[Прот. Г. Флоровский] | [Библиотека «Вехи»]

 

 

Прот. Георгий Флоровский[1]

Пути русского богословия

______

 

Издание второе, исправленное и дополненное

 

Интернет-версия под общей редакцией

Его Преосвященства Александра (Милеанта),

Епископа Буэнос-Айресского и Южно-Американского.

2003 год.

___

 

Гуманитарный дар

Свято-Троицкой Православной Миссии

Интернет-библиотеке «Вехи»

 

___

 

О Г Л А В Л Е Н И Е

 

 

Часть I

История русского богословия
Его становление

 

Предисловие.
Предисловие автора.

I. Кризис русского византинизма.

1. Молчание или раздумье?

2. Синтез византийской «сухости» и славянской «мягкости».

3. Русский эллинизм.

4. Апокалиптические мотивы в русском богословии XIV-XV веков. Взгляд в сторону Запада.

5. Борьба с ересью «жидовствующих». Еще больший поворот к Западу.

6. «Осифляне» и  «заволжцы» — два религиозных замысла, два религиозных идеала.

7. Победа «западничества» — под знаком «старины» и «собирания».

 

II. Встреча с Западом.

1. На распутье.

2. Старец Артемий и князь А. М. Курбский.

3. Начало печатания богословской литературы на Западной Руси.

4. Против Унии.

5. Петр Могила.

6. Эпоха западно-русского богословия.

7. Заключение.

 

III. Противоречия XVII-го века.

1. Не спячка, скорее оторопь...

2. «Книжная справа».

3. Реформы патриарха Никона.

4. Трагедия раскола.

5. Иноземцы.

7. Начала регулярного образования.

 

IV. Петербургский переворот.

1. Смысл церковной реформы Петра Великого.

2. Программа Русской реформации.

3. «Реформаторство» Феофана Прокоповича и борьба против протестанства.

4. Духовное образование по форме — двоеверие по сути.

5. Век ХVIII-ый — век эрудитов и археологов. Богословие на сваях.

6. Масонство.

7. Собирание духа в ответ на рассеяние Просветительского века.

 

V. Борьба за богословие.

1. Пробуждение сердца, но не пробуждение мысли. Теократический утопизм.

2. Император Александр — символ своей эпохи, эпохи религиозно-утопической.

3. Возрождение мистицизма.

4. Преобразование системы духовного образования.

5. Российское Библейское общество.

6. Русский перевод Библии.

7. Святитель Филарет, митрополит Московский.

8. Богословские воззрения святителя Филарета.

9. «Сердечное богословие» и «неологизм».

10. Немецкое направление — «облегченное, уклончивое и зыбкое бословие».

11. Пути реформирования духовного образования.

12. Итоги Александровско-Николаевских преобразований в духовно-образовательной сфере.

 

 

 

Часть II

На пути к катастрофе
(Кризис церковной культуры)

 

 

VI. Философское пробуждение.

1. Начало «великого ледохода» русской мысли.

2. Рождение «русского любомудрия».

3. Философский подъем тридцатых и сороковых годов.

4. Историософия русской судьбы.

5. Западничество в среде славянофилов.

6. Религиозные воззрения Гоголя.

7. А. С. Хомяков — идеолог славянофильства.

8. О месте и роли Церкви.

9. Три периода русской философии.

10. Религиозный кризис «возбужденных семидесятых».

11. Владимир Сергеевич Соловьев — трехчленная схема «вселенской теократии».

12. Николай Федорович Федоров — «блеск мечты не есть пламень благодати»...

13. Заключение.

 

VII. Историческая школа.

1. Общие предпосылки церковных преобразований.

2. Русская духовная журналистика и подготовка общественного мнения к восприятию церковной реформы.

3. Столкновение косности и мечтательности.

4. Новые попытки перевода Библии на русский язык.

5. Реформа духовной школы.

6. Начало научного осмысления Истории Церкви.

7. Исторический метод систематического богословия.

8. Влияние философского кризиса 60-х годов на богословие. Феофан Затворник и Иоанн Кронштадтский.

9. Религиозный кризис 60-70 годов. Лев Толстой, как зеркало русской интеллигенции.

10. Эпоха Победоносцева.

11. Проблематика христианской совести. Антоний Храповицкий.

12. Морализм в русском богословии. Михаил Михайлович Тареев.

13. Опыт антропологического построения богословской системы. Виктор Иванович Несмелов.

14. Заключение.

 

VIII. Накануне.

1. Время искания и соблазнов.

2. 90-е годы Соловьева. (От религиозной мысли к религиозной жизни).

3. Петербургские «Религиозно-философские Собрания» 1901-1903 годов.

4. Планы церковной реформы.

5. Религиозная философия начала века.

6.  Заключение.

 

IX. Разрывы и связи.

1. Русская душа на роковом перекрестке. Завязка русской трагедии культуры.

2. Ересь новых гносимахов. Ненужное богословие.

3. Выпадение из богословского преемства — трагедия Русского Православия.

4. Кризис обличительного богословия. «Православие призывается во свидетельство».

5. Новое богословское исповедание.

6. Подвиг свидетельствовать, творить и созидать.

 

 

Часть III

Библиография

[Прот. Г. Флоровский] | [Библиотека «Вехи»]

© 2003, Библиотека «Вехи»

 

 



[1] Флоровский Георгий Васильевич (1893—1979), религиозный мыслитель, богослов и историк. Автор многочисленных трудов по византийскому богословию IVVIII вв., по истории русского религиозного сознания. Окончил историко-филологический факультет Одесского ун-та, где изучал также естествознание. С начала 20-х гг. в эмиграции.. С 1926 - проф. кафедры патрологии Русского института богословия в Париже. В 1932 принял сан священника. С 1948 работал в ССХА, был деканом Свято-Владимирской семинарии в Нью- Йорке. С 1956 - проф. истории Восточной церкви в Гарвардском ун-те. Один из учредителей Всемирного совета церквей. 14 томов Собр. соч.Флоровского издано в США