[«Россия и Вселенская Церковь» -
ОГЛАВЛЕНИЕ] |
[Вл.Соловьев] |
[Библиотека
«Вехи»]
Владимир Соловьев
РОССИЯ И
ВСЕЛЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ
КНИГА
ТРЕТЬЯ
Троичное
начало и его общественное приложение
ГЛАВА
СЕДЬМАЯ
Тройное Воплощение Божественной
Премудрости
И создал Господ Бог человека - прах земли.
- Et formavit Futurus Deorum hominem - pulvis (sic) ex humo (ваййицэр ягвэ 'элогим'эт-га'адам афар
мин-га'адама (Быт. II,
7).
Если земля вообще обозначает душу низшего
мира, то персть земли указывает на состояние унижения или уничтожения
этой души, когда она отказывается от самоутверждения и самовозвеличения в слепом
желании анархического существования; когда, отстраняя все внушения ада и в
совершенном смирении отказываясь от всякого сопротивления и от всякой борьбы
против небесного Слова, она получает способность постигнуть Его истину,
присоединиться к Его действию и положить в себе основания царства Божия. Это
смиренное состояние, эта безусловная восприимчивость земной природы объективно
выражены в создании человека (humus - humilis - homo); чувственная и представляющая душа физического
мира становится разумной душой человечества. Достигнув внутренней связи с
небесами, созерцая умопостигаемый свет, она может объять в идеальном единстве
(через сознание и разум) все существующее. Универсальное существо в идее, в
своей разумной мощи (образ Божий), человек должен действительно стать подобным
Богу, осуществляя активно свое единство в полноте творения. Сын земли, по
низшей, от нее данной ему жизни, он должен вернуть земле эту жизнь,
преображенной в свете и в духе животворящем. Если в нем, через его разум, земля
возвысилась до небес, то им же, через его действие, небеса низойдут и исполнят
землю; через него весь внебожественный мир должен стать одним живым телом -
полным воплощением Божественной Премудрости.
Лишь в человеке творение соединяется с
Богом совершенным образом, т. е. свободно и взаимно, ибо, благодаря своей
двойной природе, один человек может сохранить свою свободу и всегда оставаться
нравственным дополнением Бога, все теснее и теснее соединяясь с Ним в
последовательном ряде сознательных усилий и обдуманных действий. Есть
изумительная диалектика в жизненном законе двух миров. Само сверхприродное
совершенство свободы чистого духа, отсутствие всякого внешнего ограничения
делает то, что эта свобода, проявляясь вполне, исчерпывается в одном акте; и
духовное существо теряет свою свободу от преизбытка ее. Напротив, помехи и
препятствия, противопоставляемые внешней средою природного мира осуществлению
наших внутренних актов, - ограниченный и обусловленный характер человеческой
свободы делает человека более свободным, чем ангелы, дает ему возможность
сохранить свою свободную волю и непрестанно пользоваться ею, оставаясь, даже
после падения, деятельным сотрудником дела Божия. Поэтому вечная Премудрость и
находит свою радость не в ангелах, а в сынах человеческих.
Внутренний смысл существования человека
есть на первом месте внутреннее и идеальное единение земной мощи и Божественного
акта, Души и Слова, и на втором месте свободное осуществление этого единения во
всей совокупности внебожественного мира. Таким образом, в этом сложном существе
есть и центр, и периферия - человеческая личность и мир человеческий,
индивидуальный человек и человек социальный, или собирательный. Человеческий
индивидуум, будучи в себе или субъективно единением Божественного Слова и
человеческой природы, должен приступить к осуществлению объективному или для
себя этого единения, став на путь внешнего раздвоения. Чтобы, действительно,
познать себя в своем единстве, человек должен был различить себя, как субъекта
познающего или деятельного (муж - человек в собственном смысле), от себя же, как
объекта познанного или пассивного (женщина). Таким образом, противопоставление и
единение Божественного Слова и земной природы воспроизводятся для самого
человека в различии и единении полов.
Человеческая сущность или природа
вполне представлена индивидуальным человеком (оба пола); общественное состояние
не может ничего прибавить к этому; но оно безусловно необходимо для расширения и
развития человеческого существования, для актуального осуществления всего
того, что in
potentia содержится в
человеческом индивидууме. Лишь в обществе человек может достигнуть своей
окончательной цели - вселенского воссоединения всего внебожественного
существования. Но человечество природное (муж, жена и общество) в том виде, как
оно является следствием космогонического процесса, содержит в себе лишь
возможность подобного воссоединения. Разум и сознательность мужчины, сердце и
инстинкт женщины, наконец, закон солидарности или альтруизма, составляющий
основу всякого общества, - суть лишь прообразы действительного Богочеловеческого
единства, росток, который должен еще взойти, расцвесть и принести плод свой.
Последовательное развитие этого ростка совершается в процессе всемирной истории;
и тройной приносимый им плод есть совершенная женщина или обоготворенная
природа, совершенный муж или человеко-Бог, и совершенное общество, как
совершенное общение Бога с людьми, - окончательное воплощение вечной
Премудрости.
Существенное единство человеческого
существа в муже, жене и обществе обусловливает нераздельное единство
Божественного воплощения в человечестве. Человек, в собственном смысле этого
слова (муж), уже содержит в себе, in potentia, всю сущность человеческую; лишь для того, чтобы
осуществить ее actu, он должен, во-первых, раздвоиться или
объективировать свою материальную сторону в личности женской, и, во-вторых,
умножиться или объективировать всю общность своего умопостигаемого существа в
множественности индивидуальных существований, органически связанных между собой
и составляющих солидарное целое - человеческое общество. Так как жена есть лишь
дополнение мужа и общество лишь его распространение или его проявление в целом,
то в сущности есть только одно человеческое существо. И единение его с Богом,
хотя и необходимо тройственное, представляет, тем не менее, лишь одно
богочеловеческое существо, - воплощенную <...>, центральное и
вполне личное обнаружение которой есть Иисус Христос; женственное дополнение -
Святая Дева и вселенское распространение - Церковь. Святая Дева соединена с
Богом чисто воспринимающей и пассивной связью; Она родила второго Адама, как
земля родила первого, уничтожив себя в совершенном смирении; здесь нет поэтому
взаимности или содействия в собственном смысле. Что же касается Церкви, то она
не соединена с Богом непосредственно, но через воплощение Христа, Которого она -
продолжение. Таким образом, один Христос есть истинно Богочеловек, человек в
непосредственном и взаимном (активном) единении с Богом.
Созерцая в Своей вечной мысли Святую Деву,
Христа и Церковь, Бог и дал Свое безусловное одобрение всему творению, объявив
тов ме'од, хорошо весьма. Это и было главным предметом великого веселия,
испытанного Божественной Премудростью при мысли о сынах человеческих; она видела
в этой мысли единую чистую и непорочную дщерь Адама, она видела в ней Сына
человеческого по преимуществу, единого праведного, она видела в ней, наконец,
человеческое множество, объединенное в форме единственного в своем роде
общества, основанного на любви и истине. Она созерцала в этой форме свое будущее
воплощение и в детях Адама своих собственных детей; и она радовалась, видя, что
они оправдывают предначертание, поставленное ею перед лицом Божиим. "И оправдана
премудрость чадами ее" (Матф.Х1,19).
Человечество, соединенное с Богом во
Святой Деве, во Христе, в Церкви, есть реализация существенной Премудрости или
абсолютной субстанции Бога, ее созданная форма, ее воплощение. Действительно, мы
имеем здесь одну и ту же субстанциальную форму (обозначаемую Библией, как
семя жены, т. е. Софии), обнаруживающуюся в трех последовательных и
пребывающих проявлениях, реально различных, но по существу нераздельных,
принимающую имя Марии в своем женском олицетворении, Иисуса в своем мужском
олицетворении - и сохраняя свое собственное имя для своего полного и всемирного
явления в совершенной Церкви будущего, Невесте и Жене Слова
Божия.
Эта тройная реализация существенной
Премудрости в человечестве есть религиозная истина, которую православные
христиане исповедуют в своем учении и являют в своем богослужении. Если бы под
существенной Премудростью Бога надлежало понимать исключительно лицо Иисуса
Христа, то как возможно было бы применить к Святой Деве все те тексты
мистических книг, в которых говорится об этой Премудрости? Между тем это
применение, которое с древнейших времен имело место в богослужении, как Церкви
латинской, так и Церкви греческой, получило в наши дни церковно-учительную
санкцию в булле Пия IX о
непорочном зачатии Пресвятой Девы. С другой стороны, есть тексты Писания,
которые и православные и католические учителя Церкви прилагают то к Святой Деве,
то к Церкви (например, текст Апокалипсиса о жене, облеченной в солнце, венчанной
звездами и имеющей месяц под ногами своими). Наконец, невозможно сомневаться в
тесной связи и совершенной аналогии между индивидуальным человечеством и
социальным человечеством Христа, его природным телом и его телом мистическим. В
таинстве причащения личное тело Господа таинственным, но реальным образом
становится объединяющим началом Его собирательного тела - общины верных. Таким
образом, Церковь, обожествленное человеческое общество, имеет в сущности ту же
субстанцию, как и лицо воплощенного Христа, Его человеческую индивидуальность, -
и сия последняя не имеет другого происхождения и другой сущности, кроме
человеческой природы Святой Девы, Богоматери; из чего следует, что организм
богочеловеческого воплощения, имея в Иисусе Христе единый личный и действенный
центр, имеет также в тройном своем обнаружении одно и то же субстанциональное
основание - телесность Божественной Премудрости, поскольку она сокрыта и
обнаружена в низшем мире: это - мировая душа, вполне обращенная, очищенная и
отождествленная с самой Премудростью, как материя отождествляется с формою в
едином конкретном и живом существе. И совершенная реализация этой
богоматериальной субстанции, этого семени жены есть прославленное и
воскресшее человечество - храм Бога и тело Его,
Богоневеста.
Христианская истина в этом окончательном
виде, как полное и конкретное воплощение Божества, особенно привлекала
религиозную душу русского народа, с самых первых времен его обращения в
христианство. Посвящая древнейшие свои храмы святой Софии, субстанциональной
Премудрости Бога, русский народ дал этой идее новое выражение, неизвестное
грекам (которые отождествляли Софию с Логосом).
Тесно связывая Святую Софию с Богоматерью
и Иисусом Христом, религиозное искусство наших предков, тем не менее, отчетливо
различало ее от Того и Другой, изображая ее в образе отдельного Божественного
существа. Она была для них небесной сущностью, скрытою под видимостью низшего
мира, лучезарным духом возрожденного человечества, ангелом хранителем земли,
грядущим и окончательным явлением Божества.
Так, наряду с индивидуальным
человеческим образом Божества, - наряду с Богоматерью и Сыном Божиим, - русский
народ знал и любил под именем Святой Софии социальное воплощение Божества
в Церкви Вселенской. И этой идее, открытой религиозному чувству наших предков, -
этой истинно национальной и безусловно вселенской идее нам и надлежит теперь
дать рациональное выражение. Дело в том, чтобы дать ясную форму живой мысли,
которая зародилась в Древней Руси и которую новая Россия должна поведать
миру.
[«Россия и Вселенская Церковь» - ОГЛАВЛЕНИЕ] | [Вл.Соловьев]
| [Библиотека «Вехи»]
© 2004, Библиотека
«Вехи»