[«Россия и Вселенская Церковь» -
ОГЛАВЛЕНИЕ] |
[Вл.Соловьев] |
[Библиотека
«Вехи»]
Владимир Соловьев
РОССИЯ И
ВСЕЛЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ
КНИГА
ВТОРАЯ
Церковная
монархия, основанная Иисусом Христом.
ГЛАВА
ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ
Халкидонский собор. Вывод второй
книги
Центральная власть Вселенской Церкви
является несокрушимой основой социальной справедливости ибо она - непогрешимый
голос религиозной истины. Заботой папы Льва было не только восстановление на
христианском Востоке нравственного порядка, потрясенного злодеяниями
Александрийского патриарха, но и утверждение восточных братьев в истинной вере,
которой угрожала монофизитская ересь. Дело шло о коренной истине христианства -
истине Богочеловека. Монофизиты, утверждая, что Иисус Христос по воплощении
является исключительно Богом, так как человечество Его всецело поглощается
божеством, хотели вернуться, быть может, сами не подозревая того, к
бесчеловечному Богу восточного язычества, этому Богу, поглощающему всякое
творение и представляющему для человеческого ума неисповедимую бездну. Это было
в сущности скрытым отрицанием пребывающего откровения и воплощения. Но так как
это отрицание было скрытое, прятавшееся за великий богословский авторитет
святого Кирилла (который, настаивая против Нестория на единстве лица в Иисусе
Христе, допустил неточную формулу: <...> - Единая природа Бога
Слова воплощенная), то необходимо было дать истине богочеловечества новую, ясную
и окончательную формулу. Весь православный мир ждал этой формулы от преемника
апостола Петра. Сам папа Лев был проникнут важностью этого вопроса. "Спаситель
рода человеческого, Иисус Христос, - говорил он, - устанавливая веру,
возвращающую нечестивых к правде и мертвых к жизни, проливал в души учеников
своих увещания учения своего и чудеса дел своих, дабы Христос был ими познан и
как единородный Сын Божий, и как Сын Человеческий. Ибо одного из этих верований
без другого недостаточно было для спасения, и одинаково пагубно было
исповедывать Господа Иисуса Христа только как Бога, но не человека, или только
как человека, но не Бога (делая Его в первом случае недостижимым для нашей
немощи, а во втором - бессильным спасти нас). Но необходимо было исповедовать и
то и другое, ибо как истинное человечество нераздельно было с Богом, так и
истинное божество нераздельно было с Человеком. Вот почему для подтверждения
сего благотворнейшего (saluberrimam) познания Господь и вопросил учеников
своих; и Петр, по откровению Духа Отчего, превозмогая телесное и превышая
человеческое, увидел умными очами Сына Живого Бога и исповедал славу Божества,
ибо взор его был направлен на нечто другое, чем только сущность плоти и крови.
Он так проникся возвышенностью этой веры, что, объявленный блаженным, приобрел
священную крепость нерушимого камня; и воздвигнутую на сем камне Церковь не
одолеют ни врата ада, ни законы смерти. Вот почему при рассуждении всяческих
тяжб лишь то будет утверждено на небесах, что установлено судом Петра"[1].
Исповедуя, что основная функция церковной
власти - утверждение и определение христианской истины - неотъемлема от
занимаемого им престола святого Петра, Лев счел своим долгом противопоставить
новой ереси и новое изложение апостольского исповедания. В своем знаменитом
догматическом послании к Флавиану он смотрит на себя, как на вдохновенного
посредника, представителя князя апостолов; и весь христианский Восток признал в
нем такового. В Лимонаре[2]
святого Софрония, патриарха Иерусалимского (VII век), мы находим следующее сказание: "Когда
святой Лев написал свое послание к святому Флавиану, епископу
Константинопольскому, против нечестивых Евтихия и Нестория, он положил его на
гробницу верховного апостола Петра и, пребывая в молитвах, бдении и посте,
умолял верховного апостола, говоря: "Если как человек я погрешил в чем-либо,
добавь недостающее и уничтожь все излишнее в писании моем, ты, которому
Спаситель,
Господь и Бог наш Иисус Христос поручил
престол сей и всю Церковь". По прошествии сорока дней, апостол явился ему, когда
он молился, и сказал: "Я прочел и я исправил". Взяв послание с гробницы
блаженного Петра, Лев развернул его и нашел его исправленным рукою апостола"[3].
Это послание, действительно достойное
такого исправителя, с изумительной ясностью и силой определяло истину двух
природ в едином лице Христа и сделало невозможными впредь в Церкви два
противоположных заблуждения - ересь Нестория и ересь Евтихия. Послание святого
Льва не было прочтено на "ефесском разбойничестве", что явилось одним из главных
доводов к отмене решений лжесобора. Диоскор, который в силах был принудить
собрание всех восточных епископов к осуждению святого Флавиана и заставить их
подписать еретическую формулу, встретился с неожиданным сопротивлением, когда
осмелился открыто выступить против папы. Этот последний, узнав от своих легатов
о том, что произошло в Ефесе, тотчас созвал собор латинских епископов в Риме и с
единодушного одобрения их осудил и низложил Диоскора. "Фараон", с торжеством
вернувшийся в Александрию, пробовал вступить в пререкание с папой, но ему скоро
пришлось убедиться, что он имеет дело здесь не с пустыми притязаниями, но с
живой духовной властью, пользующейся повсеместным признанием в христианском
мире. Гордыня и смелость церковного хищника разбились об истинный камень Церкви:
пустив в ход все обычные для него средства насилия, он мог принудить лишь
десять египетских епископов присоединиться к нему для осуждения папы Льва[4].
Даже на Востоке все смотрели на это бессильное оскорбление, как на акт безумия,
окончательно погубивший египетского "фараона".
Защитника двух противоположных ересей,
покровителя Нестория и Диоскора, императора Феодосия II, в это время уже не было в живых. С вступлением
на престол Пульхерии и ее номинального супруга Маркиана открылась весьма
короткая фаза, в течение которой императорское правительство, по религиозному
убеждению, по-видимому, с решительностью выступило на защиту правого дела. Этого
было достаточно, чтобы вернуть православным епископам Востока утраченное ими
мужество и привлечь к православию, исповедуемому новым императором, всех тех,
кто примкнул к ереси из желания угодить его предшественнику. Но сам православный
император не питал особого доверия к этим шатким епископам. В его глазах
верховным авторитетом в делах веры являлся папа. "В вопросе о кафолической
религии и вере христиан, - читаем мы в императорском письме к святому Льву, - мы
сочли справедливым прежде всего обратиться к твоей святости, блюдущей и правящей
божественною верою (<...>)[5],
будущий собор, по мысли императора, должен, под верховным водительством папы
(<...>), удалить из Церкви все нечестивые заблуждения и
восстановить совершенный мир в среде епископов кафолической веры[6].
А в другом письме, последовавшем вскоре за
первым, император вновь подтверждает, что собор должен признать и изложить для
Востока то, что папою определено в Риме. Императрица Пульхерия пишет в том же
духе, заверяя папу, что собор "даст определение кафолического исповедания,
согласно требованиям христианской веры и благочестия, под верховным
водительством твоим"[7].
Вселенский собор состоялся в Халкидоне (в
451 году) под председательством римских легатов; первый из них, епископ
Пасхазин, встал и сказал: "Мы получили указания от блаженного апостольского
епископа города Рима, главы всех Церквей, и нам предписано не допускать
Диоскора в среду собора"[8].
А второй легат Люценций объяснил, что Диоскор уже осужден за то, что незаконно
присвоил себе право суда и созвал собор без согласия апостольского престола,
чего никогда не бывало и не должно быть (<...>)[9].
После долгих переговоров, представители императора объявили, что Диоскор не
будет заседать, как член собора, но предстанет перед ним в качестве обвиняемого,
так как, после осуждения его папой, на него возведен ряд новых обвинений [10].
Суждению предшествовало прочтение
догматического послания папы, которое православные епископы приветствовали,
восклицая: "Петр сказал устами Льва!"[11].
В следующем заседании несколько клириков Александрийской Церкви представили
письменную просьбу, обращенную к "святейшему и боголюбезному вселенскому
архиепископу и патриарху великого Рима, Льву, и к святому вселенскому собору в
Халкидоне. Это был обвинительный акт против Диоскора, который - говорили
жалобщики - "утвердив ересь на соборе разбойников и убив святого Флавиана,
пытался совершить еще более тяжкое преступление - отлучить от Церкви святейший и
священнейший апостольский престол великого Рима"[12].
Собор не счел себя в праве вновь судить епископа, уже осужденного папой,
предложил римским легатам постановить приговор над Диоскором[13],
что эти последние и сделали в нижеследующих выражениях (перечислив сначала все
преступления Александрийского патриарха): "Святейший и блаженнейший архиепископ
великого и Древнего Рима, Лев, чрез нас и присутствующий здесь святой
собор, вместе с трижды блаженным и преславным апостолом Петром, который есть
камень и утверждение кафолической Церкви и основа православной веры, лишил
сказанного Диоскора епископского сана и всех степеней священства!"[14].
Торжественное признание верховной власти
папы на Халкидонском соборе увенчано было посланием восточных епископов,
обращенным к Льву, в котором они ставят ему в заслугу все, что было сделано на
соборе: "Ты, - пишут они ему, - через викариев своих предводительствовал
(<...>) и направлял все множество отцов, как голова правит членами
(<...>), указав им истинный смысл догмата"[15].
Чтобы отвергнуть как хищение и заблуждение
первенство власти и учительного авторитета римского престола, не достаточно, как
мы видим, объявить хищником и еретиком такого человека, как святой Лев Великий:
надо еще обвинить в ереси вселенский собор в Халкидоне и всю православную
Церковь пятого века. Таков вывод, с очевидностью вытекающий из только что
приведенных нами достоверных свидетельств.
[«Россия и Вселенская Церковь» - ОГЛАВЛЕНИЕ] | [Вл.Соловьев]
| [Библиотека «Вехи»]
© 2004, Библиотека
«Вехи»
[1] S. Leonis Magni opera (Migne), 1.1,
cot. 309.
[2] Род хрестоматии из
назидательных рассказов.
[3] Смотри в
русских Минеях житие святого Льва, папы.
[4] Conciliorum collcctio (Mansi), VI,
510.
[5] Conciliorum collectio (Mansi), Ibid-,
93.
[6] Ibid., 93.
[7] Ibid, 101.
[8] Conciliorum collectio (Mansi), Ibid.,
580,1.
[9] Ibid.
[10] Ibid, 645.
[11] Ibid, 972.
[12] Ibid, 1,005,9.
[13] Ibid, 1,045.
[14] Ibid, 1,048.
[15] Conciliorum collectio (Mansi), Ibid,
148.