[Исторический раздел] | [Оглавление] | [Библиотека
«Вехи»]
а.р.иоаннисян
ИОСИФ ЭМИН
ՀՈՎՍԵՓ
ԷՄԻՆ
ГЛАВА
СЕДЬМАЯ
1769
ГОД
I
Русско-турецкая
война, начавшаяся в ноябре 1768 года, привела
в движение все подвластные туркам народы. Мечта об освобождении
от тяжелого ига казалось становилась близкой реальностью.
Укреплению этих надежд содействовала сама русская
дипломатия. С самого начала войны царское правительство поставило
перед собой целью «возбудить» против турок христианское население Османской
империи. Русские эмиссары были посланы в
балканские страны. В манифесте Екатерины к грекам и славянам прямо говорилось об
освобождении подвластных Турции
христианских народов, как об одной из основных задач начавшейся войны:
«Увещеваем,—заявлялось там от имени императрицы,—всех их вообще и каждый особенно
полезными для них обстоятельствами
настоящей войны воспользоваться к свержению ига и к приведению себя попрежнему в
независимость, ополчаясь, где и когда
будет удобно, против общего всего христианства врага... наше удовольствие будет
величайше видеть христианския области
из поноснаго порабощения избавляемый и народы руководством нашим вступающие в следы
своих предков»[1].
Слова
эти звучали призывом не только для населения балканских
стран, но и для всех порабощенных народов вообще, в частности
и для армян. Надежда на избавление от многовекового
гнета особенно усилилась среди армян к лету 1769 г., когда начали
распространяться слухи о предстоящем вступлении в войну
против Турции Грузии и Имеретии и прибытии на Кавказ русских
экспедиционных войск. Весть об этом произвела исключительное впечатление на армянское население
пограничных турецких областей и
сразу же привела к массовому переселению местных жителей на грузинскую территорию. Так, например, 12 [216] июня 1769 г. русский консул в
Сальянах Суляков доносил, что «ныне известно есть, что из
туретской области немалое число тамошних жителей с женами и с
детьми, а при том и с своими имениями прибегнули под защиту
грузинского принца Ираклия, прося ево, чтоб от него приняты были они в ево
протекцию, которые
тем Ираклием и приняты»; «все,—сообщал он далее, говоря о настроениях в иранских
областях,—единодушно инаго ничего не желают, как того, чтоб
предпринятое ея императорского величества противу Оттоманской
порты намерение с добрым успехом окончилось, а при том, чтоб
и они остались под высочайшею ея
императорского величества
державою»[2].
Русско-турецкая
война не могла не возбудить надежды и среди
тех проживающих в России армян, которые уже давно лелеяли мечту об освобождении своей родины.
8
июня 1769 г. Коллегии иностранных дел был представлен очень
интересный проект, предусматривавший освобождение армянских
областей и воссоздание независимого армянского государства под протекторатом России[3].
Проект
этот был представлен от имени «содержателя» астраханского
шелкового завода «армянина Моисея Буниятова сына Сарафова».
То был один из выдающихся представителей проживавшей
в России армянской буржуазии. Выходец из Ирана, Сарафов,
по переезде в Россию, занял вскоре видное положение среди
зажиточных астраханских армянских купцов. В 1763 г. специальным
указом было предписано отвести земли «армянину Моисею
Сарафову, который обещал развести в Астраханской губернии сады для заведения
шелкового завода», и выдать ему кредит
в сумме 10000 рублей[4].
В том же году «выехавшему из персидской
области армянину Моисею Сарафову» было дано дозволенние
«в постройке судов по Каспийскому морю». Когда же
в дальнейшем астраханский губернатор, идя навстречу пожеланиям
русского купечества, сделал попытку отнять у него это право,
то Канцелярией опекунства иностранных сразу же было предписано губернатору, «чтоб ему Сарафову в содержании
су-[217]дов никакого препятствия не чинить,
но еще и оказывать ему в том спомоществование»[5].
Именно
к этому «Мовсесу», как к одному из самых влиятельных
армян, и обращался в 1767 г. католикос Симеон в связи с миссией
посланного им в Россию монаха Давида[6].
В эчмиадзин-ском
архиве сохранилось также письмо астраханского епископа Степаноса
от 1 мая 1767 г. с жалобой на ряд лиц, в том числе на «Мовсеса, сына
Буниата»[7].
Из письма этого видно, какую выдающуюся роль последний играл в то время в
Астрахани; он пользовался там таким
влиянием, что решался даже выступать против местного армянского епископа и брать
под свою защиту лиц, которых тот преследовал.
Этот
богатый и влиятельный армянский предприниматель и негоциант,
имевший связи в правительственных сферах и даже при
самом дворе[8],
представил упомянутый проект лично от своего
имени. По своим словам, узнав о намерении правительства открыть
фронт против турок «и с азиатской стороны», он счел своим долгом
высказать по этому поводу свои соображения. «В рассуждении,—писал он в своей докладной
записке,—что я азиатския поведении и
обычаи несколько знать могу потому, что в
Персии в нашей Араратской земле мое рождение и
отечество, а в Турции довольно для
коммерции жительства, то о сем от усердия моего к России кому надлежит открыл,
почему и приказано мне о том
сочиня подать мнение».
Имеются,
однако, все основания полагать, что Сарафов подал свое «мнение»
если не от имени, то с ведома целой группы проживавших в России влиятельных армян. В конце
своей докладной записки он
предлагал запросить мнения ряда в Санк-Петербурге «жительствующих из национальных же
армян людей знатных», имена которых
тут же перечислял. Вряд ли, конечно он стал бы ссылаться на эти лица, если бы не был
уверен в совпадении их «мнений» с
высказанными им взглядами и сделанными им
предложениями. Среди перечисленных им имен мы на-[218]ходим
не только имя
армянского священника Шерестанова[9],
но и имена ряда видных
представителей армянской буржуазии, в том числе владельца шелковых фабрик
и крупного негоцианта Григория Кампанова[10]
и знакомого нам «гоф-ювелира» Ивана Лазарева, еще в начале шестидесятых
годов интересовавшегося планами освобождения Армении и
оказавшего помощь Эмнну[11].
Докладная
записка Сафарова состоит, кроме введения и постскриптума, из четырнадцати параграфов.
В
целях «побуждения армянского народа» к выступлению против
турок—говорится там—Российское государство располагает
для связи с армянами коммуникациями как через Каспийское
море, так и через Грузию. Первоочередной задачей поэтому является
вовлечь в войну против Турции обоих грузинских царей,
т. е. Ираклия и Соломона, «ибо егда оныя цари явно откроются
по самой истине турку противниками, то немалое чрез то туркам последовать может
утеснение и упадок». Как только они обещают свою помощь, надлежит направить в
Грузию одного
из русских генералов с армейским корпусом, в котором было
бы много штаб, обер и унтер офицеров, особенно знающих «инженерство»,
искусство фортификаций и подкопов, «со всеми при них принадлежащими инструментами и
машинами».
Одновременно
надлежит выбрать «одного имеющего в России
свою фамилию, жену и детей, разумного, добраго состояния и
верного человека» из русско-подданных армян и поручить ему [219] организовать
воинский отряд из проживающих в Москве, Астрахани,
Кизляре, Моздоке и других городах России армян и
грузин.
Отряд этот должен быть набран на добровольных началах, причем
жалование надлежит выплачивать лишь лицам необеспеченным;
лица же зажиточные сами должны заботиться о своем
довольствии. «Армянский командир» должен находиться в подчинении
командующего русским экспедиционным корпусом. Сформированный
им отряд следует отправить вместе с русскими
войсками в Грузию. Лица, завербованные в этот отряд, могут
использоваться не только как бойцы, но и для выполнения секретных
поручений, как секретные агенты для разного рода разведываний,
для тайных сношений, под видом купцов и лекарей с армянским католикосом и меликами.
Поскольку
посылка войск в Грузию потребует значительных
расходов, то предлагается следующий план финансирования этой
экспедиции, без вывоза из России золота и серебра. Три армянских
купца учреждают агентства в Петербурге, Москве и Астрахани
и закупают на казенный счет товары, имеющие сбыт в
Иране.
Астраханский агент передает эти товары русским и армянским
купцам для продажи в Иране, получая от них векселя, суммы по которым
выплачиваются командующему русскими экспедиционными войсками в Грузии.
Следующей
основной задачей является вовлечение в войну против
Турции армянских меликов. Автор проекта хорошо знал о
разладе, происшедшем среди меликов, о подчинении некоторых из
них Ибрагим-хану. Он выражал, однако, надежду, что Ираклию,
совместно с командующим русским экспедиционным корпусом
и армянским командиром, удастся склонить большинство из меликов
на свою сторону. Если же «из них один или два и ни чрез
какия способы склонности на то и делания иметь добровольно
не похотят, в таком случае оным всем согласившимся ме-лнкам
и царям грузинским обще с российским и армянским командирами
можно склонить к тому страхом военной руки». При этом
надлежит, однако, осведомиться о нуждах меликов—«и кто
из них в чем-либо объявит недостаток, то тотчас того надобно
всем потребным, а именно, деньгами ль или мастеровыми и искусными в науках
инженерами артиллеристами и прочими тому
подобными людьми или воинскими орудиями и припасами, как-то
пушками, ружьями и порохом и прочим удовольствовать».
Однако все
переговоры с грузинскими царями и армянскими меликами должны держаться в секрете «и дотоль бы
турок не мог ничего увидеть, доколи
уже формальным образом время настоять
будет вступить с ним в баталию». [220]
Далее
следует изложение плана кампании. Автор докладной записки
предлагает начать военные действия не с вторжения в
турецкие области, а с захвата Еревана. Он указывает, что этот пограничный
город имеет очень большое стратегическое значение
и русским войскам крайне важно иметь эту крепость в своих руках,
как базу для развертывания операций против Турции. Ереван,
однако, должен быть занят не путем открытого нападения.
«Для того, чтоб оной город был совершенно в дирекции и содержании
российских войск, надлежит Ираклию с советом российских
начальников употребить к тому какия-нибудь всемерный
политическия способы, чтоб в оном персияне никакой власти
не имели и из него были выманены вон, и как сие учинено, будет,
то вместо того определить ему, Ираклию, в тот город своего
природного из грузинцов достойного и искусного к военным делам
человека ханом, придав ему своего грузинского и армянского
воинства для защищения, в коих число привмешать и нашего российского
корпуса принадлежавшую по рассмотрению партию,
состоящую в военных, а наипаче в сведущих фортификацию,
артиллерию и протчих тому подобных науках..., а дабы о
российских людях нимало знаемо персам и туркам не было, то
оных в ту крепость Реван препровождать обще з грузинскими
и армянскими войски под именем и во образе платьем и прочим наподобие грузинцов и армян».
Когда
Ереван окажется, таким образом, под контролем русских войск и весть об этом
распространится среди турецких и иранских
армян, то многие тысячи из них, особенно из числа людей
холостых, «с крайнею охотою и усердным желанием прибегнут
в сию крепость Реван и к прочим грузинским границам и
соединятся с нашими войсками в помощь на турка для избавления
каждой единоверных своих братий от ига своего супостата».
После
захвата Еревана должны начаться совместные военные действия против турок
русского экспедиционного корпуса, грузинских
войск и армянских отрядов. Ираклий откроет военные
действия нападением на близлежащие турецкие крепости Ахалцих
и Карс. Войска, которые выступят из Еревана, должны напасть
на Баязет, оттуда двинуться к Вану, «а потом есть ли Бог
поможет и далее поступить каждому где способнее».
Когда
русские войска вступят в турецкие области, то их сила
возрастет еще в большей мере, благодаря присоединению к ним
добровольцев из числа местных армян, «которыя с охотой присовокуплятся
к нашим войскам на побеждение и искоренение сих варваров пожелают».[221]
Особых
расходов русская казна при этом нести не будет, так
как в завоеванных городах можно будет брать не только «городовые
доходы», но и налагать контрибуции на турок и даже на
христианское население. В случае же крайней надобности, можно,
не колебаясь, взять на покрытие необходимых расходов и
церковное имущество—«не только имение церковное, но и вещи яко то
сребрянныя и золотыя сосуды, кресты и прочее, дорогие
каменья, жемчуг и другое тому подобное»—«ибо лучше все сие взяв употребить
для избавления христианского рода от рук иноплеменных на свободу, нежели не касаясь сего, а
по недостатку, оставить
христианския души в руках мучительских на по-губление».
Затем
автор проекта переходит к наиболее важному пункту—о
целях участия армян в освободительной войне против турок.
Он дипломатически оговаривается, что не знает наперед, что
могут попросить мелики в награду за свою помощь, но, со -своей
стороны, для «охотнейшего» «побуждения и склонения» их
предлагает следующее: «Когда всемогущаго благоволением и
счастием
ея императорского величества и их при том обще с российскими и грузинскими
войсками помощью турки будут завоеваны,
тогда, восстановить им из них же армян одного над всеми
ими царя или владетеля по их атестатам, равно как у груинцов
царь или у калмыков хан, которому и быть со всем тем
армянским народом под единственною протекциею и покровительством
как ея величества, так и высоких ея потомков и оных
признать за своих верных подданных». В этих целях и в мирный
трактат, который должен быть заключен с Портою Оттоманской
надлежит внести пункт с том, «что оной армянский народ есть точно верноподданный
Российской империи и чтоб турок и ево подвластныя ни под каким предлогом им
обид, насилий и утеснения
не чинили». Россия должна взять на себя обязательство оказывать армянам военную помощь в
случае нападения на них
соседей. Армянский же «владетель», со своей стороны, должен по первому требованию, предоставлять
России военную и всякую иную помощь против любого неприятеля.
Следующие параграфы проекта посвящены вопросу о необходимых мерах предосторожности для успешного
осуществления намеченных
мероприятий. Необходимо отослать поскорее назад в Грузию присланного оттуда митрополита (т. е.
посланца Соломона митрополита Максима), чтобы не навлечь подозрения турок,
которые в противном случае могут наводнить своими войсками грузинские границы и сделать
затруднительным вторжение на их
территорию. Надлежит предписать русскому консулу в Иране отправить
нарочного в Тавриз и Хой и осведомиться, [222] нет ли поблизости турецких войск, а если таковые
имеются, то немедленно оккупировать
побережья Каспийского моря. Преувеличивать силы турок нет
надобности, так как их войска не дисциплинированы «и регул никаких в военных
экзерцицнях, каковы есть в России не
знают». Если в эпоху Надира даже персы разбивали их, то тем более им не
устоять против русской армии и русской артиллерии.
В
случае успеха предложенного плана «всероссийская империя
наипаче от Бога и человек будет превознесена в славе и все
вышеписанныя армянския и прочия пребывающия чрез мно-гия
лета под игом сих варваров в заключении народы, сих агарян от злостных
нападений и мучительных утесненей избавятся,
и пребывая потом под всевысочайшим ея императорского величества
покровительством и протекциею, равно с национальными
российскими подданными, будут препровождать в жизни своей
златыя веки и спокойствие с неизреченной радостью».
В
заключение автор докладной записки выражал готовность «письменно
объяснить», относительно «пути ведущего чрез Персию
сухим и морским трактом до турецких границ и о прот-чем»,
если ему будет сделан соответствующий запрос.
Таков
был проект, представленнный в нюне 1769 года русскому
правительству Моисеем Сарафовым от имени целой группы
проживавших в России влиятельных армян. Проект этот, сохранившийся
в архиве Коллегии иностранных дел, представляет,
несомненно, большой исторический интерес. В нем предусматривалось
освобождение армянского народа от чужеземного ига
при содействии русских войск и создание армянского государства
под покровительством и защитой России. Речь шла при этом
не только об освобождении армянских областей, подвластных
Турции. Вопрос ставился, по существу, об освобождении всей
Армении. Именно поэтому предполагалось начать военные
операции с захвата Еревана. Искренность рассуждений автора
докладной записки о стратегическом значении этой крепости весьма
сомнительна. Под этим предлогом автор проекта стремился
добиться лишь одного, а именно оккупации русской армией, совместно с
грузинскими войсками и армянскими добровольческими отрядами, территории Восточной
Армении. Воссозданное армянское
государство должно было быть монархией, причем верховную власть предусматривалось вручить
армянину, по-видимому одному из
армянских меликов.
Интересно
отметить ту большую роль, которая, согласно проекту
Сарафова, отводилась самим армянам в деле своего освобождения.
Армяне не должны были уповать лишь на русские войска или оказывать им лишь пассивную помощь.
Проект пре-[223]дусматривал не только создание специального добровольного
корпуса
из проживавших в России армян, во главе с «армянским командиром», но
и
широкое
привлечение добровольцев из числа местного
населения Восточной и Западной Армении, не говоря уже о самой широкой
мобилизации средств, вплоть до использования церковной утвари.
Все
эти идеи весьма напоминают планы Эмина о формировании
добровольческого отряда из русских армян для вторжения в
персидские и турецкие области и организации там армянского повстанческого
движения. Если припомнить, что Эмин вел свою пропаганду
в России всего лишь за несколько лет до этого, что именно в Астрахани
набрал он свой маленький отряд, что по единодушному свидетельству и Ступишина, и
астраханских властей его
появление там произвело очень сильное
впечатление на мест-гых армян, то
можно даже вполне законно поставить вопрос—в какой мере проект 1769 года,
обязан своим возникновением предшествующей агитации Эмина? В этой связи особенно
интересно отметить, что, по его собственному свидетельству, будучи в
Астрахани, он имел сношения с тамошними «армянскими купцами», видевшими в нем грядущего освободителя Армении и
предлагавшими ему поэтому щедрые дары[12].
А среди этих «армянских купцов»
такие лица, как Сарафов и Кампанов, были в то время наиболее видными фигурами.
О
судьбе представленного Сарафовым проекта мы узнаем из
следующей ремарки, сделанной в Коллегии иностранных дел, одним
из чиновников: «По сей записке докладывано было его сиятельству
графу Никите Ивановичу Панину статским советником
Бакуниным, но его сиятельство по выслушают оной, не находя
ея достойною уважения, приказал только словесно надворному
советнику князю Моуравову, отправленному в Имеретию, объявить,
чтоб он в бытность тамо разведал, и самого имеретинского
владетеля спросил, в какой конечной он и другия гру-глшския
владетели с армянами находятся и могут ли они к чему-либо
с пользою, и каким образом употреблены быть и чтоб по
соображении получаемых о том известей, он князь Моуравов и
сюда донес. Такое ему при отъезде его объявление и действительно
учинено статским советником Бакуниным».
Как
видим, Панин не обратил особого внимания на представленную
ему докладную записку Сарафова. Его могла заинтересовать
лишь идея использования армян в военных действиях на
кавказском фронте, хотя и к этой возможности он отнесся до-[224]вольно
скептически. Дело ограничилось поэтому лишь тем, что решено
было поручить отправленному на Кавказ князю Моуравову
разведать об этом на месте.
Моуравов,
по прибытии в Грузию, выполнил данное ему поручение.
3 сентября, в своем донесении Панину, он сообщал, что Ираклий
его «обнадежил, что живущих в Эреване, персидекой области, армян, кои по
его уверению хорошие солдаты, может подвинуть
против турок»[13].
Ираклий
при этом повторил лишь то, что говорил еще до этого
другому русскому представителя князю Хвабулову, имевшему
аналогичное поручение от кизлярского коменданта. Еще 24
июля Хвабулов в своем рапорте писал Потапову: «В продолжение
мое в Тефлизе, по словесному вашего превосходительства приказу,
представлял я царю Ираклию о возбуждении с его стороны
и арарацких армян ко общему составлению противу турок войны.
Напротиву чего царь Ираклий объявил, что он весьма лехко
их к тому возбудить может, якоже некоторая часть и подданными
ему не тех армян счисляются... и намерение имеет, воз-будя
на войну и арарацких армян, от их стороны взять движение на турецкия
города»[14].
Ведя
переговоры с русским правительством, Ираклий и по собственной инициативе брал на
себя обязательство, в случае предоставления
ему помощи войсками, «вступить против турка в
войну и чем возбудить .... и арарацких армян... и начать воин-ския
поиски от арарацких гор и продолжать до самого Царягра-да»[15].
Деятельность
Эмина в Грузии также не прошла бесследно. Очевидно
не без влияния проектов и предложений Эмина Ирак-лий,
начиная в союзе с Россией войну против Турции, сразу же стал
строить планы об использовании в этой войне армян и о «возбуждении»
их против турок.
Но
пока в России и Грузии разрабатывались все эти проекты,
армянское освободительное движение в самой Армении, в связи
с начавшейся русско-турецкой войной, вновь переживало период
подъема. И на этот раз выдающуюся роль в нем играл неутомимый борец за
свободу армянского народа, хорошо знакомый нам
Овнан. [225]
II
Овнану
не суждена была спокойная старость. Не прошло и нескольких месяцев после
посещения его Тер-Габриэлом, как в монастыре св. Карапета разыгрались новые события.
В
сентябре 1766 г. католикос Симеон, из письма самого Ов-нана,
узнал, что тот вынужден был бежать из монастыря, находится
в городе Балу (западнее Муша) и что из Константинополя послан
десятник, чтобы доставить его туда[16].
Вскоре в Эчмиадзин поступили и дополнительные сведения о происшедших
событиях.
Мы
уже знаем, что мушский Махсут-бек, столь тесно связанный
с Овнаном, неоднократно бунтовал против турецкого правительства. Такой его
мятеж произошел, видимо, и летом 1766 г.[17],
«от
османского царя снова были посланы против него трое пашей,
чтобы, выступив против него, крепость его разрушить и голову ему снести»[18].
Во всей этой истории вновь оказался замешанным
Овнан, и на этот раз снабдивший его деньгами[19].
Всех
подробностей происшедших событий мы не знаем, но несомненно, что на этот раз дело приняло серьезный
оборот. «Многие из братьев...,—читаем
мы в эчмиадзинской «Памятной книге»,—бежав, там и тут прятались и, наконец, сам
Овнан также бежав, стал
скитаться по разным местам»[20].
Под
влиянием этих событий в монастыре произошел раскол: часть
монахов, недовольная действиями настоятеля, выступила против
него и, видимо, это и явилось непосредственной причиной, побудившей
его бежать оттуда[21].
Сведения
обо всех этих происшествиях вызвали большое недовольство в кругах армянского патриархата в
Константинополе,[226] потребовавших
немедленного приезда Овнана в столицу для отчета[22].
До
нас дошло письмо Овнану в Балу, написанное по этому повода
константинопольским патриархом Грикором Басмаджяном[23].
В своем послании патриарх сообщал, что, по зрелому размышлению,
сам он и именитые константинопольские армяне нашли
лишь один выход из создавшегося положения, а именно, чтобы
Овнан «на время удалился бы с глаз притеснителей и приехал
в город» (т. е. в Константинополь)[24].
Патриарх убеждал его не
верить обманчивым слухам об улучшении положения дел в монастыре
и не обольщаться лживыми надеждами. Он указывал, что
уговаривает его приехать как друг, но намекал, что в противном случае в
отношении него будут приняты более энергичные
меры. Он сообщал также о своем распоряжении приостановить
пересылку пожертвований в пользу монастыря до того, как полностью не
рассеется буря[25].
В
то самое время, как шла эта переписка между Константинополем и Балу,
Махсут-бек собрал всех оставшихся в монастыре
монахов, а также «именитых мужей области Муша и Ба-геша
(Битлиса.—А. И.), как друзей, так и
недругов Овнана», и заставил
их написать послание католикосу с просьбой оказать помощь Овнану и
восстановить его в должности настоятеля. Одновременно, в этот критический для себя момент, он
и сам написал письмо Симеону, с
просьбой заступиться за него перед Пор-той через посредство константинопольского
патриарха и тамошних влиятельных
армян.
Положение
католикоса было довольно трудным. Он, как мы знаем,
относился неприязненно к Овнану и решительно осуждал его
действия. Но, в то же время, он, видимо, опасался, как бы [227]
мушские
события не имели серьезных последствий, и поэтому хотел
поскорее замять все это дело. К тому же он был недоволен, что
противники Овнана обратились не к нему, а к константинопольскому
патриарху, а он всегда очень ревниво относился к своим
правам и прерогативам.
Симеон,
поэтому, на первых порах не поддержал противников
Овнана, а наоборот, постарался выступить в роли беспристрастного арбитра. 5
ноября он написал письмо в Константинополь,
в котором, напоминая об отлучении и прощении им Овнана,
настаивал на восстановлении последнего в должности настоятеля.
Одновременно он потребовал прислать в Эчмиадзин вар-дапета Петроса,
возглавлявшего монахов, недовольных Овнаном[26].
Более того, он счел необходимым, хотя и без
всякой охоты, обратиться к турецкому правительству с ходатайством о
прощении самого
Масхут-бека.
Дальнейшие
события, связанные с этим делом, рисуются в следующем
виде. В апреле 1767 г. католикос пишет Овнану письмо,
свидетельствующее, что к этому времени последний находился
уже в Константинополе[27].
Из другого его письма мы узнаем, что
оставшиеся в монастыре монахи, вместе с Масхут-Беком (решившим
почему-то отмежеваться от Овнана)[28]
обратились, спустя
некоторое время, к католикосу с просьбой назначить настоятелем
упомянутого выше вардапета Петроса[29].
Симеон в своем письме
к монахам монастыря от 18 июня 1767 г.[30]
сперва ответил
им отказом, но затем, в сентябре, переменил свое решение и написал
послание о назначении Петроса исполняющим обязанности
настоятеля[31].
[228]
Однако
через три дня он получил от Овнана письмо, из которого
узнал, что влиятельные константинопольские армяне и патриарх
приняли решение навсегда удалить Петроса из монастыря
св. Карапета и всецело поддерживают его, Овнана32.
Симеон,
хотя и был этим очень недоволен, все же принужден был затребовать
назад свое послание о назначении нового настоятеля. Он велел лишь передать
Петросу, чтобы тот оставался в монастыре и не ехал в Константинополь[32].
Последний не преминул
воспользоваться советом католикоса. Овнан, однако, со своей
стороны, отказался вернуться в монастырь до удаления оттуда
главы враждебной ему партии[33].
Время
шло, а Овнан все еще оставался в Константинополе, приобретая
там все большее влияние и пользуясь расположением патриарха Грикора
Басмаджяна[34].
В бумагах последнего мы находим
собственноручное письмо Овнана от 1768 г., в котором речь
идет о пожертвованиях в пользу монастыря св. Карапета, поступавших
в течение предыдущих двух лет в распоряжение патриарха, а затем переданных ему
как настоятелю монастыря[35].
Нам
известно также, что Басмаджян совещался с ним по важным делам
и выслушивал его советы[36].
В
таком положении находился Овнан к моменту русско-турецкой войны. О
дальнейших событиях в его жизни мы узнаем, прежде
всего, из
документов,
сохранившихся в архиве константинопольского
патриархата.
В
своем послании от 20 августа 1769 г. патриарх предлагал верующим
жертвовать в пользу монастыря св. Карапета, имевшего
большие долги. Он напоминал о том, что вследствие тяжелого
положения монастыря, настоятель вынужден был приехать в
Константинополь и задержался там длительное время. «Но теперь,—читаем мы
далее,—благодарение Богу, удалось ему вновь вернуться на свой престол»[37].
Из этого послания мы узнаем, та-[229]ким
образом, что в 1769 г. Овнан снова вернулся в свой монастырь.
Вторичное
его пребывание там оказалось, однако, кратковременным.
Произошло нечто, заставившее его вновь удалиться из
Армении. Очень ценные сведения на этот
счет мы находим в другом
письме патриарха от 1 июля 1770 г. Последний вновь об ращался
с призывом к верующим жертвовать в пользу монастыря
св. Карапета и, считая, очевидно, необходимым ответить на различные
толки, писал, между прочим, следующее: «И не говорите, что настоятель
не находится на том святом престоле; этому не придаем значения, возлюбленные мои: выкиньте
из
вашей
головы эти
праздные мысли; настоятелю теперь, в это бедственное время,
там не должно быть; не
без
причины я размышления сделано
это, возлюбленные мои; надобность так требует, чтобы некоторое
время он вдали находился, до подходящего времени»[38].
Следовательно,
в 1770 г. Овнан вновь покинул монастырь. Имелась
какая-то очень важная причина, вынудившая его вновь удалиться
оттуда, так что Басмаджян считал даже совершенно необходимым, чтобы он некоторое время пробыл вне Армении.
Что
же произошло в 1769 г. в мушском монастыре? Почему после
многолетнего пребывания в Константинополе Овнан поспешил
вернуться в свой монастырь и почему он вскоре должен был
удалиться оттуда?
Ответ на
этот вопрос дают следующие сведения, которые мы находим в автобиографии Эмина. «Эмин,—пишет
последний, рассказывая о своем
пребывании в Басре,—φ
ас.χ
оду
я очень малую часть имевшейся у
него суммы в 600 рупий, тщательно сохранял остальные деньги, все еще в надежде вернуться в
Армению и в Муш, в Курдистане, в монастырь св. Иоанна, где жил тогда его
единственный друг, отец Овна и, который
припас восемь тысяч ружей
(firearms,
огнестрельного Оружия), готовый раздать их тем.
кто их не имел»[39].
Русско-турецкая
война все более разгоралась. С весны 1769
г. поговаривали уже о начале военных действии на Кавказе,
о выступлении против турок грузинских владетелей и о прибытии
в Закавказье русских экспедиционных войск. Сбывались, казалось,
давнишние мечты Овнана о вовлечении в борьбу про-[230]
тив
Османской империи царя
Ираклия и
сбывались
даже со сторицей. Вместе с грузинами шли против турок и войска великой
северной
державы. Такого исключительно благоприятного момента
самоотверженный борец за свободу родной страны упустить
не мог. Оп поспешно возвращается в свой монастырь и, видимо,
вновь приступает к подготовке вооруженного восстания, заготовив
в этих целях несколько тысяч ружей для раздачи их «тем,
кто их не имел».
Именно
к этому времени, по словам Эмина, относится приезд
в Басру каких-то двух эмиссаров для переговоров с ним об организации
восстания в Западном Армении. К нему явились, рассказывает он, два армянских мелочных торговца;
один из них имел товаров на шесть
тысяч рупий, другой четыре тысячи наличными. Все эти деньги они предложили ему, если
только он вновь вернется в Армению;
они сообщили ему о начавшейся войне между Россией и Турцией, а также о том, что
народ «Курдистана», т. е. южной Армении, давно ждет его и что сейчас
самый подходящий момент для
осуществления «плана». Совершенно ясно, о каком «плане» шла речь: вопрос снова
шел об организации восстания в
Западной Армении в благоприятных условиях русско-турецкой войны.
Далее
Эмин рассказывает, что после непродолжительного размышления
он одобрил их предложение и, со своей стороны, рекомендовал
сделать следующее: сам он через Багдад и Иран отправится
в Армению, а они должны добраться туда под видом
купцов, продающих по дороге товары на местных рынках. На
этом они и порешили. Однако, спустя некоторое время, купцы
эти стали проявлять колебания. Особенно сильное впечатление
произвела на них казнь в Басре «знаменитого Murn
Vana
с острова
Харк» и семи других арабов. Они стали высказывать, опасения
за свою жизнь в случае, если им суждено будет попасть
в руки турецких властей, и он вынужден был расстаться с ними[40].
«Знаменитый
Murn
Vana»,
упоминаемый Эмином,—это известный
арабский вождь Meer
Mohunna или
Mir
Mahenna,
захвативший
в шестидесятых годах у голландцев остров Харк в Персидском
заливе. В 1769 г. против него восстали его же войска, и
он вынужден был бежать в Басру, где был схвачен, заключен турецкими
властями в тюрьму и казнен[41].
По сведениям, полученным
Коллегией иностранных дел, «Мирман-арап» был приве-[231]зен
арестованным в Басру «в марте месяце»[42],
казнен же он был, как
свидетельствует сам Эмин, через месяц после ареста. Следовательно,
если эти сведения точны, то переговоры между Эми-ном
и прибывшими к нему эмиссарами имели место, примерно, в
апреле—мае 1769 г. Как следует заключить из его слов, к этому
времени, т. е. к концу весны—началу лета этого года, относятся
и приготовления к восстанию, которые делал в своем монастыре
Овнан.
О
всех этих событиях Эмнн говорит очень сдержанно, боясь, возможно,
скомпрометировать замешанных лиц. Из его слов трудно
даже понять, имели ли прибывшие к нему купцы какое-нибудь
отношение к Овнану, или же они действовали по поручению кого-либо
другого.
О том, что
в связи с русско-турецкой войной среди армян подготовлялись какие-то вооруженные выступления
против турок, мы знаем и из
документов русских архивов.
В
архиве Коллегии иностранных дел сохранилось безымян-нoe
письмо, посланное из Тифлиса и помеченное 23 декабря 1769 г., в котором,
между прочим, сообщалось следующее: «Находящиеся за Баязетом ассириане, кои щитаются за
християн, так же и живущие в Эреване
армяне пишут к царю Ираклию и уверяют, как скоро он их потребует, то к нему
прибудут и против христианских
врагов турков себя не пощадят»[43].
В письме,
помеченном 27 декабря 1769 г. и адресованном командующему русским экспедиционным корпусом
графу Тотле-бену, сам Ираклий,
упоминая о неоднократном обращении к нему айсор, писал, что «егда высочайшего ея
императорского величества от главного министра в области сей
получили мы милост-лпвейшее письменное
повеление, оное мы тем айсорцам и армянам знать дали и
на
сей случай от них письменное известие мы получили,
которым предуведомляют, что желают они сообщитца с
нами и против неприятеля рода христианскаго сопротнвлятца готовыми
себя изъявляют. Десятой месяц, что как о себе, тако ж
и находящихся в области здешней христианах ея императорского
величества всемилостивейшей государыне служить желание высочайшему двору
представили, то токмо на оное никакой повелительной ответ еше нами не получен»[44].
Из
этого сообщения грузинского царя мы узнаем, что еще за
несколько месяцев до этого айсоры и армяне письменно заверили его в своей
готовности поднять оружие против турок. Ираклий
жаловался, однако, что на его обращения ответа от русского
правительства не последовало, что «за неполучением по
се время на представление наше повелительнаго ответа весьма
здешней христианской народ скучается» и поэтому настойчиво
просил в самом непродолжительном времени прислать таковой.
Очевидно,
эти сведения, полученные Коллегией иностранных дел,
и явились одним из источников слухов об освободительном движении
среди армян, которые распространялись в то время русской
печатью. В «Санкт-Петербургских ведомостях» можно было,
например, читать сообщения о том, что «в Армении и местах около гор
араратских последовало общее возмущение»[45],
что «армяне от турок отложились, а их
патриарх, который имеет великую
власть, уведомил своих одноверцев, коих великое множест- во в Константинополе, чтоб они с греками пребывали
в согласии, и в нужных случаях
действовали бы совокупными силами»[46].
Если
в архиве Коллегии иностранных дел мы не находим, к
сожалению, более подробных данных о сношениях грузинско го
царя с армянами, то мы имеем сведения о дальнейших его переговорах
с айсорами, а также с езидами.
Посредником
в этих переговорах, как видно из сохранившихся
документов, был «армянский епископ Исайя». Что этот Исайя
был именно армянским епископом, а не айсором, видно и
из того, что на подлинниках его писем царю, написанных на грузинском языке,
имеется его печать с армянской надписью, на которой можно
различить следующие слова «Ցի
Քի
Ժռ...
Սալմաստսւն»,
т.
е. «раб Иисуса Христа... в Салмасте». Очевидно, этот Исаия
был в то время армянским епископом в районе местожительства айсор западнее
озера Урмия[47].
Он владел грузинским языком
и свободно писал по-грузински, будучи, [232]следовательно, или уроженцем Грузии
или лицом, долгое время проживавшим там[48].
[233]
Как
видно из дошедших до нас документов, епископ Исайя привез
Ираклию письмо от «ассурского католикоса», написанное «в
первых числах июля» 1770 г.[49].
В своем письме айсорский католикос,
в ответ на запрос грузинского царя, заверял последнего в
готовности айсор поднять оружие против турок и обещал предоставить
в его распоряжение «двадцать тысяч военных людей» (т. е. почти такое же количество бойцов, какое за три
года до этого, по сообщению
Тер-Табриэла, было обещано айсорами Эми-ну). Он просил далее царя прислать указ с
обнадеживанием, «дабы мы более могли
оттого ободрится и неприятелей турок нестрашится, от которых теперь такую опасность
имеем, что не могли осмелиться
отправить к вам своего человека».
Эта
последняя фраза объясняет, почему в роли посредника между
айсорами и Ираклием выступал армянский епископ Исайя. Но Исайя не
ограничился только этим. В августе, по поручению грузинского царя, он отправился в качестве
тайного агента в Западную Армению к
«куртбаязетскому начальнику» Чобан-ага. «Сей Чобан-ага,—писал сам Ираклий в ремарке на
его письме,— родом езид, он ни
христианин, ни магометанин, однако ж больше склонности имеет к христианам, нежели к
магометанам, и как народ его от сих
последних великие утеснении и обиды претерпевает, то и
хочет
с нами соединится». Об этом езидском вожде Чобан-аге
мы находим упоминание и в эчмиадзинской «Памяткой
книге», где он назван «պարոն
Ապաղու»[50],
т. е. владельцем, правителем
области в районе горного хребта Аладага, южнее Диадина
и юго-западнее Баязета[51].
Мы
знаем уже, что еще за несколько лет до этого Овнан отводил
езидам, как и айсорам, очень важную роль в подготовлявшемся им общем
восстании против турок. Он вел какие-то переговоры
с езидами (т. е., очевидно, именно с этим Чобан-агой) и
еще в 1764 г. с увереннностыо писал Эмину, что езиды также согласны
примкнуть к ним и вместе с армянами взяться за оружие.
[234]
Теперь,
когда к Чобан-ага прибыл епископ Исайя, то езид-ский
вождь сразу же согласился выступить против турок и письмом
от 13 августа[52]
известил грузинского царя о своей готовности стать
его подданным и выполнять его распоряжения.
Одновременно
до нас дошли также два письма епископа Исайя
от 13 и 16 августа с отчетом о выполнении возложенной на
него секретной миссии[53].
Из этих писем мы узнаем, между прочим,
следующую интересную подробность. «Доношу вам честнейшему
государю,—сообщал Исайя царю,—что я, отправясь от щастливейшаго вашего двора с повелениями к Курт
Баязетскому главному начальнику,
прибыл в Эреванской армянский монастырь для богомолия, где хотя и всячески старался
никому о себе недавать знать,
однако ж католикос меня узнал и приказал посадить под караул, где мне много озлобленей
оказано, но по щастию моему чрез
одного человека называемого Чичиогли Гур-гина я от того избавился и отправился в Курт
Баязетию...». Исайя просил поэтому
царя дать специальное повеление на имя католикоса и его самого снабдить соответствующим
указом, чтобы он мог «с лутчею
безопасностию здесь жить».
Как
видим, Симеон и теперь с той же непреклонностью боролся
против всех повстанческих движений в Западной Армении, не
останавливаясь перед арестом епископа, хотя последний и являлся
доверенным лицом и агентом самого Ираклия.
Все
эти данные рисуют картину глубокого брожения среди армян
и других подвластных туркам и персам народов в связи с
начавшейся русско-турецкой войной. Ереванские армяне сносились
с Ираклием и готовы были взяться за оружие. В самой Западной
Армении подготавливалось восстание и через специальных
эмиссаров велись переговоры с грузинским царем. Пришли в
движение айсоры и езиды. Вернувшийся из Константинополя Овнан
заготовлял оружие в своем монастыре.
Почему
же не осуществились все эти повстанческие планы? Сам
Ираклий, настойчиво просивший русское правительство прислать
«повелительный ответ» на обращения армян и айсор, так характеризовал,
в ремарке на письме епископа Исайя, создавшееся
положение. Если бы, писал он, русское войско и царь Соломон
с ним соединились, «то б мы и границы свои от неприятелей
защитили и всеб здешния христиане против ненавистннков имени християнскаго турок помощь нам учинили». Но дело за-[235]ключалось
именно в том, что военные действия, развернувшиеся на
Кавказском фронте, не могли содействовать осуществлению повстанческих
планов и поощрить подвластное население к открытому
выступлению против турок.
Прибытие
в августе 1769 г. в Грузию русских войск под командованием
Тотлебена и начало военных действий на Кавказе не
привело к тем результатам, на которые рассчитывали враги Османской
империи. Русское правительство, рассматривавшее эту
экспедицию лишь как побочную «диверсию», послало в Закавказье
не большое войско, как вначале предполагали многие[54],
а
лишь маленький вспомогательный корпус, состоявший всего из 3767
человек.
Как
расценивало русское правительство военные действия на Кавказе
и какое место оно отводило им в общем плане войны против
Турции, видно из инструктивного письма Панина Тотле-бену:
«Обращая впредь все наши взоры на Ираклия,—писал он,—мы
стремимся, однако, лишь к тому, чтобы наилучшим образом
использовать его собственные силы, а не перебросить в Азию
целую армию и открыть там новый театр военных действий»[55].
Начало
военных действий против турок на кавказском фронте
было явно неудачным. 13 октября Тотлебен, после четырехдневных
безуспешных попыток взять маленькую крепость Шаро-пань,
снял осаду, возвратился в Картлию и расположился со своим
корпусом в Гори и Цхинвали, где оставался в бездействии до
конца года. Соломон вместо наступательных операций сам должен
был обороняться против соединенных сил мингрельцев, абхазов
и турок, нападение которых ему удалось отразить лишь к
концу декабря. Не дала ожидаемых результатов и экспедиция, предпринятая
Ираклием в сторону Карса и Баязета.
Еще
худший оборот приняли дела в 1770 г., когда уже совершенно
явно выявилось нежелание Тотлебена вести активные наступательные
действия. Предпринятое в апреле
русско-грузин-[236]ское
наступление на Ахалцих было сорвано Тотлебеном, вернувшимся
со своими поисками, под предлогом недостатка провианта,
назад в Грузию и оставившего Ираклия без поддержки. Вслед затем
началась открытая распря между грузинским царем и русским
главнокомандующим, приведшая к полному разрыву между ними.
Летом этого года Тотлебен со своим корпусом отправился в
Имеретию, где стал вести военные операции местного значения,
осаждая отдельные турецкие крепости, до своего отозвания из
Грузии в начале 1771 г.
Подобный
ход военной кампании на Кавказе не мог не обескуражить армян и другие подвластные народы,
мечтавшие освободиться от
турецкого и иранского ига. И армяне, и айсоры, и езиды обещали Ираклию свою помощь и выражали
готовность взяться за оружие,
рассчитывая на приход русских и грузинские войск. Надежды эти, однако, не
сбылись и все намеченные планы восстаний и вооруженных выступлений против турок
остались, естественно, неосуществленными.
Заготавливая
оружие, Овнан также рассчитывал, очевидно, использовать его в
момент вторжения в Западную Армению русско-грузинских войск. Однако никакого вторжения
не произошло, и это, очевидно, и побудило его отказаться от своих
замыслов. Но, видимо, он был уже настолько
скомпрометирован, что вынужден был
вскоре вновь покинуть монастырь[56].
Весьма возможно, что и на этот раз
против него ополчились враждебные его проектам монахи его же собственного
монастыря. Как бы то ни было, патриарх Грикор Басмаджян считал до поры до времени
невозможным его возвращение в
Армению.
Сам
Грикор Басмаджян, которому русские газеты приписывали
участие в антитурецком заговоре, имел в то время многочисленных
врагов среди константинопольских армян, благодаря [237] проискам
которых в 1773 г. он был отстранен от своей должности
специальным султанским фирманом. Интересно отметить, что в
своем дневнике он упоминает об угрозах, которые делал ему «в год
войны между турками и московитами» один паша, а также о
том, что в декабре 1769 г. неким лжехристнаннном было совершено
«злое предательство» и была возведена на него «злая клевета», из-за которой он
претерпел большие неприятности[57].
Трудно
сказать, однако, имело ли все это какое-либо отношение к
деятельности находившегося под его покровительством настоятеля
монастыря св. Карапета. Вопрос о освободительном движении
среди турецких армян в эпоху русско-турецкой войны 1768— 1774 гг. требует еще
специального изучения.
Дальнейшие
упоминания об Овнане мы находим в эчмиадзинской «Памятной
книге». Мы не можем, разумеется, приводить подробно все эти записи, не связанные
непосредственно с нашей темой. Скажем лишь следующее. Спустя год или два
Овнан вновь возвратился в свой монастырь.
Он примирился с главой враждебной ему партии вардапетом Петросом,
который, несмотря на пребывание в монастыре
настоятеля, продолжал называться «векилем»[58]—заместителем,
играя, следовательно, роль коадъютора при престарелом Овнане, жаловавшемся в 1777 г.
в своем письме католикосу на болезнь
и немощь[59].
О
последних годах жизни Овнана нам ничего не известно Из
письма преемника Симеона католикоса Гукаса мы знаем, что в
апреле 1782 г. в монастыре св. Карапета имелся новый настоятель
вардапет Аствацатур, который, однако, в то время еще не был
рукоположен[60].
Другое послание католикоса свидетельствует,
что вокруг должности настоятеля этого монастыря велась напряженная борьба, и
за короткий срок сменилось
много пре-[238]тендентов[61].
Наконец, из специальной записи о рукоположенных епископах
и настоятелях мы узнаем, что упомянутый Аствацатур был
рукоположен 19 февраля 1783 г.[62].
Овнан
умер, следовательно, не позже начала восьмидесятых годов.
[1] Соловьев, VI,
585.
[2] АВПР, ф.
Сношения России с Персией. К. 16. Донесение Сулякова от 12 июня 1769 г.
[3] АВПР, ф.
Сношения России с
Грузией. Д. № 2 (к. 59а) 1761 г. л. л.89—93. Проект этот, сохранившийся в архиве Коллегии иностранных дел, был подшит не к
армянским, а к грузинским делам и, к тому же, к книге, содержавшей в
основном дела
1761 г. и
озаглавленной: «Выписка о
приезде грузинского царя Теймураза и
крымскаго Калги-Салтана».
[4] «Полное собрание законов Российской империи с 1649 г.», XVI,
387.
[5] Там же. XVIII,
1019.
[6] Յիշ.,
I,
685—687. Сарафов сам первый написал письмо католикосу и предложил
ему свои услуги. Впоследствии, однако, Симеон разгневался на него,
узнав, что он хотел выпытать у Давида сведения об истинной цели его поездки
в Петербург (Յիշ.,,
II, 41).
[7] Матенадаран. Архив, Папка 3, №
14.
[8] По словам эчмнадзинской «Памятной книги», его слово имело вес при самом дворе; ՙև
էր
նա
այժմ
սիրեցեալ
յոյժ
յաչս
թագաւորին
և
խօսք
նորին
առաջի
նորա
ընդունելի
էր
յոյժ՚:
(Յիշ., I,
686):
[9] Об этом священнике Шерестанове (или как он
сам подписывался на своих прошениях, Տէր
Յոհաննէս Պետրոսի որդի Շարստանենց, переселившемся
в 1731 г. из Персии в Петербург, см. АВПР,
ср. Сношения России с Арменией. 1740
г. Д. № 2.
[10] В том же 1769 г. Григорий Кампанов, ссылаясь на
разрешение, данное его соотечественнику и коллеге
Сарафову, ходатайствовал от имени всех астраханских армянских купцов «для приумножения коммерции как ему, так и прочему астраханскому из подданных армян мещанству в постройке мореходных судов... для отвоза и привоза своих и
других товаров також и для хождения
из порта в
порт учинить позволение», что специальным сенатским указом и было дозволено. («Полное собрание законов Российской империи», XVIII,
1019).
[11] Имена почти всех лиц, перечисляемых
Сарафовым, мы находим в списке именитых петербургских армян, представленном двенадцать лет спустя, в 1781 г., Иосифом Аргутинским католикосу. В
этом списке, в числе десяти видных петербургских армян, мы находим имена Ивана Лазарева, старшего
священника Тер-Ованеса, Макара Манучарова, Григория Кампанова и, наконец, самого Моисея Сарафова (Матенадаран. Архив. Папка №
26).
[12] L.
A.
J.
Е, 199.
[13] «Грамоты...», I,
65.
[14] Там же, I,
431.
[15] Там же, I,
92.
[16] Յիշ.,
I,
536, 542-513.
[17] В 1766 г. восстания и беспорядки в
различных провинциях Турции, в частности азиатских, приняли самые широкие размеры. 19 апреля этого года русский посол доносил своему
равительству: «Замешательство в
Кипре продолжается, да и в разных других
провинциях, а особливо азиатских, как слышно порядки в великое
расстройство приходят и непослушания обывателей к начальству день ото дни приумножается» (АВПР, ф. Сношения России
с Турцией. Реляции резидента в
Константинополе Обрезкова и поверенного в делах Левашева. 1766 г. Апрель-май. № 12. стр.
17).
[18] Յիշ., 565-566.
[19] Там же, I,
565, 566.
[20] Там же, I,
543.
[21] На Овнана жаловались даже некоторые
бежавшие вместе с ним монахи. (Там же, I,
544).
[22] Там же, I,
543—544.
[23] В Матенадаране имеются две рукописи, содержащие переписку
константинопольских патриархов за вторую половину XVIII
столетия—№ 2614 и №
4480, причем переписка Грикора Басмаджяна содержится в первой из них. Там мы не находим, однако,
вышеупомянутого письма. Послание это нам удалось обнаружить среди
нескольких других писем Басмаджяна, случайно вплетенных в
рукопись № 2622, вместе с
целым рядом других материалов различного
содержания.
[24] «...հոգ
տարեալ և զգուշութեամբ խորհրդակցեալ ընդ մեծախորհուրդ իշ-խանանց մերոց գտաք զայն
միայն հնար զի դու ժամանակ ինչ հեռանայցէիր յաչաց կեղերոցաք և գայիր ի
քաղաք՚: (Maтeнадаран. Рукопись № 2622
стр. 101 об).
[25] «...մինչև
լաւ մի ոչ պարզիցի մրրիկն՚: (Там
же, стр. 101
об.102).
[26] Там же, I,
581, 582. Он написал письмо и самому Овнану, извещая его о
предпринятых им в Константинополе шагах и рекомендуя ему, поэтому, ехать
туда
безбоязненно. (Там же, I,
686).
[27] Там же, I,
695—696.
[28] Что Махсут-бек и другие связанные с
ним лица изменили в это время свое отношение к Овнану, видно и
из другого факта. В мае того же года родственник Махсута, знакомый нам
Исаг-ага, поддержал ходатайство ванцев о назначении «ивираком» вардапета Багдасара—того самого Багдасара, которого в 1765 г. он обвинял в
клевете на Овнана и удаления которого требовал в столь решительной форме (Матенадаран.
Рукопись № 2912, стр.
267).
[29] Յիշ.,
Ι, 754
[30] Матенадаран. Рукопись № 2912, стр.
268—269.
[31] Там же, стр. 225. Аналогичное письмо он написал
и самому Петросу.
(Там же, стр. 369). Одновременно он
известил о своем решении и Махсут-бека (Յիշ.,
I,
780).
[32] Յիշ., II, 2—3:
[33] Там же, II,
3—4.
[34] Там же, II,
13.
[35] ՙՅիշատակարան
Պասմաճեան րիգոր պատրիարքի՚, Պարիս, 1908, 43:
[36] Так, например, в том же 1768 г. он совещался по делу одного
монаха с «нвираком» Захарием и
«настоятелем св. Карапета
вардапетом Овнаном».
(Матенадаран. Рукопись № 2614, стр.
123).
[37] «...որոց
պատճառաւ մեծապատիւ սիրելւոյն մերոյ Յօնան աստուածաբան վարդապետին հարկ եղև գալ` ի
մեծն Պօլիս, որ այսքան ժամանակ եկաց մնաց ի քաղաքս, բայց այժմս գոհութիւն Աստուծոյ
որ յաջողեաց դառնալ վերստին ի յաթոռն իւր ...ե:
(Матенадаран.
Рукопись № 2614, стр. 98, об. 99).
[38] «Եւ
մի ասէք թէ Առաջնորդն ի յայն սուրբ Աթոռն չէ. նորա համար հարևանցի կու նայիմք,
սիրելիք. զայդ ունայն մտաշմունքն հանեցէք ի մտաք ձերոց. Առաջնորդին այժմս այս
նեղութեան ժամանակիս այն տեղն չի լինելն առանց պատճառը և խորհրդեան չէ սիրելիք իմ.
հարկն այնպէս կու պահանջէ, որ փոքր ինչ ժամանակ հեռի գտանվի, մինչև ի պատշաճ
լինելոյ ժամանակին՚: Там
же
стр.
99 об.).
[39] L.
A. J. Е.,
427.
[40] Там
же,
427—429.
[41] Mаlсοlm,
ук.
соч.,
П,
74—75; Saсу,
Histoire
des arabes, 457.
[42] АВПР, ф. Сношения России с Персией.
К. 16. Донесение астраханского
губернатора Бекетова от 21 августа 1769 г.
[43] АВПР, ф. Сношения России с Грузией.
Д. № 6, 1768—1771 гг., л. 363 об.
[44] АВПР. ф.
Сношения России с
Грузией, Д. № 22, 1769 г., лл. 47—48.
[45] «Санкт-Петербургские ведомости» в
номере от 18 мая 1770 г.—Бутков,I,
прил. 5, 465.
[46] В номере от 5 февраля 1770
г.
[47] Возможно то
был епископ Исайя, начальник хойской епархии, упоминаемый в эчмиадзинской «Памятной
книге». (Յիշ.,
II1,
416):
[48] Не был ли это тот самый Исайя,
который в 1762 г. посылал из Тбилиси через Тархана Маркарова привет и
благословения Эмину?
[49] В архиве Коллегии иностранных дел
сохранился подлинник этого письма на ассирийском языке, его перевод
на грузинский язык и перевод на русский язык, сделанный в Коллегии с
грузинского текста. (АВПР, Сношения России с Грузией. Д. 12, 1769—1776
гг., л. л. 127—129). Русский текст опубликован в «Грамотах...»,
I,
165.
[50] Յիշ.,
II,
37, 54. В дальнейшем Чобан-ага, притесняемый и пашами, и ханами,
после многократных обращений к Ираклию, переселился со своими подданными
в Хой, откуда перебрался в
Грузию (там же, III,
299—301).
[51] Ալիշան,
Այրարատ, 513.
[52] АВПР, ф.
Сношения России с Грузией. Д. № 12, 1769—1776 гг.,л. л.125—126.
[53] Там же, л. л. 131—134.
[54] Не только на Кавказе, но и в Европе
было в то время широко распространено убеждение, что
экспедиция Тотлебена преследовала далеко идущие цели. Вполне серьезно писали даже о том, что задачей Тотлебена являлось пройти через все турецкие провинции и подойти к Константинополю со стороны Малой Азии. („Geschichte
des gegenwärtigen Kriegs...",
VII,
24).
[55] „En
tournant désormais toutes nos vues vers Heraclius nous ne cherchons
toutefois
qu'a tirer le meilleur parti possible de ses propres forces et non pas à
transporter une armée en Asie et y ouvrir un nouveau theatre
de
la guerre». (АВПР,
ф. Сношения России с Грузией G
№ 21, 1769—1771, л. 90).
[56] Не настроения ли этого периода его
жизни, связанные с крушением всех его надежд, отражены в одном из
дошедших до нас стихотворений Овнана, полном глубокого
пессимизма?
ՙ...
Քանի մնամ գերիս թշուառ
այլ
յումեքէ չունիմ ինձ ճար.
ոհ
դու ես զօրութիւն իմ և կար
տէր
իմ...
Միթէ վէմ իցեմ
կամմմագնիս
Որ
ոչ թակտեսցէ ցաւն զիս
կամի
յինէն մեկնել հոգիս
ոհ
տէր իմ, տէր իմ...՚
(Матенадаран.
Рукопись № 8274, стр. 45).
[57] ՅիշատակարանՊասմաճեան
րիգոր պատրիարքի՚,
[58] Յիշ.,
II,288:
[59] Там же, III,
79. Несмотря на это, враждебность и подозрительность католикоса
к своему бывшему сопернику оставалась прежней. В 1772 г., после
очередной ссоры, он вновь дарует ему прощение (там же, II,
211—212), но
в 1774 г. между ними вновь возникает конфликт, причем Симеон,
вспоминая
все прошлые прегрешения Овнана, вновь обвиняет его в непокорности (там
же, II,
276—277, 286—288, 291). В дальнейшем отношения между ними как
будто улучшаются (там же, II,
362, 372—373, 415—416, III,
79, 146), но в
1778 г. Овнан вновь оказывается вынужденным оправдываться перед
католикосом
от обвинений в ереси, защищая и своего бывшего врага вардапета Петроса, отлученного Симеоном от церкви (там же, III, 284—286).
[60] Матенадаран. Рукопись № 4538, стр.
1009.
[61] «Դիւան
հայոց պատմութեան՚: իրք Դ,
405—407:
[62] Матенадаран. Рукопись № 2882. «Ժամանակագրութիւնք
ձեռնադրութեանց Մինաս, Յակոբ, Սիմէօն և Ղուկաս Կաթողիկոսաց ՚:
ՙ
Ի ՌՄԼԲ թուոնջ ի փետրվարի ԺԹ... վեցերորդ ձեռնադրեաց եպիսկոպոս զԱստուածատուր
վարդախետն Նիզիանցի ի յառաջնորդուդիւն Մշու Սուրբ Կարապետ վանիցն՚ (стр. 5).