[Исторический раздел] | [Оглавление] | [Библиотека «Вехи»]
сочинение
ПИСАТЕЛЯ VII ВЕКА.
______
ОТДЕЛ
III.
Глава
XVII.
Смбат
воюет с неприятелями и побеждает их; он получает такие подарки и почести, каких
не удостоивался ни один марзпан. Сын Смбата Вараз-Тироц назначается кравчим царя.
Построение церкви св. Григория, избрание католикоса.
При
наступлении следующего года полчища неприятельские собрались и поселились в
области Тапарастан. Смбат также собирает войска свои и устремляется на них
войной. Предал Господь Бог войска неприятельские в руки Смбата, который обрек
всех острию меча своего. Только некоторые спаслись бегством в свою родину. Но те
(т. е. армяне), которые были с ними, взяв клятву и сделав условие, передались
Смбату. В числе их находился и тот Иосиф. Он представил Смбату свою находку, и
рассказал свое видение; он рассказал также о чудесах, сотворенных им между
варварами. Тогда встал Смбат, и бросился пред крестом на колена. Взяв древо, он
осенил себя им и передал его одному блаженному мужу, Мигрую, из рода Димаксьян[1],
человеку верному, которого он назначил управителем дома своего. Тот положил его
в церкви, где служили иереи дома его (т. е. рода князей
Багратуни).
В
то же время государь отправил к нему грамоту, содержавшую великую благодарность;
возвысил сан его выше всех марзпанов своего государства; послал к нему золотые
сосуды для питья, царские одежды, златотканные чалмы и чулки, унизанные
драгоценными камнями и жемчугом. Сына его Вараз-Тироца [2],
которого воспитывал, как одного из сыновей своих, и которого очень уважали при
всем царском дворе, он назначил кравчим — наливать вино самому
царю.
Смбат
управлял той страной в звании марзпана, в течение 8 лет. Тогда пришло повеление
— звать его с большою почестью ко двору царскому. И царь дозволил ему
отправиться и посетить свою родину, на 18-м году своего царствования. Он просил
у царя позволение построить церковь св. Григорию в Двине. Так как скончался
блаженный католикос Мойсей[3],
и не было в той стране вардапета, то он просил о том царского разрешения. Когда
же пришло разрешение, то он стал усердно заботиться о великом престоле, чтоб
поставить на нем блюстителя,
заботящегося и пекущегося о благе церкви и о спасении душ.
Посадили
на патриарший престол Авраама,
епископа Рштунийского. Тогда они
приступили к основанию церкви. Он собрал искусных каменщиков, и назначив к ним
верных смотрителей, повелел поспешно привести дело в исполнение. Комендант
крепости написал к царю донос на марзпана, «что (церковь) строится слишком
близко к крепости, и грозит опасностью от неприятеля». Пришло от царя повеление:
«разрушить крепость, а на том месте построить церковь». Аминь.
© 2004,
Библиотека «Вехи»
[1] Димаксьян принадлежали к числу второстепенных нахараров.
Неизвестно, где лежали их владения. О происхождении этого рода говорит Мойс.
Хор. кн. II
гл.
XLVII,
что Нерсесу, родоначальнику этой
фамилии, дано было прозвание димаксьян потому, что отец его, Гисак,
пал, защищая Арташеса II, под
ударами врагов, которые снесли ему половину лица мечом. Димаксьян значит полулицый, лишенный половины лица. В
IV
веке по Р. Х. князья Димаксьян обязаны были выставлять и содержать на свой счет
только 300 всадников. См. Путешеств. Шахат. ч. II,
стр. 59.
Разные линии этого рода занимали разные места при дворе. В отрывке из разрядных
книг, помещенных г. Эмином в конца перевода истор. М. Х. стр. 358—360, видно,
что Димаксьян в ряду князей занимал 34-е, 35-е, 37-е и 67 место.
[2] Вараз-Тироц, сын Смбата, марзпана Гиркании, был в
последствии марзпаном Армении от 625—632 г. У нашего автора сообщаются о нем
много интересных сведений. См. также ист. Агв.
[3] Здесь речь идет о католикосе Мойсее
II, который
вступил на патриарший престол в 550-м году и правил до 593-го года. При нем
установлено армянское счисление. См. E.
Dulaurier
— Recherches
sur
la
chronologie
arménienne,