[Вл.С.Соловьёв]
| [«Магомет...» - ОГЛАВЛЕНИЕ] |
[Библиотека «Вехи»]
В.С.Соловьев
Магомет,
его жизнь и религиозное учение
Г Л ABA
XVII
Окончательное
торжество Мухаммеда
Вступившее в союз с
Мухаммедом племя Бену-Хозаа, под Меккой, состояло в давней кровной вражде с
соседним племенем БенуБекр, состоявшим в союзе с корей шитами. Между ними
происходили постоянные драки. Одна такая драка вышла изза Мухаммеда. Ктото из
БенуБекров, сказавший чтото оскорбительное для пророка, был избит
присутствовавшими хозаитами. Его родичи пожаловались корейшитам и от некоторых
из них получили совет разделаться силой с союзниками Мухаммеда, т.е. нарушить
Ходейбийский договор. Тогда Бену-Бекр ночью напали на отряд хозаитов и многих
перерезали. Только что это стало известно в Мекке, народ восстал против
воинствующих корейшитов и объявил, что не желает навлекать на себя справедливого
мщения Мухаммеда. Корейшиты уступили народным требованиям, и Абу-Софьян,
которого вражда к Мухаммеду за последние годы совсем укротилась, был послан в
Медину для мирных переговоров. Мухаммед, разумеется, не поддался этим увещаниям,
и немедленно по отъезде АбуСофьяна выступил со всеми силами мусульман и новых
союзников более 10.000 человек
против Мекки. На дороге он встретил многих меккан цев, переходивших на его
сторону и принимавших Ислам. Таким образом присоединился к нему окончательно и
старый дядя его Аббас,
В
январе 630г. мусульманское войско стало лагерем около МаррэзЗахран, в 9ти
верстах к северозападу от Мекки. Корейшиты послали к Мухаммеду опять Абу Софьяна
для переговоров. На другой день он
принял ислам, а Мухаммед со своим войском беспрепятственно вступил в священныцй
город. По новому договору, жители Мекки признавали верховную власть Мухаммеда и
предоставляли в его распоряжение свои вооруженные силы; за это они получали
равное с мединцами право на военную добычу. Большинство тут же приняло ислам.
Мухаммед семь раз объехал Медину на своей верблюдице Эль-Касва, семь раз
дотронулся своим посохом до священного камня, велел уничтожить всех идолов
вокруг святилища, затем во имя Божие торжественно подтвердил все права Мекки и
ее территории, но вместе с тем объявил равенство всех людей перед Богом и
одинаковую для всех обязанность подчиняться законам ислама. В заключение он
предписал мекканцам истребить идолов и у себя в домах. Язычники, на опыте
убедившиеся в бессилии своих богов, охотно исполнили это
повеление.
Тем
не менее Мухаммед не располагал перенести в Мекку свое местопребывание. Он
решительно объявил своим мединским сподвижникам: "Я хочу и жить, и умереть
вместе с вами", и уже собирался в обратный путь к Медине, как пришло известие,
что на него поднимаются новые силы. Могущественный союз бедуинских племен,
носивших общее название эль-хавазин и занимавших обширную территорию,
простиравшуюся из глубины средне-аравийской пустыни до границ Мекканской
области, включая соседний с Меккою город Таиф, выставил огромное для тех мест и
времен войско в 20.000 тысяч человек, которое под начальством Малика Ибн-Ауфа
уже стояло около Таифа. Мухаммед, увеличив свои силы на 2.000 новых
мусульман-мекканцев, выступил навстречу неприятелю, который также двинулся
вперед, ведя за собою свой обоз с женами, детьми и множеством скота. Между
враждебными войсками находилась глубокая долина Хонейн. Малик, оказавшийся
недурным полководцем, успел занять боковые ущелья конными отрядами, и, когда
мусульмане вошли в долину, они были охвачены неприятелем с обоих флангов.
Мусульманское войско состояло из трех главных отделов: подчиненные Мухаммеду
бедуинские племена, мекканцы и старые мусульмане, или мединская дружина.
Бедуины, по обычаям пустыни считавшие поспешное бегство такой же важной и
почтенной частью военного искусства, как и успешное нападение, немедленно
показали тыл; мекканцы, приведенные этим в замешательство, последовали их
примеру, а затем общая паника охватила и мединцев. Мухаммеду, которого чуть было
не отрезали неприятели, удалось громкими криками: «Сюда, люди дерева!» (т.е.
клявшиеся под деревом в Ходейбии) остановить бегство своей дружины и собрать ее
вокруг себя. Когда вернулись и прочие части войска, неприятель был вытеснен из
Хопейнской долины; одно из племен, бену-такифы, которым принадлежал город Таиф,
ушли под защиту его укреплений, покинув союзников. Прочие пытались защищать свой
лагерь у местечка Эль-Аутас, что значит печь. «Печь разгорается жарко», сказал
Мухаммед. После упорного боя хавазины бросили лагерь и бежали в Таиф. 6.000
женщин и детей, 24.000 верблюдов, несчестное множество овец, коз и всякого добра
досталось мусульманам. Мухаммед роздал большую часть добычим мекканцам, и, когда
обиженная этим его дружина выражала свое неудовольствие, он сказал: «Неужели вы
недовольны тем, что эти (мекканцы) погонят к себе овец и верблюдов, а вы,
ансары, поведете с собой посланника Божия? Клянусь Тем, что в Чьих руках душа
Мухаммеда! Если бы я мог выбирать, где родиться, я родился бы между ансарами. И
если бы весь свет пошел на одну сторону, а ансары на другую, я оставил бы весь
свет и пошел с ансарами. Боже! Будь милостив к ансарам, и к сынам ансаров, и к
сынам сынов их вовеки!». Растроганные сподвижники закричали: «Мы довольны своей
долей и жребием, посланник Божий»!. Мухаммед знал, что их сердца принадлежат
ему, тогда как сердца мекканцев нужно было еще приобрести; и тут он имел полный
успех: кто не поддался снисходительному и дружелюбному обращению победителя, не
мог устоять перед щедрыми дарами. Но Мухаммед тут же приобрел сердца и только
что разбитых перед тем неприятелей. Когда пришли послы от Малика и хавазинов,
Мухаммед отпустил без выкупа их жен и детей. Тронутый этим великодушием, Малик
принял ислам, а его примеру последовали подвластные ему
бедуины.
[Вл.С.Соловьёв]
| [«Магомет...» - ОГЛАВЛЕНИЕ] |
[Библиотека «Вехи»]
© 2001, 2004,
Библиотека
«Вехи»