[«Россия и Вселенская Церковь» -
ОГЛАВЛЕНИЕ] |
[Вл.Соловьев] |
[Библиотека
«Вехи»]
Владимир Соловьев
РОССИЯ И
ВСЕЛЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ
КНИГА
ПЕРВАЯ
Положение
религии в России и на христианском Востоке
ГЛАВА ДЕВЯТАЯ
Исполнившееся
пророчество. Критика цезаропапизма.
Один из друзей Аксакова и, как он,
выдающийся член партии или кружка славянофилов, Юрий Самарин[1]
писал в частном письме по поводу ватиканского собора; "Папский абсолютизм не
убил жизненности католического клира, - над этим следует призадуматься, ибо в
один прекрасный день у нас провозгласят непогрешимость царя, или иначе сказать
обер-прокурора Святейшего Синода, так как царь будет тут не при чем... Найдется
ли у нас в тот день хотя бы один епископ, монах или священник, который решился
бы протестовать! Сомневаюсь. Если кто и заявит протест, то это будет мирянин,
ваш покорнейший слуга и Иван Сергеевич (Аксаков), если только мы будем тогда в
живых. Что же касается до нашего несчастного духовенства, которое вы находите
более несчастным, чем виноватым (и в этом вы, быть может, правы), то оно будет
молчать".
Я счастлив, что могу привести эти слова,
ибо немного знаю пророчеств такого рода, которые сбылись бы с большей точностью.
Провозглашение цезаропапистского абсолютизма в России, глубокое молчание и
полная покорность духовенства, наконец, единичный протест мирянина - все сбылось
именно так, как предвидел Самарин.
В 1885 году, официальный документ,
исходивший от русского правительства[2],
объявил, что Восточная Церковь отреклась от своей власти и передала ее в руки
царя. Это заявление было замечено только немногими. Самарин уже много лет как
умер. Аксакову оставалось жить только несколько месяцев; тем не менее он
напечатал в своем журнале ("Русь") протест писателя мирянина, не
принадлежавшего, впрочем, к группе славянофилов. Этот единичный протест
последовал без благословения кого-либо из представителей Церкви, не удостоился
поддержки с их стороны и своим одиночеством еще более подчеркнул плачевное
положение религии в России[3]
Впрочем, цезаропапистский манифест петербургских бюрократов был лишь
формальным признанием уже совершившегося факта. Нельзя отрицать, что Восточная
Церковь действительно отреклась от своей власти в пользу власти светской;
спрашивается только, имела ли она право это сделать и может ли она после
этого считаться представительницей Того, кому дана всякая власть на небе и на
земле. Сколько ни терзайте евангельские тексты, относящиеся к тем вечным правам,
которые Иисус Христос завещал своей Церкви, в них все равно не найдете права
передачи этих полномочий в руки светской власти. Власть, заявляющая притязание
заместить Церковь в земном ее призвании, должна была бы по крайней мере,
получить одинаковые с ней обетования прочности.
Мы не думаем, чтобы наши иерархи
отказались добровольно и по зрелом размышлении от своих церковных прав. Но если
Восточная Церковь потеряла, в силу известных событий, то, что принадлежало ей в
силу божественного права, то очевидно, что врата адовы одолели ее и что,
следовательно, она не есть незыблемая Церковь, основанная
Христом.
Мы не желаем также делать светское
правительство ответственным за ненормальное положение Церкви в Государстве. Это
последнее было право, когда отстаивало свою независимость и свое главенство
против духовной власти, представлявшей лишь частную и национальную Церковь,
разобщенную с великой христианской общиной. Когда утверждают, что
Государство должно подчиниться Церкви, то при этом всегда имеют в виду Церковь,
установленную Богом, единую, нераздельную и
вселенскую.
Управление какой-либо отдельной
национальной Церкви есть лишь историческое и чисто человеческое учреждение.
Тогда как глава Государства есть законный представитель нации, как таковой, и
духовенство которое хочет быть национальным и только национальным, должно
волей-неволей признавать безусловное верховенство светского правительство. Сфера
национального бытия может в самой себе иметь лишь один и единственный центр,
главу Государства. Епископат какой-либо отдельной частной Церкви может, по
отношению к Государству, притязать на верховенство апостольской власти лишь в
том случае, если он действительно связывает нацию с вселенским или международным
Царством Христа. Национальная Церковь, если она не хочет покориться абсолютизму
Государства, то есть перестать быть Церковью и сделаться департаментом
гражданской администрации, необходимо должна иметь реальную опору вне
Государства и нации; связанная с этой последней природными и историческими
узами, она должна в то же время в своем качестве Церкви входить в состав более
широкого социального круга, с независимым центром и вселенской организацией, при
чем местная Церковь может быть лишь частным органом этой
последней.
Лица, стоявшие во главе русской Церкви,
не могли, в борьбе с всепоглощающим абсолютизмом Государства, опираться на
свою религиозную метрополию, которая сама была не более как национальной
Церковью, с давних пор порабощенной светской власти. Не религиозную свободу, а
цезаропапизм унаследовали мы от Византии, где это антихристианское начало
беспрепятственно развивалось с I века. Греческая иерархия, сама оттолкнув мощную
опору, которую она дотоле находила в независимом центре Вселенской Церкви,
оказалась лицом к лицу с произволом Государства и его самодержца. До разделения,
каждый раз, как греческие императоры вторгались в область духовную и угрожали
свободе Церкви, представители этой последней, - будь то святой Иоанн Златоуст,
или святой Флавиан, или святой Максим Исповедник, или святой Феодор Студит, или
святой патриарх Игнатий, - обращались к международному центру христианства,
прибегали к посредничеству Державного Первосвятителя, и, если сами терпели
поражение и становились жертвами грубой силы, то, по крайней мере, их дело, дело
истины, справедливости и свободы всегда находило в Риме непоколебимую опору,
обеспечивавшую за ним конечное торжество. Греческая Церковь в те времена была и
сознавала себя живой частью Церкви Вселенской, - частью, тесно связанной с
великим общим центром единства - апостольским престолом Петра. Эти отношения
спасительной зависимости от преемника первоверховных апостолов, от
первосвященника Божия, эти чисто духовные, законные и исполненные достоинства
отношения были заменены мирским, незаконным и унизительным порабощением простым
мирянам и неверным.
Тут дело не в исторической случайности, но
в логике вещей, неизбежно отъемлющей у всякой чисто национальной Церкви ее
независимость и достоинство и налагающей на нее более или менее тяжелое, но
всегда позорное иго светской власти.
Во всякой стране, где Церковь сведена к
национальному учреждению, светское правительство (будь то самодержавное или
конституционное) пользуется безусловной полнотой всяческой власти; а церковная
организация является лишь специальным министерством, зависящим от
общегосударственной администрации. Национальное Государство здесь -
реальное и законченное тело, живущее собой и для себя, а Церковь есть только
часть или, лучше сказать, одна сторона этого общественного организма, этого
политического целого и существует для себя только в
абстракции.
Это рабство Церкви несовместимо с ее
духовным достоинством, с ее божественным происхождением, с ее вселенским
призванием. С другой стороны, рассуждение доказывает, а история подтверждает,
что долговременное сосуществование двух правительств, равно независимых и
державных, в пределах одной и той же земельной области, в границах одного
национального Государства, безусловно невозможно. Такая диархия неизбежно
приводит к антагонизму, который не может не закончиться полным торжеством
светской власти, ибо она и только она действительно представляет нацию, тогда
как Церковь, по самой своей природе, не есть учреждение национальное и может
стать таковым, лишь потеряв действительный смысл своего
существования.
Церковь должна вообще иметь власть
независимую и стоящую выше власти Государства. При самых благих намерениях
светский монарх не может быть действительным сыном Церкви, которой он в то же
время глава и которой он правит при посредстве своих
чиновников.
Церковь в России, лишенная всякой точки
опоры, всякого центра единства вне национального Государства, по
необходимости кончила тем, что была порабощена светской власти; а эта
последняя, не видя на земле ничего выше себя, не имея возможности получить от
кого бы то ни было религиозной санкции, частичной делегации власти Христа, с не
меньшей необходимостью пришла к антихристианскому
абсолютизму.
Если национальное Государство утверждает
себя как законченное и самодовлеющее социальное тело, оно не может уже более
быть живым членом вселенского тела Христова. А если оно вне этого тела, оно уже
не христианское Государство и есть лишь новый вид древнего цезаризма,
упраздненного христианством.
Бог вочеловечился в лице еврейского Мессии
в тот самый момент, когда человек стал богом в лице римского Кесаря. Иисус
Христос не нападал на Кесаря и не оспаривал его власти; но он возвестил истину о
нем. Он сказал, что Кесарь не Бог и что власть Кесаря вне Царства Божия.
Воздавать Кесарю той монетой, которую он чеканит, а остальное Богу, - это есть
то, что теперь называют отделением Церкви от Государства, отделением
необходимым, пока Кесарь язычник, и невозможным, как только он стал
христианином. Христианин, будь он даже король или император, не может оставаться
вне Царства Божия и противопоставлять свою власть власти Бога. Верховная
заповедь "Отдайте Божие Богу" безусловно обязательна для Кесаря, если он хочет
быть христианином. Он тоже должен отдавать Божие Богу, то есть, прежде всего,
верховную и безусловную власть на земле; ибо, чтобы действительно понять слово о
Кесаре, обращенное Господом к врагам Его, когда Он шел на страдание, надо
дополнить его другим, более торжественным словом, сказанным Им по воскресении
ученикам своим, представителям Его Церкви:
"Дана мне всякая власть на небе и
на земле" (Матфей, XXVIII,
18). Вот текст формальный и решающий, и он не может быть добросовестно
истолкован двояко. Те, кто истинно веруют слову Христа, никогда не согласятся
допустить возможность Государства, отделенного от Царства Божия, мирской власти,
безусловно независимой и державной. Есть только одна власть на земле, и эта
власть принадлежит не Кесарю, а Иисусу Христу. Если слово, сказанное о динарии,
лишило Кесаря его божественности, то это новое слово лишает его самодержавия.
Если он хочет царствовать на земле, то он не может царить собственной властью, а
должен стать представителем Того, кому дана всякая власть на земле. Но как может
перейти к нему подобное полномочие?
Открыв человечеству Царство Божие, которое
не от мира сего, Иисус Христос дал и все необходимые средства для реализации
этого Царства в мире. Возвестив в своей первосвященнической молитве совершенное
единство всех, как цель своего дела, Господь пожелал дать этому делу реальную и
органическую основу, учредив свою видимую Церковь и дав ей, для ограждения ее
единства, единого главу в лице святого Петра. Если можно найти в евангелиях
указание на передачу полномочий, то только это. Никакая мирская власть не
получила от Христа какой-либо санкции или какого-либо обетования. Иисус Христос
основал только Церковь, и основал Он ее на монархической власти Петра: "Ты Петр,
и на этом камне Я создам Церковь Мою".
Таким образом, христианское Государство
должно стоять в зависимости от Церкви, основанной Христом, а сама Церковь
зависит от главы, Христом ей данной. В конечном счете христианский Кесарь лишь
через Петра имеет участие в царской власти Христа. Он вообще не может иметь
никакой власти помимо того, кто облечен полнотой всякой власти, и не может
царствовать помимо того, кому вручены ключи Царства. Чтобы быть христианским,
Государство должно быть подчинено Церкви Христа; но, чтобы это подчинение не
было фиктивным, Церковь Должна быть независимой от Государства, она должна иметь
центр единства вне Государства и над ним, °на должна быть воистину Вселенской
Церковью.
В последнее время в России начинают
понимать, что чисто национальная Церковь, предоставленная своим собственным
силам, неизбежно становится пассивным и бесполезным орудием Государства, и что
церковная независимость может быть обеспечена только международным
центром духовной власти. Но и допуская необходимость такого центра, все же
желают создать таковой, не выходя за пределы восточного христианства. Это
грядущее создание чего-то в роде восточного папы есть последнее антикафолическое
притязание, которое нам остается рассмотреть.
[«Россия и Вселенская Церковь» - ОГЛАВЛЕНИЕ] | [Вл.Соловьев]
| [Библиотека «Вехи»]
© 2004, Библиотека
«Вехи»
[1] Ревностный ученик
Хомякова, он не обладал его блестящими качествами, но превосходил его ученостью
и критическим талантом. Юрий Федорович Самарин (умер в 1876 году) оказал большие
услуги России, приняв весьма деятельное участие в освобождении крестьян в 1861
году Помимо этого его культурный ум и замечательный талант остались (как это
часто бывает в России) бесплодными. Он не дал значительных работ и, как
писатель, известен, главным образом, своей пристрастной полемикой с иезуитами и
немцами балтийских провинций. Письмо, которое мы приводим, обращено было к одной
русской даме (А. О. Смирновой) и помечено 10-22декабря 1871
года.
[2] Правила о
государственных экзаменах по юридическому
факультету.
[3] Примечание для
русских читателей. Я не поставил своего имени под
статьей, о которой идет речь ("Государственная философия в программе
Министерства Народного Просвещения", "Русь", сентябрь 1885), так как полагал,
что являюсь выразителем чувств всего русского общества. Это было иллюзией, и
теперь я могу предъявить мое исключительное право на этот vox clamantis in deserto He надо, впрочем, забывать, что,
кроме так называемого общества, в России есть от двенадцати до пятнадцати
миллионов староверов, которые не ждали 1885 года, чтобы протестовать против
московского и петербургского цезаропапизма.