[Исторический раздел] |  [Оглавление] | [Библиотека «Вехи»]

ИСТОРИЯ

ИМПЕРАТОРА ИРАКЛА

сочинение

ЕПИСКОПА СЕБЕОСА

ПИСАТЕЛЯ VII ВЕКА.

 

______

 

ОТДЕЛ III.

 

Глава XXXII.

Константин, отравленный матерью, умирает; воцарение Ираклеона, сына второй супруги Ираклия. Прибытие в Константинополь вождя Валентина, и воцарение Костаса, сына Константинова. Война персов с исмаильтянами и поражение их. Возвращение из ссылки аспета Вараз-Тироца и других; вступление исмаильтян в область Атрпатакан и разделение их на три части; взятие ими крепости Арцапа, и нашествие на собственный полк.

После смерти Иракла воцарился сын его Константин, который назначил полководцем Валентина Аршакуни, и приказал ему идти на восток. После кратковременного царствования, скончался Константин от козней матери своей, Мартины, супруги Иракла. Воцарился Ираклос, сын Иракла от Маврины августы, ибо Константин был от первой супруги. По совершении этих обстоятельств Валентин с войском своим идет на него в Константинополь.

Захватив Мартину, он отрезал ей язык, и после того умертвил ее вместе с двумя ее сыновьями; а на престол возвел Костаса, сына Константинова, назвав его Константином, по имени отца. Собрав войско, сам он отправляется на Восток. На первом году Константа, царя греческого, и на 10-м году Газкерта, царя персидского (641 г.), собралось против исмаильтян войско персидское, в числе 60,000, тяжело вооруженных. Против них устроились исмаильтяне в числе 40,000 мужей, с обнаженными мечами. Грянули друг на друга в области Марск [1] битвой, которая продолжалась три дня, пока пехота с обеих сторон убавилась значительно.

Внезапно до войска персидского дошла весть, что к исмаильтянам прибыла помощь. В ту же ночь войска персидские убежали из лагеря, а оставшиеся войска исмаильтян бросились за ними утром. Но никого не нашли в лагерях. Тогда сделав нашествие на всю поверхность страны — людей и скот предали мечу, и взяв 22 крепости, умертвили всех живущих в них [2]. Но кто может рассказать о страшных бедствиях, нанесенных исмаильтянами, которые воспламенили пожаром море и сушу. Пророк Даниил заранее предсказал пророчески об этих бедствиях, постигших землю; он уподобил четырем зверям четыре царства, долженствующие возникнуть на земле. Во-первых западное царство греков — зверь подобный человеку. Он говорит: «исторжена быша крила его и воздвижется от земли». Он подразумевает здесь бесовское идолопоклонство. «И на ногу человечу ста, и сердце человече дадеся ему». Второй зверь, подобный медведице, восстал на востоке. Он подразумевает царство сассанидов. «И три ребра во устех его», т. е. царства: персидское, мидийское и парфянское. Это явствует из того, что ему говорят: «восстани, яждь плоти многи», как он и съел многих. «И третий зверь аки рысь: тому же крила четыре птичьи над ним и четыре главы зверю». Говорится о северном царстве — Гога и Магога и о двух товарищах его, которым дана была власть стремительно летать в северных странах в свое время. «И се зверь четвертый страшен и ужасен, зубы же его железни велии, и ногти его медяны, ядый и истончевша, останки же ногами своими попираше». Этот четвертый (зверь) — царство исмаильтян на юге, как объяснил архангел: «Зверь четвертого царства превзойдет все царства и поест всю землю». «И десять рогов его, десять царей восстанут, и по них восстанет другий, иже превзыдет злобами всех прежних»; и что далее следует[i].

На втором году царствования Константина, внука блаженного Иракла, задумал Валентин искусно обмануть синклит и возвести себя в царское достоинство, и таким образом, будучи помазан на царство, принять главное начальство над войском. Он отяготил иго жителей города, опираясь на те 3,000 вооруженных мужей, которых он взял с собой и к которым он присоединил множество другого войска.

Тогда собрались граждане в св. храме Божьем к патриарху, и требовали, чтоб он снял с них тягость службы. Они послали к Валентину (требование) — снять с них это иго; но тот не захотел слушать. В то время при нем находился один из знатных вельмож, по имени Антонин. Он говорил Валентину: «что это у них за умысел и заговор? как они дерзают смело отправлять к тебе подобные предложения? Если ты мне повелишь, я пойду разрушу их союз и заговор. Я прогоню каждого из них на свое место, чтоб исполнилась воля твоя». Он говорит: «поди и соверши, как ты сказал». Тот отправился с 1,000 мужами и вошедши в церковь стал наказывать палками главных. Встал патриарх на ноги и сказал: «очень незаконно в таком месте совершать подобное». Бросился на него Антонин, дал ему пощечину и сказал: «поди займи свое место». Тогда смутилась толпа и бросилась на него. Схватили его, повлекли за ногу на середину города и сожгли огнем. Сведал о том Валентин и задрожал от страха. Тогда немедленно напала на него толпа, и увлекши его из дома, отсекла ему голову, и потащила на то место, где сожгли Антонина[3]. На престоле царском утвердили Константина. Полководцем избрали Теодороса, одного из верных князей армянских, из тех, которые были на стороне греков.

Получив главное начальство над войском, Теодорос умолял государя и просил как награды — оказать милость тем, которые были отправлены в Африку в ссылку; особенно об аспете, сыне Смбата, прозванного Хосров-Шум. Усладил Бог сердце государя, который приказал привести их в царственный город. Он принял их, как любимцев царства своего, а сына его (т. е. Вараз-Тироца) Смбата сделал кандидатом и первым спатаром между всеми спатарами, и тут же утвердил его в прежнем достоинстве, на 5-м году своего царствования [4]. Также было поступлено с Ваганом Хорхоруни и с другими. Он отправил в Армению некоторого правителя, по имени Тума (Фома), который не хотел нарушать союза императора с правителем Маров. Соединив под своей властью всех вельмож, он пошел к правителю Маров и заключил с ним мир.

Получив от него множество имущества, он клятвенно обещал ему, что прикажет отвести в оковах в столицу Теодороса, бывшего правителя Армении. И когда тот возвратился к войску армянскому, и вступил в область Котэик, внезапно напали на него, схватили, связали и отправили его к государю. Узнав об этом царь Константин был сильно смущен, ибо не по его повелению связали Теодороса. Он приказал снять с него оковы и прочитать донос. Узнав о коварстве Тумы, он принял Теодороса с любовью и сообразно с его княжеским достоинством. Назначил ему жалованье и содержание из казны. После того приказал призвать того Тумаса; но ему не дозволено было войти во дворец. Следствие производили вне дворца. Оправдали Теодороса, главу Рштуни, в поступках его. И правосудие ему было оказано. Но Тумаса с презрением лишили достоинства. Тогда увидели друг друга аспет и Теодорос, глава Рштуниев, пролили слезы в объятиях друг у друга, ибо они вместе воспитывались при дворе персидского царя, Хозроя. Но аспет не мог подчиняться власти греков: он умышлял коварство. Он просил у царя Константина позволение — отпустить четырех мужей из его семейства в Армению, чтобы привести к нему его имущество. Царь приказал дать ему позволение. Он, переодевшись, сам взял с собой трех мужей и достиг берегов моря. Там он показал царский приказ. Сев на корабль, переплыл море, и с быстротою птицы достиг страны тайской, где и укрепился, ибо тайцы приняли его с радостью.

Тогда немало смут произошло в Армении. Немедленно пришло царское повеление к полководцу армянскому — занять все проходы дорог и произвесть обыск во всех замках страны. Вскоре узнали, что аспет укрепился в Армении, в области тайской. Тогда Теодорос, полководец греческий, вместе с начальниками войска и вельможами армянскими приказал отправить к аспету католикоса Нерсеса — отнести ему клятву безопасности и предложить — не желает ли он сделаться правителем страны. (В то же время обещал ему) привесть к нему его жену и детей.

Пошел к нему католикос, подтвердил ему клятву; (просил) чтоб он не предпринимал другого пути, и воротился. Написали к царю Константину: поступить с ним по клятве, как он это обещал. В то же время аспет написал царю: «Я раб твой и никуда не уйду от твоей службы; но мне сказали некоторые: «ты скоро отправишься туда, откуда прибыл». Потому я ужаснулся и убежал. Если почтете меня достойным, то я усердно буду трудиться, жить и умру за ваше благоверие».

Тогда приказал царь Константин сделать его кюропалатом, дать ему венец этого достоинства и власть над страной. Он приказал отправить к нему жену и детей с большою почестью, и послал серебряные седалища вместе с другими великолепными подарками. Но пока шел к нему указ — на возведение его в достоинство кюропалата, внезапно постигла его болезнь, и он умер. Подняли тело его, отнесли и похоронили близ отца его, в Дарьюнке[5].

Старшего сына его Смабта, царь назначил в достоинстве отца его, дав ему наследственное право старшинства в роде аспетов, и сделал его друнгаром войск своих. Дал ему супругу из дома Арсакидов, своих родственников, и отпустил в лагерь к войску своему. После этого отправил в Армению с большою почестью Теодороса, главу Рштуниев, дав ему власть военачальника. Желали того князья армянские или нет, но он был утвержден в этой власти. При наступлении следующего года прибыло войско исмаильтян в Атрпатакан и разделилось на три части. Один отряд (направился) в Айрарат; другой — в страну собственного полка [6], третий в Агванию. Те, которые были в стране собственного полка, рассеялись для набегов, и предав все те страны лезвию меча, взяли пленных и добычу. Пришли, собрались у Эривани, бились с крепостью, но не могли взять ее. Подошли к Ортспу, и с ним не могли ничего сделать. Ушли оттуда и расположились в Арцапе, у реки, насупротив крепости. Стали биться с крепостью, но много ущерба понесли от осажденных. Это было у них с тылу. Со стороны Асорена, называемого Каханактуц[ii]. В это время из крепости сошли несколько человек, чтоб идти и просить войска на помощь в крепости Даронк [7]. Смбат Багратуни, сын Вараз-Саака, дал им 40 человек. На возвратном пути в крепость они не соблюли предосторожностей относительно входа. Исмаильтяне заметили то место, пошли по следам их, и полезли в крепость. Они заняли это место до утра, схватили и убили 10 человек из крепостной стражи, во время их сна.

[Исторический раздел] |  [Оглавление] | [Библиотека «Вехи»]

© 2004, Библиотека «Вехи»



[1] Не знаем, что это за область Марск. Г. Dulaurier (Recherches sur la chronol. arm. IIe partie, p. 355) переводит это место через — le district des Mars, c’est-à-dire la Médie.

[2] Здесь речь идет вероятно о знаменитой битве при Нехавенде.

[3] У Lebeau вовсе не упоминается об Антонине. О смерти Валентина рассказывается несколько иначе, см. Т. XI, стр. 288—307.

[4] Здесь подразумевается Констант II, 641—669, пятый год его царствования — 646-й.

[5] См. прим. 2 (гл.19, III)

[6] Мы не можем определить какую часть Армении следует понимать под выражением — страна собственного полка. Г. Дюлорье (Rech. sur la chronol. arm. p. 358) переводит эти слова через — la contrée de la légion noble и думает, что это одно и то же с выражением — Танутиракан Гунд. См. прим. 26 (гл.2, III)

[7] То же, что Дарьюнк, см. прим. 2 (гл.19, III).



[i] Прор. Даниила гл. VII.

[ii] Текст очень искажен, смысл фразы непонятен <…>.