поприще. Потерпев неудачу в соседних с Меккой чисто
арабских местностях, он, естественно, должен был подумать о том городе
(известном ему и по его путешествиям, и по семейным преданиям), в котором
монотеистический еврейский элемент мирно уживался с арабским язычеством и не мог
не оказывать серьезного влияния на верования и понятия туземцев. Если Мухаммед
решил продолжать свою проповедь, то он должен был теперь попытать успеха в
Ятрибе (Медине); более удобного места для восприятия Ислама он не мог найти во
всей Аравии. Случай завязать сношения всег" легче мог представиться во время
великого весеннег праздника, когда и из Ятриба приходило в Мекку множество
богомольцев. Мухаммед не откладывал дела и в первый же (по возвращении его из
Таифа) праздник, в марте 620г., успешно начал приводить в исполнение свой
план.
[Вл.С.Соловьёв]
| [«Магомет...» - ОГЛАВЛЕНИЕ] |
[Библиотека «Вехи»]
© 2001, 2004,
Библиотека
«Вехи»