[Исторический раздел] | [Оглавление] | [Библиотека «Вехи»]
сочинение
ПИСАТЕЛЯ VII ВЕКА.
______
ОТДЕЛ
III.
Глава
XXXVIII.
Восстание
Мушега против греков и подчинение исмаильтянам. Битва исмаильтян с греками при
Нахчаване; поражение греков, опустошение Армении; вторичное освобождение армян
от рабства исмаильского и покорность грекам; Гамазасп, глава Мамикониев,
делается кюропалатом; вследствие этого исмаильтяне убивают заложников; смуты в
лагерях исмаильтян и раздоры между ними. Моавия, начальник их, побеждает их
всех, и воцарившись, заключает со всеми мир.
Мушег,
глава Мамикониев, восстал против греков и подчинился исмаильтянам. В том же году
войско исмаильское, находившееся в Армении, завладело всей страной от одного
конца до другого. Теодорос, глава Рштуниев, и все князья Армении согласились
подчиниться им, и во всем старались исполнить их волю, потому что страх
неминуемой смерти тяготел над ними. В том же году блаженный и боголюбивый муж
Артавазд Димаксьян, по зависти брата своего, был предан в руки немилосердного
палача, военачальника Габиба, бывшего в Аруч-Ашнаке, который убил его лютою
смертью. Между тем в холодные дни зимы греки стали теснить исмаильтян, которые
по причине холода не могли выйти и дать им сражения. Поэтому они неожиданно
вышли, перешли реку, и укрепились в Зарегаване.
Увидя
то, греки оставили их без внимания, но разграбили крепость Двина, отправились к
Нахчавану, воевали с крепостью, чтоб и ее разрушить. Полководцем греческого
войска был некто Мавриан, о котором говорили, что он был человек добросовестный.
По наступлении весны, все устроилось и приготовилось к битве с исмаильтянами; но
Мавриан упорствовал в своем {165} намерении — (взять крепость). Таджики между
тем устремились на греков, воевавших с крепостью Нахчавана, поразили их; одних
истребили мечом, а других обратили в бегство. Бегством спасся Мавриан и бросился
в Иверию. Войско исмаильское воротилось от преследования, осадило город Карин и
билось с ним. Жители города, не будучи в состоянии сопротивляться им в бою,
открыли ворота города и покорились рабству. Вступив в город они собрали все
золото, серебро и все количество городского имущества, разграбили всю страну
армянскую, Агванию, Сюник, и обнажили все церкви. Взяли в заложники главных
князей этих стран и сверх того жен, сыновей и дочерей многих из них. Теодорос,
глава Рштуниев, с сродниками своими последовал за ними. Их взяли и оставили в
Ассирии. Там скончался Теодорос, глава Рштуниев. Тело его было перевезено в его
область и предано погребению на кладбище его предков.
После
него стал управлять Армениею Гамазасп, глава Мамикониев, сын Давида, муж
добродетельный во всех отношениях. Он был человек, любивший семейную жизнь,
чтение и науки. Он не был искуссным и опытным в деле ратном, подобно предкам
своим; до того времени он не был в боях и не видел лица
неприятельского.
Теперь
он ревностно стремился к достижению храбрости — наследственной доблести его
отцов, и усердно старался совершать подвиги мужества по примеру предков. Он
просил свыше покровительства и удачи, для исполнения своего желания — быть
храбрым предводителем. Католикос Нерсес поехал с императором, как я выше
упомянул, и отправился с ним в Константинополь. Его приняли там с почестью, дали
ему имущество и отпустили на родину. На возвратном пути, он остановился в стране
тайской и жил там до смерти (Теодороса) главы Рштуниев и до прекращения набегов
таджиков. По прошествии шестилетних гонений, католикос воротился на свое место,
утвердился на престоле своем и спешил привести к окончанию построение церкви,
которую он основал на площади города Вагаршапата.
Хотя
я, по не зрелости моих мыслей и неимению дара познания, бесполезно строчу слова
в этом повествовании, несмотря на сонмы любознательных утверждаюсь на слове
пророческом, который говорит по повелению Господа. Хотя они и совершились в
отношении к предыдущему, но и в отношении к последующему они будут исполняться
до веков, по слову Господа, который говорит: «небо и земля пройдут, но слова мои
не пройдут. Огонь воспылает от гнева Моего, сойдет и сожжет до ада кромешного».
Ясно о чем говорится. Говоря: «сгорят огнем, воспылают основы гор их», говорит о
жестокостях великих властителей. «Накоплю на них зло и стрелами моими истреблю
их»; это говорится о тех, которые подобно стрелам, вылетевшим из мышц сильного
человека из широкого лука, в цель, вышли из пустыни Син, распространились по
лицу всей земли, опустошая все голодом, мечом и сильным страхом. Что в стране
пустынной воспылал огонь, это он показывает открыто тем, что говорит: «я пущу на
них стрелы неисцелимые,— зверей пустыни, которые повлекут их по
земле».
Об
нем взывает и пророк Даниил: «четвертый зверь, страшный и ужасный, и слишком
крепкий; зубы его железные, и когти его — медные; ел и крошил, остальное попирал
ногами», и далее. Далее к концу рассказа он говорит: «близок день их гибели;
снарядился Господь на них». И это исполнится в свое время.
В
том же году освободились армяне от ига исмаильтян и подчинились царю греческому.
Царь Константин сделал кюропалатом главу Мамикониев, Гамазаспа, дал ему
серебряные престолы и управление Армениею; другим вельможам дал почести; войску
— сокровища. Царь исмаильский увидев, что армяне свергнули с себя иго их,
умертвил мечом всех заложников, которых увели из страны нашей — в числе 1775.
Спаслось только малое число — 22, которые в то время не случились в том месте.
Мушег, глава Мамикониев, имея 4-х сыновей заложниками у исмаильтян, не мог
освободиться от ига их. У Гамазаспа были три (сына) и брат в заложниках. Сверх
того исмаильтяне требовали к себе в Сирию других князей с их женами. Потому
почитая смерть лучше жизни, они отступились от ига их, и поспешно подчинились
царю греков, сообща вместе с князьями и войском агванским, князьями страны
сюнийской и всей страной их.
Те,
которые подлежали переписи атрпатаканской, с тех пор, как прекратилось
существование персидского государства и властвовало исмаильское, все те
соединились с армянами. Они захватили Мушега и всех князей, бывших
с ним. Царь приказал отпустить всех князей, которых схватили, но Мушега призвал
к себе.
Послал
Бог смуты в лагери сынов Исмаиля; разодралось единодушие их; они восстали друг
на друга и разделились на 4 части. Одна часть — в стране индейской; другая та,
которая владела Ассириею и севером; третья в странах египетских и тетальских;
четвертая — в стране таджиков, в месте, называемом
Аскарон.
Стали
воевать друг с другом и истреблять друг друга страшной резней. Те, которые были
в странах таджиков и Египте, убили царя своего, разграбили огромную казну его и
посадили другого государя, а сами отправились восвояси. Моавия князь тех,
которые были в Сирии, бывший вторым в
царстве, видя происходившее, уговорил войска свои, пошел в пустыню, и убил того
самого царя, которого те посадили. Он дал сражение войскам, бывшим в стране
таджиков, и нанес им страшное поражение.
Тогда
с великою победою он возвратился в Сирию. Войско, находившееся в Египте,
вступило в переговоры с греческим царем, заключило мир и соединилось с ним.
Множество войска около 15,000 уверовали в Христа и крестились[1].
Страшное
кровопролитие происходило в лагерях исмаильтян. Военные действия ввергали их в
бедствие — убивать друг друга. Меч, плен, кровопролитные войны на море и на суше
не переставали до тех пор, пока усилился Моавия и победил всех. Подчинив всех
своей власти, он воцарился над владениями сынов Исмаиля и заключил со всеми мир.
Аминь.
От
переписчика.
Молю
вас, святые читатели, удостоить одного «помилуй» последнего из писцов и первого
из грешников, недостойного, неискусного и несведущего иерея Григория, и
отпустить мне и всем моим грехи наши. Кто упомянет меня, да будет и сам упомянут
от праведного Судьи нашего, Иисуса Христа. Ему слава во веки аминь. Писано в
лето (Ар. л.) 1121 (1672), в Багеше, в монастыре Иоанна Карапета
(Предтечи).
___
© 2004,
Библиотека «Вехи»
[1] Об
этом говорят и другие армянские писатели. Мы не нашли подтверждения этому факту
ни у византийских историков, ни в истории Lebeau.