[С.Н.Булгаков]  |  [Библиотека "ВЕХИ"]

С.Н.Булгаков
СУДЬБА ИЗРАИЛЯ КАК КРЕСТ БОГОМАТЕРИ

Воплощение Сына Божия — «Слово плоть бысть» (Ио. 1, 14) — соединило Его со всем человечсским родом без всякого ограничения и исключения. Однако оно соверши-лось в истории, в определенном месте и времени, чрез посредство «избранного», к тому приуготовленного в церк-ви ветхозаветной народа. Христос есть «сын Давидов, сын Авраамов», родословная которого проводится, по Матфею, от Авраама до «Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос». (Мф. 1, 1, 16). Эта же генеа-логия излагается у Луки в восходящем порядкс: «Иисус... был, как думали, сын Иосифов... Адамов, Божий». (Лк. ІІІ, 23—28). И эта кровная связь с Израилем, запечатленная в генеалогии, раскрывается в Евангелиях как изначальная обращенность Христа именно к Израилю: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева». (Мф. ІУ, 24). Им он проповедовал Царство Божие, в их среде творил чудеса и учил их Сам и чрез учеников Своих. Он «пришел к своим, и свои Его не приняли». (Ио. 1, 11). Между Ним и Израи-лем назревает внутренний разрыв, который завершается открытой враждой с преданием Его на смерть, воплями: «распни, распни Его». Этот разрыв причиняет собою Господу глубокое страдание, как Он и Сам свидетельствует о том, вместе с призыванием праведного суда на него: «да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до Захарии, сына Варахиина, ко-торого вы убили между храмом и жертвенником. Истинно говорю вам, (что) все сие придет на род сей, Иерусалиме, Иерусалиме, избивающий пророков и камнями побиваю-щий посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели. Се, оставляется дом ваш пуст». (Мф. ХХІІІ, 35—38; Лк. ХІІІ, 34—35). Посему в борение Гефсиманское включается и эта скорбь Христова о своем народе, но как бы в ответ на нее раздается то страшное, роковое слово ис-ступления, всегда памятное: Пилат сказал: «неповинен я в крови Праведника Сего, смотрите вы. И, отвечая, весь на-род сказал: кровь Его на нас и на детях наших». (Мф. ХХУІІ, 24, 25). И как бы в ответ на это слово, на крестном пути, когда «шло за ним великое множество народа и жен-щин, которые плакали и рыдали о Нем, Иисус, обратив-шись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших, ибо приходят дни, в которые скажут: «блаженны неплодные, и утробы неро-дившие, и сосцы непитавшие». Тогда начнут говорить го-рам: «падите на нас» и холмам: «покройте нас». (Лк. ХХІІІ, 27—30). Это было скорбное прощание со Своим на-родом, который сам обрек себя на великие испытания на протяжении всего своего исторического пути до наступле-ния того вожделенного часа, который тогда же проречен был Христом: «сказываю вам: вы не увидите Меня отныне, доколе не воскликните: «благословен Грядый во Имя Гос-подне». (Мф. ХХІІІ, 39; Лк. ХІІІ, 35). 06 этом же пророче-ствуст ап. Павел, сам иудей из иудеев, израильтянин от семени Авраамова (Рим. ХІ, 25): «не хочу оставить вас, братья, в неведении о тайне сей... что ожесточение про-изошло в Израиле отчасти, (до времени) пока войдет пол-ное число язычников. И так весь Израиль спасется... ибо дары и призвание Божие непреложны». (25—6, 29).

Но Она, великая Молчальница, которая духовно разделяла со Христом и Гефсиманское Его томление, и истоща-ние крестное, делила ли Она с Ним и эту скорбь Его о народе жестоковыйном и ярости хрнстоубийственной даже до самоотречения: «кровь Его на нас н на чадах наших»? Можно ли об этом даже и спрашивать? Она не меньше, но даже более, чем Он, принадлежала этому христоносному и христоубийственному избранному народу Божию. Ибо если Она дала человеческое естество Сыну Своему, была «Ма-терию, от которой родился Иисус», то это было все же «бессеменное зачатие» от Духа Святого, сама же Мария была дщерь Авраамля, обрученная мужу именем Иосифу, из дома Давидова (Лк. 1, 27). Она имела в Себе не только всю полноту тварной человечности, но во всей силе была дщерь Израилева, плоть его и кровь. Она была воспитана в его вере и благочестии, по верованию церкви, при храме с детского возраста, в назидании пророчеств — за чтением Исаии, согласно преданию, застал Ее Гавриил, Архангел Благовещения. Она жила общей жизнью со Своим народом, и даже не только ранее Своего Богоматеринства, но и после Него. Достаточно для свидетельства сего одной толь-ко черты, сохраненной в Евангелии (Лк. 11, 41—2): «каж-дый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи. И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник». Для Самого Господа естественно и предуказано было чувствовать Себя по-сланным к сынам Израиля, из его среды избрать Своих учеников и апостолов, но это же самое чувство не могла не разделять с Ним Матерь Его, как нечто как бы само собою разумеющееся. Она была призвана сорадоваться этой радо-стью с теми, о коих сказано: «блаженны очи ваши, что ви-дят, и уши ваши, что слышат». (Мф. ХІІ, 16; ЛК. Х, 23). И это лишь подтверждается рассказом (Мф. ХІІ, 46—50; Мр. ІІІ, 31—35; Лк. УІІІ, 19—21), где Христос, указывая на учеников Своих, сказал: «вот Матерь Моя и братья Мои». Это изречение может одинаково быть применено к тем и другим, но оно уже, во всяком случае, не содержит в себе противопоставления матери и братьев ученикам, напротив, оно их сближает как бы до отождествления. Но тем более ясно, какое страдание сердцу Марии должно было причинять начавшееся и все углублявшееся расхож-дение между Иисусом и иудеями, которое завершилось полным разрывом и христоубийственным их ожесточением. Она страдала не только за Сына Ее и вместе с Ним, но и за этот народ, единокровный и единоплеменный, богоизбранный и Христа отвергающийся. Какою тяжестью могли падать на сердце Ее гневные слова Господа (Мф. гл. ХХІІІ) с его осуждением и отвержением! Какою печалью для Нее прозвучало это: «се ныне оставляется дом ваш пуст». Апостол Павел так свидетельствовал об этой скорби своей: «великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему. Я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть израильтян». (Рим. ІХ, 2—3). И если он это так чувствовал, то что же можно сказать о Ней, Молчальнице, навычной слагать сло-веса Христовы в сердце Своем (Лк. 11, 51), теперь, когда стали столь печальны и страшны они? Ведь если все окру-жающие слышали их, то неужели только Ей одной остава-лись они неведомы, на том лишь основании, что об этом не сказано, утаено в Евангелии? Какой мукой не только за Сына, но и за народ ожесточенный, вопиющий «распни, распни Его», находящий в себе лишь слова поношения и злобы даже у креста, должно было раздираться сердце Ее! То был нарочитый крест Ее не только как Матери, но и как Дщери народа Ее, ради рождения которой он был из-бран и призван, «которому принадлежит усыновление и слава, и заветы, и законоположения, и богослужение и обетование, их и отцы, и от них Христос по плоти». (Рим. ІХ, 4—5). И над всем этим произносится суд Божьего от-вержения. Это есть крест Богоматери, которая неотделима от Своего народа не только в благословении, но и в отвер-жении, любит его любовью Павловой, любовью дщери и матери, ему единородной.

Прсчистая воскресла и вознесена на небо одесную Сына Своего, но в Успении Своем Она «не оставила ми-ра». Она осеняет его молитвенным Своим омофором, состраждет с ним, есть утешение «всех скорбящих». Кре-стоношение Богоматери не прекратилось и в славе Ее. Это верование составляет великое христианское упование, но в него необходимо должна быть включена и сострада-тельная любовь Ее к Своему народу, вопреки продолжаю-щейся его жестоковыйности в отношении ко Христу, в трагических судьбах его истории. И то и другое есть крест-ная скорбь Богоматери. Отдельные его черты по справедли-вости могут, конечно, и не вызвать сочувствия, ибо не пришло еще время для его христианского возрождения, но надо всегда помнить, что Израиль дал церкви патриархов, пророков, апостолов, то есть всех тех, кто явился ее осно-ванием, был послан Христом поучать и крестить «все язы-ки». И народ этот не только был, но и остается избран-ным, ибо «дары и избрание Божие непреложны», по слову ап. Павла (Рим. ХІ, 29). Это должны помнить и знать и теперешние его хулители, если только они сами не отрица-ют веры во Христа и почитания Пречистой Его Матери.

Здесь мы приближаемся к последней тайне, о которой говорит ап. Павел, — к обращению Израиля (26). В чем же эта тайна? Нам она не открыта. Однако остаются благочестивые домыслы, имеющие для себя и известную убедительность и даже и очевидность. Такая очевидность связа-на с нашим общим упованием о предстательстве Богомате-ри. Может ли совершиться дело «спасения всего Израиля», духовное его воскресение, помимо Той, ради которой и со-вершилось его избрание для того, чтобы послужить делу боговоплощения? «Не оставившая мира «Богородица» ос-тавляет ли молитвенной помощью и попечением то древо, от которого Она Сама возросла на земле, чтобы вознестись в небо? Есть ли Ее действенная к тому помощь? Достаточно только поставить такой вопрос, чтобы увидеть, что это есть именно так и иначе быть не может. Если Бог Авраа-ма, Исаака и Иакова, всех ветхозаветных праотцев и про-роков, Предтечи и апостолов внемлет молитве, произносимой ими в народе своем, то во главе сего молитвенного сонма предстоит Богу «в молитвах неусыпающая Богороди-ца», и этим предстательством совершается еще нам неведо-мая тайна «спасения всего Израиля в его обращении ко Христу». Ибо так заключает апостол пророчественное свое обетование — «они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы. Ибо всех заклю-чил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать. О, бездна богатства, премудрости и разума Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его» (Рим. ХІ, 31—33).

 

[С.Н.Булгаков]  |  [Библиотека "ВЕХИ"]
© 2000, Библиотека "ВЕХИ"