[Н.А.Бердяев] |
[Библиотека «Вехи»]
А
доказали мы с тобой,
Что размышленье- скуки семя.
Пушкин
Новая,
небольшая книжечка Н.А.Бердяева отмечена всеми достоинствами и, к сожалению,
всеми недостатками этого мыслителя. Чувство эпохи, напористость,
темпераментность, острота- все это мы усматриваем в новом произведении
Н.А.Бердяева. Такие выражения, как ..."Хлеб для меня- материальный вопрос, хлеб
для другого- духовный вопрос" (стр.78); или: "только христианство может создать
внутреннее общество, все социальные движения организуют лишь внешнее общество"-
и многие другие афоризмы- глубоки и многозначительны. К сожалению, стиль, метод,
все подходы Н.А.Бердяева- типично публицистические. Н.А.Бердяев- прежде всего и
после всего публицист, но публицист философствующий. Произведение Н.А.Бердяева
есть суд над самим собой и притом суд невольный, которого он, конечно, не хочет.
Порочность
основного замысла Н.А.Бердяева не только взрывает изнутри его
богословско-философскую тему, но вдобавок еще отражается и на языке. Нет
аппарата более тонкого, более честного, который бы с большей чувствительностью
отзывался на подземные сдвиги человеческого духа, его внутренние провалы и
обвалы, чем язык. Замысел Н.А.Бердяева дышит люциферической гордыней. Этот
замысел может быть определен как стремление примирить Сына Человеческого с духом
бесчеловечной жестокости и богоборчества, с духом революции. Что не удалось бы и
самому Богу- должно удаться Н.А.Бердяеву. Срыв на этих путях неминуем. Как
сказал один мыслитель: "Такая философская тропинка ведет к добру лишь в том
случае, если с нее решительно сворачивают". Гордый Бердяев не желает
сворачивать- и рушится, как в мыслях, так и в языке.
Иногда,
правда, колоссальная грубость и напор становятся стилем- и когда к этому
присоединяется литературный гений, то получается Лютер или Мильтон. Но
Н.А.Бердяеву далеко до них, ибо литературность его, вообще, весьма и весьма под
вопросом. Некоторые его книги почти невозможно читать (напр., оба тома
"Философии свободного духа"). Это между прочим объясняется еще и тем, что
Н.А.Бердяев не раскрывает органически своих мыслей, но вдалбливает их в голову-
он "тешет кол на голове читателя". Правда, некоторые читатели, быть может, и
заслужили такое обращение- но это как раз те, которые никогда ничего не читают,
в том числе и произведения Н.А.Бердяева. Людей с философским и литературным
вкусом такая манера положительно отвращает. Трудно себе представить писателя и
мыслителя, который бы стоял в такой степени вне диалектики, вне органического
развития творческих противопоставлений и сопоставлений- и это несмотря на
диалектичность его основного замысла.
У него совсем нет pro et contra, audiatur et
altera pars[2].
Он
влюблен в марксистскую "диалектику"- но сам односторонен "как флюс" или, лучше
сказать, как любимый им марксизм, от которого он и воспринял фактическое
отношение к человеку и миру- несмотря на все попытки сочетать христианство с
марксизмом, попытки, предпринимавшиеся им еще в начале его публицистической
деятельности. Односторонность и насилие над читателем, даже прямое изнасилование
читателя объясняется тем, что сам Н.А.Бердяев типичный продукт нашей тяжелой,
воюющей со свободой, эпохи. Н.А.Бердяев несомненно претендует на диктатуру в
области мысли и где может и поскольку может- даже осуществляет ее. Перед нами-
розовый с ярко-красными и даже с багровыми переливами генерал от несомненной
революции христианства. Несмотря на это- раскрыть внутреннюю природу революции
"mon
general"
совсем не стремится, не стремится раскрыть и ее предельного коммунистического
выражения- он является лишь ее односторонним апологетом. Он играет в объективную
философию- в действительности же давно поставил революцию по правую сторону
Христа, а всех контрреволюционеров обрек вечным мукам, кстати богословски им
отрицаемым. Впрочем, и сам Христос у него- "красный" и "Бог- левый", так что
картина страшного суда вполне определена: Шарлотту Кордэ постигает двойная
казнь, первая- земная, от столь любимой Белинским революционной гильотины,
вторая- вечные муки за то, что она, "представительница низверженных классов"
осмелилась поднять руку на посланца Божьего, на левого ангела- Марата, через
которого "Бог наказывает правых". По мнению Н.А.Бердяева, вообще "Бог через
левых наказывает правых". Н.А.Бердяев не замечает одного: что, изрекая подобные
истины, он наказывается прежде всего самонизвержением, саморазжалованием из
генералов от философии в рядовые Сталина или, в столь же прискорбном случае,
г-на Милюкова.
Н.А.Бердяев
судья неправедный, который "Бога не боится и людей не стыдится". Все громы
обрушивает он на расизм и национализм (стр. 11, 16). Им он приписывает
изначальное зло и вечную ненависть и не находит для них прощения. "Расизм хуже
коммунизма в том отношении, что в его идеологию входит вечная ненависть,
коммунизм же утверждает ненависть, как путь, как метод борьбы, но конечный идеал
его не предполагает ненависти" (стр.11). В этой тираде, насквозь демагогической
и лишенной даже отдаленного отношения к философии истории, фактическое положение
вещей настолько извращено, что в уме читателя возникает неодолимое предположение
о сознательном уклонении г-на Бердяева от истины. В самом деле ему должно быть
очень хорошо известно, что коммунистический идеал- это обезличенная особь,
входящая простым номером в "муравейник двуногих". Добиться такого превращения
можно лишь объявив последовательную и непримиримую войну "вечному в человеке".
"Das Ewige in
Menschen"- по выражению Макса
Шелера. Объявление же войны "вечному в человеке"- есть вечная война с человеком.
Коммунист Бухарин сказал, что идеал коммунизма- это "коллективный сверхчеловек".
Ницше, должно быть, задохнулся бы от смрада, который исходит от безобразной,
трупной карикатуры на его великую идею. Бердяеву этот смрад вполне по нутру, и
он готов принять его в качестве желанного противоядия для истребления
ненавистного ему национал-социализма. Он сознательно закрывает глаза на то, что
современные национализмы, как бы ни были грубы и тяжки их проявления (немецкий
национал-социализм- далеко не самая худшая их форма), лишь только законная
реакция на коммунизм, представляющий единственно подлинную войну на истребление,
объявленную человеческому лику. Н.А.Бердяев настолько влюблен в "христианскую
символику серпа и молота" (как он однажды выразился), что прощает коммунистам
фактическую кровавую войну с христианством, войну, поставившую себе целью полное
истребление не только христианства, но самой идеи Бога. Бердяев не хочет видеть
того, что коммунисты, как трупные черви, заводятся в кровавых ранах войны, что
их миролюбие, которое он принимает всерьез и "по-евангельски"- отвратительное и
пошлое лицемерие, предназначенное для "нищих духом" (не по-евангельски), а также
для той категории лиц, о которой можно сказать словами поэта: "Ах, обмануть меня
не трудно, Я сам обманываться рад"...
Можно,
пожалуй, обманываться самому- хотя это дело совсем не философское, но зачем же
обманывать других? Зачем внушать им идею о том, что "конечный идеал коммунизма
не предполагает ненависти"- в то время, как сами коммунисты объявили вечную
войну самой идее любви, ибо "Бог есть любовь". Ведь ни философского, ни
богословского интереса не может представлять это сознательное и публичное
уклонение от истины, упорно проводимое Н.А.Бердяевым уже не один год. Неужели
это вульгарнейшая политика, пытающаяся вкачестве защитного прокоммунистического
приема использовать "христианскую символику серпа и молота"- и попадающая в
неловкое положение знаменитой дамы, женившей Тараса на Бульбе? Или, быть может,
это столь модный в некоторых салонах Европы и Америки снобизм- и здесь уместно,
вместо всякой критики восклицание одного из героев Достоевского: "Хорошо вам,
баловникам, на всем готовом!" Особенно, когда Н.А.Бердяев объявляет, что
"эмиграция ненавидит революцию, ибо состоит из привилегированных классов,
лишившихся своего положения и своих богатств"- такая же правда, как
"христианская символика серпа и молота"! Укоряя эмиграцию во вражде к революции
и к коммунизму, он умалчивает о том, что прокоммунизм и советофильство- это
худшая форма эмигрантского снобизма, который уже во всяком случае придется
признать за Н.А.Бердяевым. В России нет ни прокоммунизма, ни советофильства, но
лишь жесточайшая форма революционной тирании, по сравнению с которой всякая
форма правления, в том числе и национал-социализм, есть рай. Но Н.А.Бердяев так
озабочен "христианским" спасением душ от опасностей реакции, что на
неопределенное время санкционирует формулу: "лучше Соловки и Чека".
Вот
каково подлинное содержание литературно-"философских" и лекционных измышлений
Бердяева.
Старые
революционные заслуги Бердяева известны- и он, очевидно, решил взять на себя- по
праву ему принадлежащую роль дедушки русской революции в эмиграции!
"Скучно
на этом свете, господа".
П.Сазанович"
[Н.А.Бердяев] |
[Библиотека
«Вехи»]
©
2001, Библиотека «Вехи»
[1]
Свою обличительную рецензию на книгу
Бердяева "Судьба человека в современном
мире"
(YMCA-Пресс,
Париж. 1934.) Вл.Ильин опубликовал в парижской газете "Возрождение" под
псевдонимом П.Сазанович. В газете "Последние новости" тут же последовал
ответ в защиту Бердяева, подписанный Б. Вышеславцевым, Г. Федотовым, Л.
Шестовым и др. Затем сам Ильин написал Бердяеву несколько покаянных писем,
одно из которых впервые было опубликовано
в "Звезде", №3, 1997. (см. Письмо В.Ильина
Н.Бердяеву
– Публикация ж-ла «Звезда» – В.Н.Ильин. Письма Н.А.Бердяеву. Публикация
Владимира Безносова и Е.В.Бронниковой. Комментарии Е.В.Бронниковой.). (См.
также: Владимир Безносов, «Покаянные письма В.Н.Ильина, или Страсти по
Бердяеву»; Е.В.Бронникова, «К истории взаимоотношений В.Н.Ильина и
Н.А.Бердяева» - там же).
[2] За и
против, умения слышать оппонента
(лат.).