[«Россия и Вселенская Церковь» -
ОГЛАВЛЕНИЕ] |
[Вл.Соловьев] |
[Библиотека
«Вехи»]
Владимир Соловьев
РОССИЯ И
ВСЕЛЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ
КНИГА
ВТОРАЯ
Церковная
монархия, основанная Иисусом Христом.
ГЛАВА
ЧЕТВЕРТАЯ
Церковь
как вселенское общество. Начало любви
Бытие всякого человеческого общества
определяется идеями и учреждениями, а посему общественное благосостояние и
прогресс зависят главным образом от истинности идей, господствующих в обществе,
и доброго порядка, царствующего в управлении им. Церковь, как общество,
возникшее и утвержденное непосредственным изволением Бога, должна обладать этими
двумя качествами в высокой степени; религиозные идеи, исповедуемые ею, должны
быть непогрешимо истинными; а ее строй должен соединять с величайшей
устойчивостью и величайшую способность действия в заданном
направлении.
Церковь прежде всего есть общество,
основанное на истине. Коренной истиной Церкви является единство божеского и
человеческого, Слово, ставшее Плотью, Сын Человеческий, признанный за Христа,
Сына Бога Живого. С чисто объективной точки зрения, камень Церкви, таким
образом, сам Христос, воплощенная истина. Но, чтобы быть действительно
основанной на истине, Церковь, как общество человеческое, должна быть
соединена с этой истинной каким-либо определенным образом.
Так как истина не имеет непосредственно
явного и внешним образом обязательного бытия в этом мире призраков, то человек
может соединиться с нею лишь верой, связывающей нас с внутренней сущностью вещей
и являющей нашему духу все, что внешним образом не видимо. Поэтому с
субъективной точки зрения можно утверждать, что именно вера
представляет основание, или "камень", Церкви. Но какая вера? Чья вера?
Простого факта субъективной веры того или другого лица недостаточно. Самая
сильная и самая искренняя личная вера может поставить нас в отношения не только
к невидимой сущности истины и верховного Блага, но и к невидимой сущности зла и
лжи, что в достаточной мере доказано историей религий. Чтобы быть действительно
связанным верою с желаемым объектом - безусловной истиной, надо быть самому
сообразным этой истине.
Истина Богочеловека, то есть совершенное и
живое единство безусловного и относительного, бесконечного и конечного, Творца и
творения, - эта истина по преимуществу не может ограничиваться историческим
фактом, но открывает, чрез посредство этого факта, вселенское начало,
заключающее все сокровища премудрости и обнимающее все в своем
единстве.
Объективная истина веры имеет вселенский
характер, и истинный субъект веры должен быть сообразен своему объекту: а посему
субъект истинной религии необходимо должен быть вселенским. Истинная вера
не может быть уделом индивидуального человека в его обособленности, но лишь
всего человечества в его единстве; индивид может быть участником ее, лишь как
живой член вселенского тела. Но так как реальное и живое единство человеческого
рода не дано непосредственно в порядке физическом, то оно должно быть создано в
порядке моральном. Грани конечной индивидуальности, самоутверждающейся в своей
исключительности, грани природного эгоизма, должны быть разбиты любовью, дабы
человек мог стать сообразным Богу, который есть любовь. Но эта любовь, имеющая
преобразить враждующие части человеческого рода в реальное и живое единство -
Вселенскую Церковь, эта любовь не может быть смутным, чисто субъективным и
бессильным чувством, она должна найти свое выражение в некотором постоянном и
определенном Действии, дающем внутреннему чувству объективную реальность. Какой
же реальный объект дан этой Деятельной любви? Природная любовь, имея объектом
наиболее близкие к нам существа, создает реальное коллективное единство -
семью; природная любовь в более широком смысле, имеющая своим объектом всех
людей, живущих в определенной стране и связанных общностью языка, создает более
обширное и более сложное, но все же реальное, коллективное единство - город,
Государство, нацию[1].
Любовь, имеющая создать религиозное единство человеческого рода, или Вселенскую
Церковь, должна выйти за пределы национальности и иметь своим объектом всю
совокупность человеческих существ. Но активное отношение между человеческим
родом в его целом и индивидом не находит в этом последнем основы в виде
природного чувства, аналогичного чувству, вызываемому семейством или родиной,
почему это отношение и сводится по необходимости (для отдельного субъекта) к
чисто моральной сущности любви, то есть к свободному и сознательному отказу от
собственной воли, от личного, семейного и национального эгоизма. Любовь к
семейству и любовь к нации суть, главным образом, природные факты, которые могут
косвенно быть причиной и моральных актов; любовь к Церкви по существу акт
моральный - акт подчинения частной воли воле вселенской. Но, чтобы вселенская
воля не была фикцией, необходимо, чтобы она всегда реализировалась в
определенном существе. Раз воля всех не представляет реального единства, ибо все
не находятся в непосредственном согласии друг с другом, то необходимо
средство для соглашения их, то есть единичная воля, которая могла бы
объединить все остальные. Необходимо, чтобы каждый имел возможность
действительно объединиться со всей совокупностью человеческого рода (проявить
положительным образом свою любовь к Церкви), связав свою волю с некоторой
единичной волей, не менее реальной и живой, чем его собственная, но в то же
время вселенской и которой равно должны быть подчинены и все остальные воли. Но
нельзя допустить воли без вопящего и проявляющего свое изволение; и до тех пор,
пока все не объединены в непосредственном единстве, мы поставлены в
необходимость искать этого объединения со всеми в лице одного, дабы иметь
возможность быть участниками в истинной вселенской вере.
Раз каждый человек в отдельности, а равно
и все человечество в его природном состоянии разделения, не могут стать
действительными субъектами вселенской веры, то необходимо, чтобы эта вера нашла
свое проявление в одном лице, представляющем единство всех. Всякий, приемлющий
эту истинно вселенскую веру за правило своей собственной веры, совершает тем
самым реальный акт подчинения или любви к Церкви, - акт, делающий его сообразным
вселенской истине, открытой этой Церкви. Любя всех в одном (раз их иначе любить
нельзя), каждый участвует в вере всех, определяемой божественно вспомоществуемой
верою одного; и эта пребывающая связь, это столь широкое и, тем не менее, столь
прочное, столь живое и, тем не менее, столь устойчивое единство делает
Вселенскую Церковь коллективным моральным существом, действительным обществом,
значительно более обширным и более сложным, чем нация или Государство, но не
менее реальным. Любовь к Церкви проявляется постоянным и действенным согласием с
ее волей и ее живой мыслью, явно представленными в актах верховного церковного
главы. Эта любовь, которая в своем начале есть лишь акт чистой морали,
исполнение принципиального Долга (послушание категорическому императиву по
кантианской терминологии), может и должна стать источником чувств и
привязанностей, не менее могущественных, чем сыновняя любовь или патриотизм. Те,
кто, желая основать Церковь на любви, видят в то же время вселенское церковное
единство лишь в предании, кристаллизованном и уже одиннадцать веков как лишенном
всех средств для своего действительного утверждения и реального проявления,
должны были бы принять в соображение, что невозможно любить живой и деятельной
любовью археологическое воспоминание, отдаленный факт, который, как семь
вселенских соборов, безусловно неизвестен массам и ясен только для ученых.
Любовь к Церкви имеет реальный смысл лишь в тех, кто продолжает признавать
живого представителя Церкви, общего отца всех верующих, могущего быть предметом
любви в том же смысле, как отец в своей семье или глава Государства в
монархической стране.
Формальный характер истины состоит в
приведении к гармоническому единству многообразных начал действительности. Этот
характер присущ и истине по преимуществу, истине Богочеловека, в своем
безусловном единстве объемлющего всю полноту божеской и человеческой жизни.
Христу, существу единому, центру всех существ, должна соответствовать Церковь -
совокупность отдельных единиц, стремящаяся к совершенному единству. И доколе это
внутреннее и совершенное единство всех не будет осуществлено, доколе вера
каждого еще не есть, как таковая, вера всех, - доколе единство всех не
выявлено непосредственно каждым, оно должно быть осуществляемо чрез посредство
одного.
Вселенская истина, в совершенстве
осуществленная в одном (Христе), влечет к себе веру всех, непогрешимо
определяемую голосом одного (папы). Вне этого единства, как мы уже видели,
мнение множества может быть ошибочным, и даже вера избранных может оставаться
смутной. Но не ложное мнение и не колеблющаяся вера, а вера непогрешимая и
определенная, связующая род человеческий с божественной истиной, составляет
непоколебимую основу Вселенской Церкви. Эта основа есть вера Петра, живущего в
своих преемниках, - вера, являющаяся личной, дабы проявиться людям, и (при
божественной помощи) сверхчеловеческой, дабы быть непогрешимой. И - мы не
перестанем повторять этого - если думают, что этот пребывающий центр единства не
нужен, то пусть попытаются проявить помимо него живое единство Вселенской
Церкви, пусть попробуют без него совершить какой-либо церковный акт, в котором
было бы заинтересовано все христианство, пусть попробуют дать решительный и
властный ответ на один из вопросов, разъединяющих христианские совести. Но мы
отлично видим, как теперешние преемники апостолов в Константинополе и Петербурге
подражают молчанию самих апостолов в Кесарии Филипповой...
Подведем в немногих словах итоги
предшествовавшим соображениям. Вселенская Церковь основана на истине,
утверждаемой верою. Истина едина, а следовательно, и истинная вера должна быть
единой. И раз это единство веры не дано действительно и непосредственно в
совокупности верующих (ибо нет единодушия всех в делах веры), то оно должно
пребывать в законной власти единого главы, порукой которой служит божественная
помощь и которая приемлется любовью и доверием всех верующих. Вот тот
камень, на котором Христос воздвиг свою Церковь, а врата ада не одолеют
ее.
[«Россия и Вселенская Церковь» - ОГЛАВЛЕНИЕ] | [Вл.Соловьев]
| [Библиотека «Вехи»]
© 2004, Библиотека
«Вехи»
[1] Проживание в
какой-либо стране и тождество языка сами по себе еще недостаточны для создания
единства родины; оно невозможно без патриотизма, то есть без некоторой
специфической любви.