[Вл.С.Соловьёв]
| [«Магомет...» - ОГЛАВЛЕНИЕ] |
[Библиотека «Вехи»]
В.С.Соловьев
Магомет,
его жизнь и религиозное учение
Г
Л ABA XV
Окопная война и ее
следствия
Корейшиты,
потерявшие не более 30 человек убитыми, были вполне довольны одержанной победой
и не намеревались ни делать облавы на засевшую в горах дружину Мухаммеда, ни
нападать на Ятриб. Посвятив один день на отдых и погребение мертвых, они
отправились назад в Мекку, а Мухаммед, никем не тревожимый, вернулся в Ятриб и
на другой день выступил к западу, делая вид, что преследует уходящих корейшитов.
Дойдя до ближайшего по дороге в Мекку селения ХамраальАсад (верстах в 20ти от
Медины), он провел там три дня, велел зажечь сторожевые огни по окрестным скалам
и затем вернулся в город.
В битве при
Оходе Мухаммед показал более полководческого таланта в начале, чем личной
храбрости в конце. Он упал в ров более от испуга, нежели от раны; он носил на
себе двойной панцырь с налокотниками и наколенниками, так что поранивший его меч
Ибн-Камия не коснулся его тела; кровь же, которую увидали на нем его
сподвижники, происходила от вышибленного камнем переднего зуба. Но после ухода
корейшитов уверенность в себе и политическая сообразительность вернулись к
Мухаммеду в полной силе. Кроме демонстративного преследования далеко отошедших
победителей, он под разными предлогами разослал несколько отрядов против
бедуинов пустыни, а затем, как было сказано, обрушился на еврейское племя
БенуНадир и выгнал его из Аравии. Этим он поддержал свой престиж перед
неверными, относительно же мусульман он сейчас же после битвы
при Оходе воспользовался обстоятельствами этой битвы, чтобы объяснить неудачу в
свою пользу. "Пока вы меня слушались, говорил он своей дружине, успех
был на нашей стороне; но когда вы ради низкой корысти нарушили волю Божию и
приказания Его посланника, справедливое наказание обрушилось на вашу голову и враги одержали победу. Но Бог милостив
и снисходителен; Он простил ваш грех и не допустил вас до конечной
погибели".
К этому
нравственному утешению Мухаммед присоединил и материальное. Оставшуюся после
изгнанных евреев весьма значительную поземельную собственность он разделил между
своими могаджирами, которые
таким образом получили оседлость и самостоятельные
средства существования, тогда как до сих пор они жили за
счет гостеприимства ансаров.
Следовательно и эти последние получили облегчение.
Благодаря
изгнанию большинства евреев и прикреплению могаджиров, Мухаммед сделался
господином Ятриба, который с тех пор мог по праву называться его городом
(Мединетэннаби или просто Медина). Многие из жителей города, а также из соседних
бедуинов приняли Ислам, и когда через год после битвы при Оходе Мухаммед
выступил к Бедру для условленной встречи с АбуСофьяном и корейшитами, его войско
состояло уже не из 700, а из 1.500 человек. Вместо неприятелей мусульмане нашли
в Бедре мирную ярмарку и, поторговавши с выгодой, вернулись домой. Мекканцы
отказались от назначенного турнира потому, что затевали нечто более важное. Не
полагаясь на одни собственные силы, чтобы покончить с Мухаммедом, они решили
устроить коалицию всех враждебных Исламу элементов Аравии. Кроме соседних с
Меккой арабских племен, давших уж свой контингент и при прежнем походе, в союз
вошли три обширных племени центральной Аравии: Бену-Гатафан, Бену-Сулейм и
Бену-Асад, а также еврейская колония Хейбар, куда временно переселились (по пути
в Сирию) и изгнанные Мухаммедом из Медины Бену-Надиры. Коалицию устроил и
союзными войсками предводительствовал тот же упорный враг Мухаммеда Абу-Софьян.
В это
время, повествует предание, в Медине находился один персиянин по имени Салман,
служивший некогда в персидских войсках и участвовавший во многих походах. Затем
он подвергся разным бедствиям и попал в рабство к одному из жителей Медины.
Принявши Ислам, он получил свободу и ревностно служил Мухаммеду. Когда до Медины
дошли известия о приближении большого войска корейшитов и союзников, и Мухаммед,
не полагаясь на свои силы, решил уклониться от открытого боя и выдерживать
осаду, этот перс Салман пришел к вождю правоверных и сообщил ему одно средство
обороны, успешность которого была изведана на опыте в
войнах персов с ромеями. Это средство, неведомое до того арабам, состояло во
рвах и окопах, представлявших трудно преодолимое препятствие, в особенности для
конницы неприятельской и для верблюдов. Мухаммед оценил практичность этого
совета и поспешил распорядиться его исполнением. Скоро вся Медина кругом была
обведена рвами и земляными валами. Когда в начале марта 627 года союзные войска
подступили к городу, они были остановлены неожиданным и необычайным
препятствием. Пришлось начать медленную войну с неприятелем, прикрытым надежной
защитой. Между тем союзники, не рассчитывавшие на такой оборот дела, не
запаслись достаточным количеством провианта для людей и животных, а в то время
года жатва в окрестных местностях была уже снята жителями. После напрасных
попыток перейти рвы, причем с обеих сторон пало не более 10 человек, союзники
вошли в тайные переговоры с последним оставшимся в Медине еврейским племенем
БенуКорейза, склоняя их предать Мухаммеда, столь враждебно поступившего с их
единоверцами, и впустиА осаждающих в город. Мухаммед, узнавши об этих сношениях,
подослал своих тайных агентов, которым удалось запутать и затянуть переговоры. В
то же время сам он старался подкупить вождя одного из союзных с корейшитами
племен, Бену-Гатафанов, чтобы склонить его отделиться от союза и увести своих
людей от Медины. Хотя эта попытка и не имела успеха, но союзники, утомленные
несколькими неделями напрасного стояния под городом при недостатке припасов,
сняли осаду и разошлись по домам. Эта почти бескровная война осталась в
летописях мусульманства с названием "окопной войны".
По
удалении союзников, первым делом Мухаммеда было отомстить евреям. Бену-Корейза,
у которых было 600 человек, способных носить оружие, заперлись в своем квартале,
но после двухнедельной осады сдались на капитуляцию. В прежние времена это племя
находилось в особом союзе с одним из двух арабских племен в Медине, приставших к
Мухаммеду, именно с племенем Аус. И теперь евреи надеялись, что старые союзники
заступятся за них перед Мухаммедом и выговорят им право свободно удалиться из
Медины, подобно тому, как это было сделано относительно БенуНадиров их прежними
арабскими союзниками, Хазраджами. И действительно, Мухаммед предоставил судьбу
евреев на решение вождя Аусов, Саада ИбнМоада. Но он знал, что этот вождь,
смертельно раненный в окопной войне, выражал крайнее ожесточение против всех
врагов Ислама и, в особенности, против изменниковевреев. Когда умиравшему арабу
передали полномочие пророка, он без всякого колебания приговорил всех взрослых
мужчин к смерти, а жен и детей к рабству. Этот приговор был немедленно исполнен.
Около 600 евреев были перерезаны; только один перешел в мусульманство и этим
избавился от смерти. Одну красивую еврейку, по имени Рейхану, принудили принять
Ислам, и Мухаммед взял ее в свой гарем; прочие женщины и дети были разделены
между правоверными. Медина сделалась окончательно мусульманским
городом.
[Вл.С.Соловьёв]
| [«Магомет...» - ОГЛАВЛЕНИЕ] |
[Библиотека «Вехи»]
© 2001, 2004,
Библиотека
«Вехи»