[«Россия и Вселенская Церковь» -
ОГЛАВЛЕНИЕ] |
[Вл.Соловьев] |
[Библиотека
«Вехи»]
Владимир Соловьев
РОССИЯ И
ВСЕЛЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ
КНИГА
ТРЕТЬЯ
Троичное
начало и его общественное приложение
ГЛАВА
ТРЕТЬЯ
Божественная Сущность и Ее
троякое проявление
Бог есть. Эта аксиома веры находит себе
подтверждение в философствующем разуме, который, по самой природе своей,
стремится найти абсолютное и необходимое бытие, то есть такое бытие, которое
имеет все основание своего существования в себе, само себя объясняет и может
служить объяснением всему. Отправляясь от этого основного понятия, мы различили
в Боге: тройной субъект, предполагаемый полнотою Его существования, и
объективную сущность, или абсолютную субстанцию, коей этот субъект владеет в
трех различных отношениях - в чистом или первоначальном акте, во вторичном, или
обнаруженном, действии и в третьем состоянии, или совершенном обладании самим
собою. Мы показали, что эти три отношения не могут быть обоснованы ни на
разделении частей, ни на последовательности фаз (оба эти условия равно
несовместимы с понятием Божества), а это предполагает в единстве безусловной
сущности вечное существование трех относительных субъектов, или единосущных и
нераздельных ипостасей, коим священные имена христианского откровения - Отец,
Сын и Дух - довлеют в собственном и преимущественном смысле. Теперь надлежит
определить и назвать саму абсолютную объективность, единую субстанцию сей
Божественной Троицы.
Она - едина; но раз она не может быть
вещью среди вещей, частным объектом, она и есть универсальная субстанция или
все в единстве. Владея ею, Бог владеет всем в ней; она есть полнота, или
абсолютная всеобщность, бытия, предшествующая всякому частичному существованию и
превосходящая оное.
Эта универсальная субстанция, это
абсолютное единство есть существенная Премудрость Божия (Хохма,
<...>). Она владеет скрытой мощью всего, сама же во владении Бога,
и притом трояким образом. Она сама говорит это. "Ягвэ канани решит дарко,
кэдэм миф'алав меаз - Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий
Своих, искони". -
Далее: "Ме'олам ниссахти, мирош
миккадмэ'-арэц - От века я помазана, от начала, прежде бытия земли"[1]. И дабы дополнить и объяснить этот
тройственный образ существования, она прибавляет еще:
"Ва'эгьэ 'эцло, 'амон, ва'эгьэ ша'аш'им
йом йом - Тогда я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь
пред лицем Его во все время"[2]. "Прежде веков была при Нем" - Он
обладает мною в своем вечном существе; "в начале художницею" - в безусловном
действии; "прежде бытия земли я помазана и веселилась" - в чистом и совершенном
обладании. Другими словами, Бог обладает Своей единой и универсальной
субстанцией или Своей существенной Премудростью, как вечный Отец, как Сын и как
Святой Дух. Таким образом, имея одну и ту же единую объективную субстанцию, сии
три божественных субъекта единосущны.
Премудрость открыла нам, в чем состоит ее
действие, - она устрояет вселенную (была художницею). Она теперь скажет нам
также, в чем состоит ее обладание; "Месахэкэт лефанав бехол-'эт; месахэкэт
бетевел 'арцо, веша'ашу'ай 'етбенэ 'адам - веселясь пред лицем Его во все время,
веселясь на земном кругу Его, и радость моя была с сынами
человеческими"[3].
В чем же это веселие Божественной
Премудрости и почему находит она высшую себе радость в сынах
человеческих?
Бог в абсолютной Своей субстанции обладает
полнотою бытия. Он един во всем, и Он содержит все в Своем единстве. Эта
всеобщность предполагает множественность, но множественность, сведенную к
единству, актуально объединенную. И в Боге, Который вечен, это объединение также
вечно; в Нем неопределенная множественность никогда не существовала, как
таковая, никогда не проявлялась actu, но она от века была подчинена и сведена к
абсолютному единству в трех его нераздельных видах: к единству бытия простого
или в себе - в Отце; к единству активно проявленного бытия - в Сыне, Который
есть непосредственное действие, образ и Слово Отца; наконец, к единству бытия,
проникнутого чувством полного обладания собой самим - в Святом Духе, Который
есть общее сердце Отца и Сына. Но если вечно актуальное состояние абсолютной
субстанции (в Боге) состоит в том, чтобы быть всем в единстве, ее потенциальное
состояние (вне Бога) состоит в том, чтобы быть всем в разделении. Здесь мы имеем
дело с неопределенным и анархическим множеством, хаосом, или то
<...> греков, с schlechte
Unendlichkeit немцев, с тогу вабогу Библии. Эта антитеза
Божественного Существа от века устранена, сведена на положение чистой
возможности самым фактом Божественного существования, первым его актом.
Абсолютная и универсальная субстанция фактически принадлежит Богу, Он вечно и
изначала есть все в единстве: Он есть, и этого достаточно для того, чтобы хаос
не существовал. Но этого не достаточно для Самого Бога, который не только бытие,
но и бытие совершенное. Недостаточно утверждать, что Бог есть, нужно иметь
возможность сказать, почему Он есть. Существовать первоначально, подавить хаос и
держать все в единстве актом Своего Всемогущества - в этом заключается
Божественный факт, требующий себе обоснования. Бог не может
довольствоваться тем, что он фактически могущественнее хаоса; Он по
праву должен быть таковым. А чтобы иметь право победить хаос и в вечности
обратить его в небытие, Бог должен быть более истинным, чем хаос. Он проявляет
Свою истину, противопоставляя хаосу не только акт Своего Всемогущества, но еще и
разумное основание или идею. Он поэтому необходимо различает Свою
совершенную всеобщность от хаотической множественности и на всякое возможное
проявление этой последней отвечает в Слове Своем идеальным проявлением истинного
единства, разумным основанием, доказывающим интеллектуальное или логическое
бессилие хаоса, стремящегося к самоутверждению. Заключая все в единстве
безусловного Всемогущества, Бог необходимо заключает все и в единстве
универсальной идеи. Бог сильный должен быть и Богом истинным, Верховным Разумом.
Посягательствам бесконечно многообразного хаоса Он должен противопоставить не
только Свое чистое и простое Бытие, но также и цельную систему идей, оснований
или вечных истин, из коих каждая в своей неразрывной логической связи со всеми
другими представляет торжество единства определенного над анархической
множественностью, над дурной бесконечностью. Тенденция хаотическая, побуждающая
каждое отдельное существо утверждать себя в своей исключительности, как будто
оно есть все, осуждается как ложная и неправая в системе вечных идей, отводящей
каждому определенное место в безусловной всеобщности и проявляющей таким
образом, наравне с истиной Бога, Его суд и Его правду.
Но торжество разума и истины еще
недостаточно для Божественного совершенства. Раз дурная бесконечность, или хаос,
есть принцип по существу своему иррациональный, то логическое и идеальное
обнаружение его лживости не есть действительный способ для внутреннего его
подавления. Истина обнаружена, свет воссиял, но тьма осталась тем же, чем
была: и свет во тьме светит, и тьма его не объяла. Истина есть раздвоение
и разделение, она - единство относительное, ибо утверждает существование своей
противоположности, как таковой, различая себя от нее. Богу же нужно безусловное
единство. Ему нужна возможность объять в Своем единстве само противополагающее
себя начало, явив Себя высшим по отношению к нему, не только в истине и правде,
но еще и в благости. Безусловное превосходство Бога должно проявиться не
только против хаоса, но и для него, даруя ему более, чем он
заслуживает, делая его участником полноты абсолютного существования, доказуя ему
путем внутреннего и живого опыта, а не путем объективно разумного основания
только, превосходство Божественной полноты над пустой множественностью дурной
бесконечности. Каждому проявлению восставшего хаоса Божество должно быть в силах
противопоставить не только акт мощи, подавляющий противный акт, не только
разумное основание или идею, уличающую его во лжи и отлучающую его от
истинного бытия, но еще и благость, его проникающую, внутренне его
изменяющую и свободно приводящую его к единству. Это тройное объединение всего,
эта тройная победоносная реакция Божественного принципа против хаоса
возможного есть внутреннее и вечное проявление безусловной субстанции Бога,
или Его существенной Премудрости, которая - мы это знаем - есть все в единстве.
Сила, истина и благость, или, иначе, могущество, справедливость и милосердие,
или, еще иначе, реальность, идея и жизнь - все эти относительные выражения для
обозначения безусловной всеобщности суть объективные определения Божественной
субстанции, соответствующие Троице ипостасей, от века обладающих ею. И
неразрывная связь трех лиц Верховного Существа с необходимостью проявляется в
объективности Их единой субстанции, три атрибута или главных качества коей
находятся во взаимной друг от друга зависимости и равно необходимы Божеству. Бог
не мог бы проникать и исполнять хаос Своим милосердием, если бы Он не отличался
от него истиной и правдой, и Он не мог бы отличаться от него или отлучать его от
Себя, если бы Он не обнимал его в Своем могуществе.
[«Россия и Вселенская Церковь» - ОГЛАВЛЕНИЕ] | [Вл.Соловьев]
| [Библиотека «Вехи»]
© 2004, Библиотека
«Вехи»