[«Россия и Вселенская Церковь» -
ОГЛАВЛЕНИЕ] |
[Вл.Соловьев] |
[Библиотека
«Вехи»]
Владимир Соловьев
РОССИЯ И
ВСЕЛЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ
КНИГА
ВТОРАЯ
Церковная
монархия, основанная Иисусом Христом.
ГЛАВА ПЯТАЯ
Ключи
царства
Как бы не желая оставить возможности
каких-либо сомнений относительно смысла и значения своих слов о камне
Церкви, Иисус дополняет их, явно вручая власть ключей, верховное управление
своим Царством, основной власти Церкви, установленной в лице Симона Петра. "И
дам тебе ключи Царства Небесного". Здесь прежде всего необходимо устранить
несообразность, которую наши православные полемисты приписывают Иисусу Христу.
Чтобы по возможности стереть разницу между Петром и остальными апостолами,
утверждают, что власть ключей есть не что иное, как власть вязать и решить.
Сказав однажды "Я дам тебе ключи", Иисус повторил будто бы впоследствии то же
обещание в других выражениях. Но когда ведут речь о ключах, то говорят
отворять и затворять, а не вязать и решить, как мы действительно и читаем в
Апокалипсисе (чтобы ограничиться одним Новым Заветом): <...>
(Имеющий ключ Давидов, который отворяет, и никто не затворит; затворяет и
никто не отворит. Апок., III, 7.) Можно отворить и затворить комнату, дом, город,
но вязать и решить можно лишь отдельные существа и вещи, находящиеся в комнате,
в доме, в городе. Обсуждаемый нами евангельский текст представляет метафору, но
метафора не есть необходимо нелепость. Образ ключей Царства (местопребывания
Царя - бэтга-мелек) по необходимости должен представлять власть более обширную и
общую, чем выраженная в образном выражении "вязать и
решить".
Специальная власть вязать и решить была
дана Петру в тех же выражениях, в каких она была впоследствии дарована и
остальным апостолам (Матфей, XVIII, 18), и легко усмотреть из контекста этой
последней главы, что это низшая власть имеет отношение лишь к индивидуальным
случаям ("если брат твой согрешит против тебя", и т. д. ), что вполне
соответствует смыслу метафоры, употребленной в Евангелии. Лишь вопросы личной
совести и судьбы отдельных душ подлежат власти вязать и решить, данной и
остальным апостолам вслед за Петром. Что же касается власти ключей Царства,
дарованной единственно Петру, то она может (по точному смыслу нашего
текста, равно как и по библейской аналогии) относиться лишь ко всей совокупности
Церкви, знаменуя верховную общественную и политическую власть, общее
управление Царством Божиим на земле. Не следует ни отделять жизнь христианской
души от устройства Вселенской Церкви, ни смешивать ее с этим устройством. Здесь
мы имеем два различных, хотя и тесно связанных между собой порядка вещей. Как
учение Церкви не есть простая совокупность личных верований, так и управление
Церковью не может быть сведено к водительству отдельных совестей и частной
нравственной жизни. Основанная на единстве веры, Вселенская Церковь, как
реальное и живое общественное тело, должна проявлять еще и единство
действия, достаточное, чтобы с успехом противоборствовать в каждый данный
момент ее исторического существования совокупному напору враждебных сил,
стремящихся разрушить ее, внося в нее разделение. Единство действия предполагает
для обширного и сложного социального тела целую систему органических функций,
подчиненных общему центру, который мог бы в каждую данную минуту придать им
желательное направление. Как единство правой веры имеет свою окончательную
гарантию в догматическом авторитете одного, говорящего за всех, так единство
церковного действия необходимо обусловлено руководящей властью одного,
простирающейся на всю Церковь. Но в Церкви единой и святой, основанной на
истине, управление не может быть отделяемо от учения; и центральная, и верховная
власть в порядке церковном может принадлежать лишь тому, кто, властью
божественно вспомоществуемой, представляет и являет, в порядке религиозном,
единство истинной веры. Вот почему ключи Царства были даны лишь тому кто, в силу
веры своей, является Камнем Церкви.
[«Россия и Вселенская Церковь» - ОГЛАВЛЕНИЕ] | [Вл.Соловьев]
| [Библиотека «Вехи»]
© 2004, Библиотека
«Вехи»