[«Россия и Вселенская Церковь» -
ОГЛАВЛЕНИЕ] |
[Вл.Соловьев] | [Библиотека «Вехи»]
Владимир
Соловьев
РОССИЯ И
ВСЕЛЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ
КНИГА
ВТОРАЯ
Церковная
монархия, основанная Иисусом Христом.
ГЛАВА СЕДЬМАЯ
Царства
Данила. «Roma» и
«Amor»
Историческая жизнь человечества началась
вавилонским смешением (Быт., XI), она закончится совершенным согласием Нового
Иерусалима (Апок., XXI). Между этими двумя крайними пределами,
занесенными в первую и последнюю книгу Писания, протекает процесс всемирной
истории, символический образ которой дан нам в священной книге, которую можно
рассматривать как переход от Ветхого к Новому Завету, - в книге пророка Даниила
(Дан., П, 31-36).
Земное человечество не есть и не будет
никогда миром чистых духов, а посему оно нуждается для выявления и развития
единства своей внутренней жизни, во внешнем социальном организме, все более и
более централизованном, по мере того как он становится более обширным и более
дифференцированным. Как жизнь индивидуального человеческого духа проявляется при
посредстве организованного человеческого тела, так и коллективный дух
возрожденного человечества - невидимая Церковь - требует видимой социальной
организаций, образа и орудия своего единства. С этой точки зрения история
человечества представляется нам последовательным образованием вселенского
социального существа или Церкви единой и кафолической, в широком смысле этого
слова. Дело это по необходимости распадается на две главные части: во-первых, на
внешнее объединение исторических наций или образование вселенского тела
человечества более или менее бессознательной работой земных сил при невидимом и
косвенном воздействии Провидения, и, во-вторых, на одухотворение этого тела
могучим дыханием Богочеловека и последующее развитие его при совокупном действии
божественной благодати и более или менее сознательных человеческих сил. Другими
словами, мы имеем здесь, с одной стороны, образование природной всемирной
монархии и, с другой стороны, образование и развитие монархии духовной,
или Вселенской Церкви, на основе и в рамках соответствующей природной
организации. Первая часть этого великого дела представляет по существу древнюю
или языческую историю; вторая определяет, главным образом, новую или
христианскую историю. Связующим звеном является история израильского народа, под
особым водительством живого Бога, приуготовившего органическую и национальную
среду для появления Богочеловека, который есть духовное начало единства для
вселенского тела и безусловный центр истории.
В то время как священный народ
приуготовлял природную телесность индивидуального Богочеловека, народы мира сего
вырабатывали социальное тело коллективного Богочеловека, Вселенской Церкви. Так
как это дело язычества совершалось чисто человеческими усилиями, лишь косвенно и
невидимо направляемыми божественным Провидением, то по необходимости оно
двигалось вперед через ряд попыток и отдельных опытов. До возникновения
действительно всемирной монархии, мы видим образование отдельных национальных
монархий, притязующих на всемирность, но бессильных достигнуть
таковой.
После ассиро-вавилонской монархии, этой
золотой головы наиболее чистого и наиболее централизованного деспотизма,
выступает мидо-персидская монархия - серебряные грудь и руки, символизирующие
менее централизованную деспотическую власть, но зато и значительно более
обширную, охватывающую в своих объятиях всю историческую сцену тех времен от
Греции, с одной стороны, до Инда с другой. Затем идет македонская монархия
Александра Великого - это медное чрево, пожравшее Элладу и Восток. Но, несмотря
на свое изобилие в области умственной и эстетической культуры, эллинизм оказался
бессильным в практическом действии, неспособным создать политические рамки и
центр единства для всего множества захваченных им нации. В области управления он
без всякого существенного изменения усвоил себе абсолютизм национальных
деспотов, встреченный им на Востоке; и запечатлев покоренный им мир единством
своей культуры, он все же не мог помешать ему разделиться на два больших
национальных Государства, наполовину эллинизированных, греко-египетское царство
Птоломеев и греко-сирийское царство Селевкидов. То в ожесточенной войне, то в
непрочном союзе при посредстве династических браков, эти два царства находят
себе подходящий образ в двух ногах истукана, где железо первобытного деспотизма
смешано с размягченной глиной вырождающейся культуры. Так языческий мир,
разделенный между двумя соперничающими могуществами с двумя политическими и
умственными центрами - Александрией и Антиохией - не представляет достаточной
исторической основы для христианского единства. Но был камень - Capitoli
immobile saxum - городок
Италии, начало которого обвито было таинственными сказаниями и
многозначительными знамениями и даже истинное имя которого было неизвестно. Этот
камень, брошенный Промыслом Божиим в историю, ударил по глиняным ногам
греко-варварского мира Востока, повалил и стер в прах бессильный истукан и стал
великою горою. Языческий мир обрел действительный центр единства. Возникла
поистине интернациональная и всемирная монархия, объемлющая Восток и Запад. Она
не только занимала гораздо большее пространство, чем самая обширная из
национальных монархий, она не только содержала гораздо больше разнородных
элементов (национальных и культурных), но, главное, являя собой могуче
централизованную силу, она претворяла эти разнообразные элементы в одно реальное
и действенное целое. Из уродливого и призрачного сцепления разнородных элементов
человечество превратилось в однородное и организованное тело - Римскую Империю -
с живым и личным центром - Кесарем Августом, носителем и представителем
объединенной воли всего человеческого рода.
Но что такое Кесарь и как достиг он того,
что стал представлять собой живой центр человечества? На чем основана его
власть? Долгий и мучительный опыт убедил народы Востока и Запада, что разделение
и непрестанная борьба суть зло и что центр единства необходим для умиротворения
человечества. Это смутное, но весьма реальное стремление к умиротворению и
единству бросило языческий мир к ногам авантюриста, с успехом заменившего
верования и принципы оружием легионов и личной своей смелостью. Единство Империи
опиралось, таким образом, исключительно на силу и удачу. Если первый из Кесарей,
казалось, заслужил свое счастье личным гением, если второй оправдал его в
известной мере своим рассчитанным благочестием и своей осторожной умеренностью,
то третий был чудовищем и имел преемниками идиотов и безумцев. Всемирное
Государство, которое должно было быть воплощением самого социального Разума,
нашло свое осуществление в безусловно иррациональном факте, нелепость которого
была подчеркнута богохульством императорского апофеоза.
Божественное Слово, индивидуально
связанное с человеческой природой и возжелавшее социально связать с Собою
коллективное существо человечества, не могло принять за точку отправления этого
единства ни раздор анархической толпы, ни произвол тирании. Оно могло связать
себя с человеческим обществом лишь посредством власти, основанной на
Истине. В социальной области дело на первом месте и непосредственно не идет
о личных добродетелях и пороках. Если мы считаем императорскую власть языческого
Рима дурной и ложной, то основанием к тому служат не одни только злодеяния и
безумства Тивериев и Неронов, а, главным образом, то обстоятельство, что сама
императорская власть, будь она представлена Калигулой или Антонином, опиралась
на насилие и увенчивалась ложью Реальный император - создание прихоти
легионеров и преторианцев - поддерживался лишь слепой и грубой силой,
император идеальный - император апофеоза - был нечестивой
фикцией.
Ложному человекобогу политической монархии
истинный Богочеловек противопоставил духовную власть церковной монархии,
основанную на Любви и Истине. Всемирная монархия и интернациональное единство
должны были остаться; центр единства должен был пребывать на том же месте. Но
сама центральная власть, ее характер, ее происхождение, ее санкция, должны были
быть обновлены.
У самих римлян было смутное предчувствие
этого таинственного превращения. Если обычное имя Рима обозначало по-гречески
силу и если один из поэтов Эллады в эпоху ее упадка приветствовал новых
властителей в этом смысле словами. <...> - то граждане Вечного
Города, читая его имя на семитический лад, думали найти этим путем истинное его
значение. Amor; и древнее сказание,
обновленное Виргилием, тесным образом связывало римский народ и династию Цезаря
с матерью Любви, а через нее с верховным Богом. Но их любовь была служительницей
смерти, и их верховный Бог был отцеубийцей. Благочестие римлян, которым они особенно
славились, эта основа их величия, было чувством правильным, но отнесенным к
ложным началам. Все дело было именно в изменении этих начал. Предстояло явить
истинный Рим, основанный на истинной религии. Нужно было, заменив бесконечные
триады богов отцеубийц единой божественной единосущной и нераздельной Троицей,
дать как основу всемирному обществу вместо империи Силы Церковь Любви. И разве
делом чистого случая было, что, желая провозвестить истинно всемирную монархию
свою, основанную не на рабьем подчинении подданных и произволе смертного
владыки, но на свободном согласии веры и любви в человеке с Истиной и Благодатью
Божией, Иисус Христос выбрал для этого именно ту минуту, когда Он пришел с
учениками своими к пределам Кесарии Филипповой - этого города, посвященного
одним из рабов Кесаря гению своего владыки? И затем разве дело чистого случая,
что Иисус, желая дать последнюю санкцию своему основоположительному делу, выбрал
для этого окрестности Тивериады и, пред лицом памятников, вещавших о тогдашнем
владыке ложного Рима, посвятил будущего владыку истинного Рима, указав ему
мистическое имя Вечного Города и верховное начало Своего нового
Царства:
Симон, бар-Иона, любишь ли ты Меня
больше, нежели они?
Но почему истинная любовь, которая не
знает зависти и единство которой не имеет в себе ничего исключительного, почему
должна она сосредоточиться в одном и облечься в социальном своем деле в
монархическую форму, предпочтительно перед всеми другими
формами?
Так как дело идет не о всемогуществе Бога,
которое могло бы сделать внешним образом обязательными для людей истину и
справедливость, но о божественной любви, участником которой человек становится с
добровольного согласия своего, то прямое воздействие Божества должно быть
сведено к минимуму. Оно не может быть вполне упразднено, так как всякий
человек есть ложь и ни одно человеческое существо, как индивидуальное так и
коллективное, предоставленное своим собственным средствам, не может удержаться в
постоянной и прогрессивной связи с Божеством. Но животворящая Любовь Божия,
соединенная с божественной Премудростью, quae in superfluis non
abundat, дабы помочь человеческой немощи, не препятствуя
в то же время действию сил человечества, избирает путь, на котором объединяющее
и животворящее действие сверхприродной истины и благодати на человечество в его
целом встречает меньше всего естественных препятствий и находит социальную
среду, внешним образом сообразную и приспособленную к выявлению истинного
единства. Этот путь, облегчающий богочеловеческий союз в порядке социальном
созданием в самом человечестве объединяющего центрального органа, есть путь
монархический. Чтобы всякий раз снова создавать добровольное единство на
хаотической основе независимых мнений и враждующих воль, потребно было бы всякий
раз и новое непосредственное и явно чудотворное воздействие Божества, некоторое
действие ex nihilo, которое
являлось бы для людей как необходимость, и лишало бы их нравственной свободы.
Как божественное Слово не явилось на земле в небесном величии и блеске Своем, но
в смиренном обличий человеческой природы; как и теперь еще, отдавая себя
верующим, Оно приемлет смиренное обличие материальных видов, так Оно не пожелало
и править человеческим обществом непосредственно божественной Своей властью, но
предпочло воспользоваться, как постоянным средством своего социального
воздействия, уже существовавшей в человеческом роде формою единства - всемирной
монархией. Необходимо было только возродить, одухотворить, освятить эту
социальную форму, заместив начало смерти, насилие и обман вечным началом
Благодати и Истины. На место главы солдат, в духе лжи признававшего себя богом,
должен был стать глава верующих, в духе истины признавший и исповедовавший в
своем Учителе Сына Бога Живого; на престол неистового деспота, желавшего сделать
порабощенный род человеческий своей кровавой жертвой, должен был быть возведен
любящий священнослужитель Бога, пролившего кровь свою за
человечество.
У пределов Кесарии и на берегах
Тивериадского озера Иисус низверг Кесаря с его престола - не Кесаря динария и не
христианского Кесаря будущего, но Кесаря апофеоза, Кесаря - единого,
безусловного и самозаконного владыку мира, центр верховного единства
человеческого рода. Он низверг его, ибо создал новый и лучший центр единства,
новую и лучшую верховную власть, основанную на вере и любви, на благодати и
истине. И, низвергая с престола ложный и нечестивый абсолютизм языческих
Кесарей, Иисус в то же время подтвердил и увековечил всемирную монархию
Рима, дав ей ее истинную теократическую основу. В известном смысле это было лишь
переменой династий; династию Юлия Цезаря, верховного первосвященника и бога,
сменила династия Симона Петра, верховного первосвященника и слуги слуг
Божиих.
[«Россия и Вселенская Церковь» - ОГЛАВЛЕНИЕ] | [Вл.Соловьев]
| [Библиотека «Вехи»]
© 2004, Библиотека
«Вехи»