[Исторический раздел] |  [Оглавление] | [Библиотека «Вехи»]

ИСТОРИЯ

ИМПЕРАТОРА ИРАКЛА

сочинение

ЕПИСКОПА СЕБЕОСА

ПИСАТЕЛЯ VII ВЕКА.

ПOВЕСТВОВАНИЕ ЕПИСКОПА СЕБЕОСА ОБ ИРАКЛЕ[i].

ОТДЕЛ I.

Я не по своей охоте[1] принялся тщательно описывать время и начертать историю древних героев, упоминая при том и о баснословном[ii]. В этом сочинении я расскажу о том, что случилось после, и вкратце покажу отношение (прошлого) к бедствиям настоящего времени, упоминая годы и дни пяти[iii]  государей; я загляну в книги Мараббы[2], философа Мцурнийского, на ту надпись которую нашел он, в городе Мцбине (Низибине), в чертогах царя Санатрука, против дверей царского дворца, начертанною на камне, покрытом обломками царских жилищ. Когда колонны этого дворца были востребованы ко двору персидского царя, то при разрытии развалин для отыскания колонн, нашли неожиданно греческую[iv]  надпись, начертанную на камне: дни и годы пяти царей армян и парфян. Найдя эту надпись у его учеников в Месопотамии, я хочу вам ее сообщить. Вот заглавие ее:

Я писец — Агафангел[3] написал на этом камне своею рукою годы первых царей армянских, по повелению храброго Трдата, взяв содержание из царского архива. Копию (с этой надписи) ты увидишь несколько ниже на своем месте.

Я начну рассказывать эпос о страшном царе и храбром муже: во-первых историю древних, откуда произошло изобилие земного строения; далее, присоединю и привью к нему мифы о героях и баснословные рассказы о безумных войнах. Когда от великих мук столпотворения, как бы от родов, произошло то, что рассеялся многочисленный народ в великой пустыне, в местах недоступных шуму, тогда поднял на товарищей своих меч свой Титан, который первый царствовал на земле[v]. Бел-Титанид, не сознавая своей природы, воображал себя выше всего рода человеческого, и весь род человеческий звал себе в подчинение. В то время Гайк-Яфетид не захотел подчиниться царю Белу, и не согласился назвать его Богом. Тогда Бел пошел войной на Гайка; но мужественный Гайк изгнал его луком своим.

Это тот Гайк, который родил сына своего Араманьяка в Вавилоне. Араманьяк родил много сыновей и дочерей, из которых первенцем был Арамаис. У Арамаиса родилось много сыновей и дочерей, из которых старший был Амасия. Амасия родил многих сыновей и дочерей; первенцем был Гегам. Гегам родил тоже множество сыновей и дочерей, из которых первенцем был Гарма. У Гармы родилось много сыновей и дочерей, старшим из них был Арам. Арам также родил многих сыновей и дочерей, из которых старшим был Арай Прекрасный.

Вот имена мужей родоначальных, перворожденных в Вавилоне, и ушедших в страны севера, в землю арарадскую[vi]. Переселился Гайк из Вавилона с женой, детьми и со всем имуществом. Пошел он, и поселился в земле арарадской, у подножия горы, в доме, который прежде построил отец Зерван[4] с братьями.

После того оставил Гайк это владение в наследство внуку своему Кадмию, сыну Араманьяка. Сам же переселился оттуда, и ушел на север, и поселился на одной возвышенной поляне. Это поле получило название Гарк [5] (отцы) во имя отцов. По тому же случаю, и страна получила название Гайк, со всеми Гайями.

При могучей силе, Гайк был красив собой, искусен в метании стрел и был сильным бойцом. В то время царствовал в Вавилоне герой-охотник, Бел-Титанид, великолепный и причисляемый к Богам; он владел силой необыкновенной, и выя его была красоты великой. Он был князем всех народов, рассеявшихся по лицу земли. Употребив пред их глазами волшебные средства, и раздавая царские повеления всем народам, в порыве дерзновенной гордости своей, он соорудил подобие свое и заставил всех поклоняться ему, и приносить жертвы, как Богу[6]. И немедленно все народы исполнили его приказание; но некто Гайк, из старшин народных, не покорялся ему, не ставил его образа в доме своем, и не воздавал ему божеских почестей. И было его имя Гайк, против которого у царя Бела родилась страшная ненависть. Царь Бел, собрав войско в Вавилоне, устремился на Гайка, чтобы убить его.

Он достигает в земле арарадской до их отечественного дома, построенного у подножия горы. Кадм[7] убежал в Гарк к отцу своему, чтоб уведомить его о том, и говорил: «Устремился на тебя царь Бел, и достиг нашего дома, и вот я с женой и детьми нахожусь в бегстве».— Гайк берет с собой Араманьяка и Кадма, сыновей своих[8], мужей-витязей, хотя и малых числом.

Встретился Гайк с царем Белом и не мог устоять против множества мужей-исполинов и вооруженных. При встрече Гайка с Белом, Бел хотел схватить его своими руками; но Гайк скрылся от лица его, и обратился в бегство. Бел поспешил за ним с оруженосцем своим.

Остановился Гайк, и сказал ему: «что ты преследуешь меня? Возвратись лучше в землю свою, чтоб не умереть тебе сегодня от рук моих, ибо стрела моя никогда не дает промаха».

Отвечает ему Бел, и говорит: «Я не хочу чтоб ты попал в руки отроков моих и умер. Подчинись мне, и живи с миром в доме моем, управляя отроками-охотниками моего дома».

Ответствует ему Гайк и говорит: «Ты собака и из стаи собак — ты и народ твой. Вот за это сегодня же высыплю на тебя колчан мой». Царь Титанид, будучи вооружен, полагался на броню свою.

Яфетид Гайк приблизился к нему, имея в руке лук, подобно сильной кедровой палице. Гайк остановился и приготовил против него лук свой.

Вставив стрелу в дугу исполинского лука, который опирался в землю, и с силою пустив ее, он пронзил его железные латы, и пробив медный щит, поразил мясной[vii]  истукан так, что стрела прошла насквозь и воткнулась в землю. И рушился на землю, воображавший себя Богом, витязь; а войско его обратитилось в бегство. Пустившись за ними в погоню, они (Гайи) отняли у них стада лошадей, мулов и верблюдов.

Возвратился Гайк в землю свою, и владел Гайк землею арарадскою, и поселился там с своим народом до нашего времени. Перед смертью он оставил это владение в наследство Кадму, внуку своему, сыну Араманьяка, брату Гармы. А Араманьяку приказал идти на север, где он прежде остановился. После смерти Гайка, Араманьяк взял с собою сыновей и дочерей своих, мужей их, семерых сестер с их мужьями, сыновей и дочерей их, и все свое имущество, и поселился там в первой области, которую во имя отцов своих назвали Гарк.

После того Араманьяк подвигается к северу и достигает глубокой равнины, находящейся между высокими горами, и чрез которую прорываясь протекает быстрая река. Перейдя ее, Араманьяк поселяется там, и обращает землю себе в наследственное поместье, в стране гористой и каменистой.

После Араманьяка, сын его Арамаис, на берегах реки строит себе жилище, и называет его по своему имени — Арамаир [9]. Дети его стали множиться и наполнять землю, и основали области. Умер Арамаис; страною владел сын его Амасия; а после него Гегам. Умер Гегам, и правил сын его, Гарма. После него сын его Арам; потом сын его Арай Прекрасный, по которому и равнина та получила название Айрарад.

Шамирам[10], супруга ассирийского царя Нина, слыша о красоте его, хотела завести с ним дружбу, чтобы исполнить с ним сладострастные свои желания. Слух о красоте его заставил ее сильно желать его и красоту его.

В то время не было мужа, имевшего такой прекрасный вид, как он. Потому она посылает к нему послов с подарками, и приглашает к себе в Нинве[11]. Но Арай не принял подарков ее, нижé согласился отправиться в Нинве к Шамирам. Тогда Шамирам, собрав войска свои, идет на него в Армению. Достигши равнины Арая, она дает Арайю битву, разбивает войска его и умерщвляет Арая в битве.

Тогда приказывает Шамирам отнести труп его в верхние покои своего терема, и говорит: «Я скажу богам, чтоб они лизали ему раны и он оживет».

Когда же труп его стал гнить в верхних покоях, то она приказала тайком бросить его в ров и закрыть его. Нарядив одного из любовников своих, мужа красивого, она распустила молву, что боги лизали (раны) Арайя и воскресили его.

Содержа его в тайне и не показывая никому из знакомых, царица Шамирам таким образом выдумала миф об Аралезах[12].

Тогда овладела Шамирам землею армянскою, и с тех пор ассирийские цари владели ею до смерти Сенекарима[13] , после которого армяне освободились от ига ассирийских царей. Правил ими Зарех, сын одного из детей Араманьяка, муж сильный и искусный в метании стрел. После него Армог, далее, Сарганг, после него Шаваш и наконец Парнаваз [14]. Он родил Багама и Багарама; Багарам родил Бюрама; Бюрам родил Аспата; дети Багарама получили владения[viii] в странах западных[15]. Они составляют племя Ангех, потому что Багарам назывлся также Ангехом, которого обоготворяли в то время народы варварские. Этот Парнаваз покорился царю вавилонскому, Навуходоносору. С тех пор цари марские (мидийские) и вавилонские владели (Армениею) до Александра Македонского, который подчинил себе всю вселенную[16].

И служили они македонянам до возмущения парфян против македонян, и до основания царства аршакунского. Так об этом рассказывает летописец[17], как ты это видишь.

Говорят[18], что убежала из Дамаска Марсьяк, рабыня Авраама, от Исаака, и поселилась у подошвы двух гор, которые смотрят на великую поляну Арая — вершины Арагац и горы Гег [19]. Она по своему имени (т. е. Масис от Марсьяк) назвала горы, которые называются Азат [20]. И было у ней три сына: Парох т. е. Элиазар; место жительства его называют Парохт, а поле — Паракан для их набегов и охоты: они смешались с родом Араманьяка[21].

Восстание парфян, случившееся в то время.

После смерти Александра, царя[ix] македонского, парфяне служили македонянам 61 год[22]. В Вавилоне царствовали (до того времени) Селевк Никатор[x]  38 лет; Антиох Сотер — 19; Антиох Теос — 10 лет. На 11-м году царя Антиоха восстали парфяне, и освободились от рабства македонского. Воцарился великий Аршак, сын царя тетальского в Бахл-Шахастане[23], в земле кушанской, и ему подчинились в рабство все народы востока и севера. Царь Аршак со всем своим войском пошел войною с востока на Вавилон, во владения вышеупомянутых царей, чтобы там основать свое царство; и он достиг Вавилона.

Когда же Антиох видел, что царь парфянский Аршак с бесчисленным войском устремился на него, и когда он не мог полагаться на свои войска, чтобы встретить врага[xi] своего, то он скрылся от лица его, и убежал в Асиастан[24], и царствовал он 5 лет. После него некоторое время правят македоняне Асиастаном друг после друга. Царь Аршак подчинил себе ассирийцев, подвластных Антиоху; также вавилонян, персов, маров и землю армянскую до горы Капкох[25]  и до берегов великого западного моря. Царствовал Аршак в Вавилоне много лет. В 114-м[26] парфянского царя Аршака и на 4-м году правления Димитрия в Асиастане и Сирии, когда Аршак был в отсутствии на Востоке, Димитрий собрал войско, и взял Вавилон. Димитрий видя, что Аршак идет на него с бесчисленным войском, уступил ему и отступил к Антиохии, и там дал Аршаку сражение. Произошла страшная битва при городе Антиохии; войска Дмитрия были разбиты, и истреблены, а сам Дмитрий попался в плен. Аршак, связав ему руки и ноги, увез с собою на восток в Бахл-Шахастан.

Антиох, брат Дмитрия, узнав, что Дмитрий находится в руках царя Аршака, сам воцарился над Сириею и Асиастаном, собрал войско, и пошел на Вавилон после десяти лет. Сведал Аршак, что воцарился Антиох, брат Дмитрия, и идет на Вавилон. после 10 лет Аршак освобождает Дмитрия и отпускает его к брату, чтобы поговорить с ним о том, что надо было делать. Но Дмитрий не пошел к брату своему в Вавилон, но перешел в Асиастан. Тогда выступил Аршак на Вавилон с 130-ю тысячами.

На 128 году[27] своего царствования, при приближении к Вавилону, неожиданно напал на него Антиох, в зимнее время, в теснинах, но не пересилил его. Разбив войска его, Аршак поразил и свалил на землю Антиоха, и умертвил его; в то же время он взял в плен Селевка, сына Антиохова, которого держал царь при дворе своем[28].

Тогда Аршак воцарил Аршака Младшего[29], сына своего, над Армениею, в городе Мцбине; подчинил ему Аруастан[30] на пределах таджиков и Сирии и Кападокию[xii] при Киликии, до берегов великого западного моря; к северу до великой горы Кавказа, который простирается на восток, и идет по границе укрепленной страны маров, достигает до горы Зараспа[31], и проходит по стране Нор-Ширак[32].

Аршак отправляет его из Мрцана на запад с сильным войском из 70.000 вооруженных с знатными вельможами — тысяченачальниками и темниками. Никто не мог противустать ему войной. Вышел к нему навстречу с войском Багарат-Паразьян[33], из детей Араманьяка, вельможа знатный, поднес ему в дары золото и серебро; одел его в *** [xiii] и нарамник; венчал его отечественной короной; посадил его на золотой, драгоценными камнями украшенный престол; и дал ему дочь свою в супружество.

Аршак сделал его Аспетом[xiv]  земли армянской, т. е. начальником и управляющим, главою всех повелений царя, отцом и братом царя; дал ему власть над этим государством. Он истребил витязей которые собрались в Месопотамии, с целью идти на него.

Вот властители парфянские, которые царствовали после Аршака, отца своего, в Бахль-Шахастане, в земле кушанов. Говорят, что у Аршака, царя парфянского, было 4 сына; говорят, что первого из них он назначил царем в стране теталов; второго в Киликии[34]; третьего над парфянами; четвертого в Армении.

Все годы жизни Аршака составляют 130; а царствовал он 56 лет. После него царствует над парфянами сын его Аршак в Бахль-Шахастане, в земле кушанской, в продолжение 70 лет; после него, сын его Ашнаш — 32 года; Аршэн — 22 года; Аршавир — 45 лет; Арташес — 34; Дарэх — 30; Аршак — 17; Арташир — 46; Пероз — 64; Валаршак — 50; Артаван — 36. Все годы владычества парфян составляют по сему 573 года[35].

Вот аршакидские цари, которые царствовали в Армении после Аршака Великого. На 129-м году царствования Аршака, отца своего, воцарился Аршак Младший над Армениею в городе Мрцуине[36] с братом своим Вагаршаком, которого назначил царем Армении — 42 года; после него Аршак — 13; Арташес — 25; Артаван и Аршавир — 12; Аршак, сын Аршавира — 37; Ерванд, сын Аршака — 21; Арташес, брат его — 52; Тиран, сын Арташеса — 22; Тигран, брат его — 42; Аршам — 20 лет; Абгар, сын Аршама — 38; Санатрук, сын сестры Абгара — 30; Арташес, сын Санатрука — 41; Артавазд и Тигран, сыновья Арташеса — 24; Вагарш, сын Тиграна — 20; Хозрой Храбрый, сын Вагарша — 48 лет; после него великий Трдат, сын Хозроя — 56; Хозрой, сын Трдата — 9; Тиран, сын Хозроя[xv]  — 48; Аршак, сын Тирана — 7; Шапух, царь персидский — 74; Пап, сын Аршака — 7 лет. И Христу царю слава во веки.

————

Читатель, если тебе угодно, я приведу тебе генеалогию (царей) переходя от отца к сыну из достоверных и справедливых историков — Моисея Хоренского и Стефана Таронского[37].

[Исторический раздел] |  [Оглавление] | [Библиотека «Вехи»]

© 2004, Библиотека «Вехи»

____

 

ПРИМЕЧАНИЯ

Постраничные комментарии переводчика в данном электронном издании переданы латинскими цифрами. Армянский шрифт – в тексте и в примечаниях, – который к сожалению не удалось сохранить в HTML формате, передан латинским транслитом. – Прим.Изд.



[1] Вероятно автор намекает на то обстоятельство, что он писал свою Историю не по собственному побуждению, а по поручению постороннего лица. В примеч. 241. Истории Халифов мы привели несколько примеров тому, что историки армянские писали по поручению знатных сановников. Прибавим к этому списку еще Асогика, который написал свою Историю Армении по предложению Тер-Саргиса, католикоса армянского.

[2] Марабба. Нам неизвестно, что это за личность. Во всяком случае здесь речь идет не о том Мар-Абасе Катина, у которого Хоренский заимствовал первую часть своей  Истории. Мар-Абас Катина жил во втором веке до Р. X., а Марабба, о котором говорит Себеос, жил никак не ранее IV века по Р. Х., так как он списывал надпись, начерченную Агафангелом, — см. Мойс. Хор. кн. 1. гл. VIII. Mémoires sur les orig. de la cult. des lettres en Arménie (Journ. Asiat. 1861); Etude sur les sources de ľHistoire ďArménie par M de Khoren, par. V. Langlois (Bullet. de ľAcad. des Sc. pag. 531—583, t. III, 1861. St.-Pétersb.). См. также Вард. стр. 46, 50.

[3] Агафангел, секретарь царя Трдата, первый по времени исторический писатель Армении, жил в начале IV в. по Р. X. Он написал Историю обращения армян в христианскую веру. До сих пор еще не разъяснено с достоверностью — {171} на каком языке писал Агафангел, который по преданию, был греческого происхождения. Греческий текст также сохранился и напечатан в Acta Sanctorum 30 sept. vol. VIII, 320. — Арм. текст издан в  Константинополе в 1709 и 1824 г., в Венеции — в 1838. О надписи, приписываемой Агафангелу, говорит также Вардан см. стр. 40 и 44. См. Агатангелос, «История св.Григория Просветителя и обращения Армении в христианство», изд «Наири», Ереван, 2004. Англ. перевод: Agathangelos, «History of St. Gregory and the Conversion of Armenia».

[4] Зерван, по мнению Мойсея Хор. есть библейский Сим, сын Ноя или Ксисустра, см. кн. I, гл. VI. Тома Арируни также сообщает предания о Зерване, стр. 3, 4, 5.

[5] Гарк, одна из 16 областей провинции Туруберан. О древности и происхождении этого имени, см. М. Хор. кн. I, гл. Х—XII.

[6] О Беле-Нимвроде и о войне его с Гайком, см. Хор. кн. I. гл. Х—XII, и начало Истории Михаила Асори, Рукоп. в Азиатск. Муз.

[7] Кадм или Кадмос, сын Арменака, внук Гайка, как уверяет М. Хор. кн. I. гл. Х и сам Себеос стр. 5; а не сын Гайка.

[8] «Семь дочерей Гайка». У М. Хор. не упоминается о числе дочерей Гайка. Вардан, который много заимствовал у Себеоса, приводит тоже число семь. В прим. 84 русского перевода «Истории Вардана», г. Эмин приводит, не обозначая откуда, предание, гласящее, что у Гайка было шесть дочерей и столько же сыновей именами которых названы 12 месяцев года.

[9] То же что Армавир, один из древнейших городов Армении, находился в области Арагацотне, в провинции Айрарат. Армавир долгое время был резиденциею армянских царей и средоточием языческого богослужения.

[10] Шамирам — Семирамида. О сношениях ее с армянами, см. М. Хор. кн. I, гл. XV, Т. Арцр. стр. 3 — 5, и далее.

[11] Нинве — Ниневия.

[12] Об Аралезах из Арм. мифологии, см. М. Хор. кн. I, гл. XV и прим. 57, 58, к русск. переводу его Истории. См. также. Recherches sur la chronol. Arménienne, par М. Dulaurier, Part. I, p. 5, et note 18 р. 133.

[13] Вероятно — Сарданапала.

[14] Здесь еще раз подтверждается то мнение, что Себеос, если только первые два Отдела принадлежат ему, пользовался совершенно другими источниками, чем Мойс. Хоренск. По мнению М. Хор. кн. I, гл. XXXI, Зарех и Армог жили в 5-м веке до Р. X., а у Себеоса они выставлены, как современники Сарданапала или Санхериба. Далее Сарганг, Шаваш и Парнаваз вовсе не упоминаются у М. Хоренского.

[15] О происхождении рода Ангех, см. М. Хор. кн.I, гл. XXIII и кн. II, гл. VIII. Здесь, как видно, летописец перепутал сказания о происхождении двух княжеских родов — Ангех и Багратуни. См. прим. 33. См. также S. Martin Mémoires sur ľAnn. t. I. стр. 94, 244.

[16] У М. Хоренского не сказано, что армяне были подчинены вавилонянам и мидийцам, или персам. Из других источников, и между прочим, из клинообразных надписей Дария, мы знаем, что действительно армяне были в зависимости от персов династии Ахеменидов до самого завоевания Азии Александром Великим. См. Die altpersischen Keilinschriften von Spiegel, Leipzig, 1862, стр. 13—19.

[17] Неизвестно, о каком летописце говорит автор или надпись.

[18] Сведения, сообщаемые автором в первом отделе переведенного нами творения, до того отрывочны и не связаны никакою последовательностью, что мы должны предполагать, что список этой Истории дошел до нас в совершенно искаженном виде и со многими пропусками, хотя эти места и не обозначены в оригинале пробелами. М. Хор. ничего не говорить о Марсьяк. Парох, по его мнению был сын Гегама и следовательно чисто армянского происхождения, а не семитического. Далее он говорит: гору (Арарат) Амасия называет Масис по своему имени, кн. I, гл. 12. — См. приб. к III гл. I. части перевода «Истории Агван». Предание о бегстве на восток наложницы Авраама, Хетуры, приведено Хоренским, кн. II, гл. II и XVIII. В Священном писании сказано только: «Авраам {173} все свое имущество отдал Исааку, а детям, которых он имел от наложниц, раздал подарки, и отпустил их (т. е. сыновей наложниц) от своего сына, Исаака, к востоку, в землю восточную». Быт. гл. XXV, ст. 6.

[19] Арагац, ныне Алагёз. Гег или гора Гегама, к западу от Гёкчайского озера, ныне Акманган.

[20] Азат (вольный, свободный), имя Масиса или Арарата. Араратом собственно называлась область или страна, где находилась эта гора, которую армяне всегда называли Масисом. У Фауст. Виз. Масис носит название Сарарада, стр. 22, 24. В одном отрывке из древних народных песен, сохраненном М. Хор. кн. II, гл. LXI, Арарат называется Азат-Масисом. Издатель армянского текста Себеоса утверждает, что под словом Азат надо подразумевать холм, на котором был построен впоследствии город Двин, стр. 20.

[21] Араманьяк, то же что Арменак, старший сын Гайка, родоначальник чисто армянских княжеских родов. Под выражением: «они смешались с родом Араманьяка», — надо понимать, что дети Марсьяк и потомки их сделались совершенно армянами, а не сохранили своей национальности, подобно некоторым другим княжеским родам, надолго сохранившим свои национальные особенности.

[22] Все армянские историки одинаково утверждают, что династия Аршакидов возникла спустя 61 год после смерти Александра Великого. — Александр Великий, как известно скончался 324 г. до Р. X. Следовательно 61-й год после его смерти будет 263 до Р. X. Однако нам известно из других писателей, что парфяне гораздо позже приобрели свою независимость. Поэтому мы не затруднимся дать выражению — «после смерти Александра» — другой смысл и заменить его выражениями: «после смерти Александра IV», или «на 61-м году селевкидской, или сирийской эры» т. е. с 1-го октября 312 г. В первом случае год независимости парфян будет (311—61) 250-й; во втором — 251-й до Р. X. Это согласно с тем, что говорит автор далее {174} о времени появления первого Аршакида. Одинадцатый год правления Антиоха II Теоса (261 или 260 до 247) будет также 249 или 250. См. прим. 26.

Не лишним считаем упомянуть здесь о том, что армянские писатели приписывают Аршакидам семитическое происхождение см. приб. к III гл. I книг. русск. перев. «Истории Агван».

Вардан (стр. 37, 38 русск. перев.) говорит: «многодетный отец, великий Авраам, стал для народа нашего и по плоти и по духу отцом славным. У него было шесть сыновей от Хетуры. — Зомвран, Иезан, Мадал, Мадиам, Иесвок и Суей. Старший сын его, Зомвран, убил Иезана и Мадала; по этой причине отец отправил его на восток от сына своего, Исаака; от него-то происходит народ парфянский, из среды которого возник Аршак Храбрый». В Истории Мирхонда, второй Аршакид, Шапур-бен-Ашк женится на девице, происходившей из рода патриарха — Иосифа (Iusuf siddik), см. Mühlau, Zur Geschichte der Arsacid. Zeitschrift, der Deut. Morg. Gesellsch. B. XV, S. 665.

[23] О Бахл-Шахастане см. примеч. к Истории Агван стр. 291—294, также рецензию Г. Лерха на перевод «Истории Агван», помещенную в 6-м выпуске III t. Известий Археол. общест.

Об этимологии слова Шахастан см. Saint-Martin — Fragm. ďune histoire des Arsacides, II partie, p. 256 — 267.

[24] Асиастан — восточные провинции Малой Азии.

[25] Капкох, то же что Кавказ.

[26] В этой надписи под именем Аршака Великого или м. б. Старшего надо понимать вообще старшую отрасль династии Аршакидов. В следующем Отделе читатель найдет об Аршакидах сведения, заимствованные автором у других армянских писателей, хотя также не совсем точные. Здесь речь идет вероятно, об Аршаке VII — Фраате II и о Дмитрие II Никаторе. 114-й год парфянской династии будет 136-й до Р. X.; а 4-й год Дмитрия, (который с большими перерывами царствовал от 245 до 225) будет 241-й. Чтоб согласить это противоречие нам остается одно средство — принять за начало династии Аршакидов 255-й год. В таком случае 114-й год Аршаков будет 141-й год, когда еще царствовал Аршак VI Митридат, который действительно вел войну с Дмитрием Никатором и взял его в плен. По мнению Fröhlich’а экспедиция Дмитрия против парфян происходила в 141-м году. См. Annal. rer. reg. Syriae. стр. 68—74.

[27] На 128-м году, т. е. за 122 или 127 лет до Р. X. В это время царствовал в Парфии Митридат II, а в Сирии Антиох VII Грип, у которого действительно был сын, царствовавший впоследствии под именем Селевка VI Никатора.

[28] В тексте прибавлено слово говорит, см. прим. 14.

[29] В примеч. 26 мы сказали, что под словом Аршак надо подразумевать династию персидских Аршакидов. Так точно и здесь под словом Аршак Младший, надо понимать, по моему мнению, воцарение младшей линии Аршакидов в Армении, родоначальником которой был Вагаршак. Летописец путает эти два факта, т. е. олицетворение младшей линии Аршакидов в лице Аршака Младшего и действительного родоначальника этой линии — Вагаршака. Он приписывает Аршаку Младшему все то, что по рассказам М. Хоренского и друг. совершилось в царствование Вагаршака. Впрочем автор сам замечает это противоречие и несколько ниже (стр. 11) прибавляет, что вместе с Аршаком Младшим воцарился и брат его Вагаршак.

[30] Аруастан, у Вард. Асорестан — Ассирия; у М. Хор. в Геогр. стр. 613, Аруастан, то же что Асорестан или Муцх, страна, смежная с Армениею, к востоку от Мессопотамии, с главным городом Нинве. — Другая форма этого имени — Аревастан, значит страна Солнца.

[31] Зарасп см. стр. 105. Об этой горе упоминается также в Истории М. Хор. кн. I, гл. XIII. В русск. переводе по ошибке Зараск, см. стр. 49.

[32] Нор-Ширак, значит Новый Ширак. Употребляется также Нуширакан. Ширак — Сирия, или вернее та часть Сирии, которая прилегала к пределам Армении. См. Индж. Древности Арм., т. II, стр. 180.

[33] Автор, говоря — «Багарат Паразьян, из детей Араманьяка», хочет этим выразить, что родоначальник княжеского рода Багратуни был чисто армянского происхождения. Несколько раньше (стр. 7), в генеалогии армянских царей он говорит: Парнаваз родил Багарама (Багарата?); Багарам, — Бюрама (Бюрата?); Бюрам — Аспата (Аспета?). Оставленные нами в скобках имена Багарат и Бюрат, еврейского происхождения, по мнению Хоренского и носились только членами княжеского рода Багратуни. Аспет, как известно, титул князей Багратуни. Из всего видно, что автор черпал свои сведения в преданиях, которые по недостатку письменных документов, заменяли часто исторический факт. Древность этих преданий не подвержена сомнению, потому что и М. Хорен. знал об них и говорит о них следующее: «некоторые люди утверждают, что венценалагающий род Багратуни происходит от Гайка. Не верь подобным нелепостям, и т. д.» Кн. I, гл. XXII. Если сказания М. Хорен. о семитическом происхождении Аршакидов и Багратуни не лишены исторического основания, то делается понятным почему Багратуни первые перешли к Вагаршаку и подчинились ему. Может быть сами князья Багратуни убедили других армянских нахараров призвать Аршакидов. С другой стороны и Аршакиды благоволят к Багратуни и дают им первые места при дворе — звание венценалагателя и титул аспета.

[34] Ясно, что здесь ошибка. В армянских рукописях Киликия и Лирикия часто смешиваются. В латинском переводе Сам. Анеци Люрикия передана словом — Иллирия. У Vivien’a St.-Martin (Recherches sur les popul. du Caucase, Paris, 1847, р. 56)— Лурикийцы — потомки Мосоха и Тубала, следовательно жители северных частей Кавказа. Это мнение заслуживает большего доверия, потому что действительно одна ветвь Аршакидов царствовала над Маскутами и Лпинами (Lepones), см. Агаф. стр. 25—37. Фауст, стр. 15 — 20.

В греческом тексте Истории Агафанг. (Acta Sanctor. 30 сент. vol. VIII, 320) говорится в каком порядке следовали разные отрасли династии Аршакидов. 1) царь персов; 2) царь армян; 3) царь индов (Кабул и Пенджаб); 4) царь Массагетов. См. прим. 82 к русск. перев. Вардана.

[35] Продолжительность царствования династии Аршакидов передается армянскими писателями различно и неверно. Известно, что оно продолжалось не долее 480 лет, а между тем армянские писатели, заимствуя друг у друга, передают ложные или искаженные сведения одного писателя, говорившего впервые об этом предмете, и не заботятся о том, чтоб проверить факт собственным исследованием. Так Себеос говорит по надписи, что все годы владычества парфян будут 573, а если сосчитать годы царствований Аршакидов, то в сумме выйдет — 502; а в другом месте (стр. 123) заимствуя у М. Хор. и Ст. Асогик. он говорит, что царство Пахлавов существовало 457 лет, а если сосчитать число годов отдельных царствований, то в сумме выйдет 486 лет. У Стеф. Асогика (стр. 35) — общая сумма также 457, а сумма годов отдельных царствований — 492. У Мхитара и у Самуэля числа эти более других подходят к истине. По первому царствование Аршакидов в Персии продолжалось 474 года, а по второму — 475 лет. Если предположить с большинством, что восстание парфян случилось в 250 г. до Р. X., а падение их было в 226 г. по Р. X. то выйдет 476, число близкое к выводам Мхитара и Самуэля. Впрочем в оправдание М. Хор. можно привести то обстоятельство, что Самуэль и Мхитар имели в руках своих лучшие списки его истории, чем те, которые дошли до нас. Вся разница между выводами Хоренского и Самуэля заключается в том, что первый дает второму Аршакиду 26 лет, а второй — 46.

[36] Мрцуин, то же что Мцбин, или Низибин. Также употребляется Мрцан и прилагательное Мцурнаци (см. стр. 1) из Мцбина. В древнейшие времена Мцбин носил также имя Antiochia ad Mygdonium.

[37] Стефан Таронский есть никто другой как Стефан Асогик, писатель конца Х и начала XI века. См. Предисловие. Следовательно весь II Отдел есть компиляция позднейшая. Заглавие этого отдела показалось сомнительным и г. Броссе, который в своем Voyage Archéol. I ч. стр. 49, принимает его за позднейшую вставку — cette note (заглавие) évidemment postérieure et mise par un copiste, au plus tôt au XI siècle. В этой синхронистической таблице, составляющей II Отдел так много ошибок и искажений, что она никаким образом не может служить источником для исторической критики. Так как мы не желаем испещрять текста многочисленными поправками, и знаем из каких источников заимствованы сведения для этого Отдела, то передаем без изменения все, как оно находится в подлиннике, предлагая читателю обратиться за более точными сведениями к Стефану Асогику и Мойсею Хоренскому. Конец этого Отдела до того искажен и известия в нем до того перепутаны, что его можно бы было совершенно выпустить без всякого ущерба для читателей.



[i] Как здесь, так и во втором отделе ничего не говорится об Иракле, несмотря на заглавие рукописи. Мы, как объяснено в Предисловии, не приписываем этих отделов Себеосу, или по крайней мере сомневаемся, чтоб эти два отдела принадлежали к тому сочинению Себеоса, которое называлось «История Ираклия». Несмотря на то мы оставляем это заглавие, как находящееся в единственной рукописи, сохранившейся в Эчмиадзине.

[ii] Первые строки этого сочинения очень искажены.

[iii] Слово hing пять, встречающееся два раза на одной странице не имеет здесь никакого значения. Мы с большею достоверностью прочитали бы hin  — старый, древний, если бы это слово попадалось только один раз.

[iv] Вернее — надпись греческого письма. По неимению собственного алфавита армяне употребляли тогда греческие буквы.

[v] Здесь опять искажено. Мы передаем возможный смысл.

[vi] В первом отделе Арарат пишется везде через букву д; мы сохранили эту орфографию в нашем переводе.

[vii] В подлиннике msegen ardzan

[viii] Слово в слово: наследовали свое наследство.

[ix] В подлиннике kaiser  — императора.

[x] В подлиннике — Nianovr — Нианор, искаженное от Никанор или Никатор. Селевк I провозгласил себя царем в 312 г. и царствовал до 279 г.; следовательно правленне его продолжалось 33 года, а не 38 лет, как говорить автор. Здесь надо допустить предположение, что автор к числу годов управления Селевка причисляет годы его наместничества в Вавилоне.

[xi] В подлиннике: virag  собственно дикий, хищник, тиран.

[xii] В подлиннике  — Капуткия. В древнеперсидских надписях Katpatuk.

[xiii] должно быть царское украшение, но неизвестно какое. Есть слово *** греческого пронсхождени, но употребительное в древнеармянском языке — означает плащ из тонкой ткани, полотна.

[xiv] Аспет обьясняется ныне через слово всадник, рыцарь, и т. д. действительное значение этого слова кажется до сих пор еще не совсем определено. Намек на Аспат немного выше.

[xv] В рукописи было просто 8.