[Вл.С.Соловьев] | [О г л а в л е н и е] | [Библиотека «Вехи»]

 

К. В. Мочульский

«Владимир Соловьев. Жизнь и учение»

 

 

17

Эсхатология:

«Три разговора»

и «Повесть об Антихристе»

(1899—1900)

 

Перед смертью воспоминания юности воскресают с таинственной силой, влекут к местам, где случилось «самое значитель­ное в жизни». В 1898 году Соловьев едет в Египет, чтобы вновь увидеть ту пустыню, где некогда явилась ему Она. «В Египте,— пишет он Стасюлевичу,— мы нашли бла­годать: озимые поля, готовые к жатве (как у нас в конце июля), а яровые — вели­колепно зеленеющие. Перед нами начался было зной палящий, но мы принесли се­верный ветер и приятную прохладу. Бла­годаря англичанам, Египет подобен верто­граду благоустроенному. Даже поезда хо­дят по расписанию, а не по произволению, как было в мой первый приезд — 22 года тому назад!»

Из Египта он предполагал поехать в Палестину, но потом отказался от этого намерения «по соображениям столько же политическим, сколько экономическим». Была, конечно, другая, скрытая причина: как всегда в жизни мечтатель боялся встре­чи с действительностью.

Вернувшись из путешествия, Соловьев проводит лето в Пустыньке, пишет поэму «Три свидания» и несколько мистических стихотворений. Он в радостном, взволно­ванном состоянии: после долгой разлуки — Она к нему вернулась; испытания кончены, тяжелый путь пройден до конца. Подруга Вечная снова с ним и уже навсегда.

 

Ушли двенадцать лет отважных увлечений

И снов мучительных и тягостных забот,

Осиливших на миг и павших искушений,

Похмелья горького и трезвенных работ.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

И призраки ушли, но вера неизменна...

А вот и солнце вдруг взглянуло из-за туч.

Владычица-земля! Твоя краса нетленна,

И светлый богатырь бессмертен и могуч.

 

После долгих лет оставленности и одиночества снова блаженное чувство: мы вдвоем; снова все расплывается в тума­не, и везде, во всем только Она, только ее лучезарные очи.

 

Лишь   забудешься   днем,   иль   проснешься в полночи —

Кто-то здесь... Мы вдвоем.—

Прямо в душу глядят лучезарные очи

Темной ночью и днем.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Только свет да вода. И в прозрачном тумане

Блещут очи одни,

И слилися давно, как роса в океане,

Все житейские дни.

 

Теперь не страшен надвигающийся ко­нец, приближающаяся смерть. Жизнь про­жита не даром, «пророческие сны» юности не обманули.

Душевным миром и просветленностью веет от «Воскресных писем», которые Со­ловьев печатал в газете Гайдебурова «Русь» в 1897—1898 годах. В одном из них («Два потока») автор рассказывает, как однажды, пользуясь остановкой поезда, он пошел в лес и стал думать о своей жизни. И вдруг он понял, что в его возрасте, когда жизнь нужно уже считать «прочим временем жи­вота», человек должен остаток сил своих направить на одну цель — обеспечение со­вершенного бессмертия. А для этого нужно не умерщвлять страсти, а вбирать их внутрь, направлять к добру, чтобы они ста­ли духовной силой, живой водой, текущей в вечность.

Вера в действительное воскресение Христа и бессмертие человека стоит в цент­ре не только его полемики с Толстым, но я всей его духовной жизни. «Христос Воскресе!» — все сводится для него к этой вели-кой истине. Боясь ложного пафоса, он шут­ливо пишет Стасюлевичу: «Христос Воск­ресе! дорогой и глубокоуважаемый Михаил Матвеевич, за достоверность факта руча­юсь честным словом», и матери: «Хотя се­годня только четверг, но смело могу Вас уверить, что Христос воскрес».

Последние годы Соловьева — эпоха «возвращений»: он возвращается не только к местам (Египет, Пустынька), но и к при­вязанностям и занятиям своей юности, сно­ва погружается в «теоретическую филосо­фию» и приступает к переводу сочинений Платона. Получив от Солдатенкова заказ на полный перевод своего любимого фило­софа, он делил эту работу с братом Михаи­лом. В 1899 г. выходит первый том «Тво­рений Платона», в котором Владимиру Соловьеву принадлежит перевод четырех диалогов, комментарии к ним и рассужде­ние «о семи сократических диалогах». В предисловии автор рассказывает, что еще 17 лет тому назад Фет уговаривал его «дать русской литературе Платона», но «внешние замыслы» отняли от него лучшие годы. «И вот в 1897 году я стал ощущать неодолимое влечение окунуться снова и глубже в этот вечно свежий поток юной, впервые себя опознавшей философской мысли... Я как будто опять увидел перед собой светлую, редким пухом обрамленную голову (Фета), с грустным и острым, как у большой пти­цы, взглядом и как будто услышал знако­мый голос, зовущий к «предназначенному мне труду».

Смерть прервала этот труд. Но пло­дом изучения Платона явилась одна из са­мых замечательных статей Соловьева: «Жизненная драма Платона» (1898). Меж­ду греческим философом и его русским уче­ником было духовное родство, почти кон­гениальность. Соловьев чувствовал Плато­на как свое второе я и, говоря о его судьбе, подводил итоги своей собственной жизни. Статья его не только блестящий опыт жиз­неописания, но и горячая исповедь сердца. Жизнь эллинского мыслителя представля­ется Соловьеву трагедией, завязка которой лежала в его отношении к Сократу. Смерть праведника Сократа, когда ее переболел Платон, приобрела для него универсаль­ный смысл: быть или не быть правде на земле. Чтобы спасти правду, Платон объ­явил, что этот мир не настоящий, что суще­ствует другой, «в котором правда живет». Таково жизненное происхождение платони­ческого идеализма. Попытка соединить два мира через Эрос не удалась Платону: чело­век одною силою ума, гения и нравствен ной воли не может исполнить свое назначе­ние — победить смерть не в умозрении то­лько, но и в действительности. Это есть путь богочеловеческий, и для Платона он был закрыт. Все же, пережив Эрос, мудрец освободился от чистого идеализма и об­ратился к практической деятельности — если не к перерождению природы, то к пре­образованию общества, и здесь ждало его новое и более страшное «падение». «Под предлогом исправления мирской неправды торжественное утверждение этой неправды в той самой форме, которою был осужден и убит Сократ,— я не знаю более значи­тельной и глубокой трагедии в человечес­кой истории».

Вдумываясь в жизнь своего учителя, Соловьев находил в ней «свое». Он тоже всегда чувствовал, что эта жизнь не насто­ящая и что есть другая, идеальная жизнь; он тоже верил в преображение мира через Любовь и, потерпев неудачу, обратился к преобразованию общества. В осуждении «практической» деятельности Платона слы­шится приговор Соловьева себе самому, своей теократической утопии.

Столь же личным признанием является речь о Мицкевиче (1898). Польский поэт, говорит Соловьев, пережил три испытания: отречение от личного счастья, отказ от на­ционального мессианизма и отход от вне­шнего авторитета Церкви во имя духовной свободы. Испытания Мицкевича — испы­тания самого Соловьева.

 

* * *

Весною 1899 г. Соловьев в последний раз едет за границу. Он живет на французс­кой Ривьере в Канн; там начинает он пи­сать «Три разговора», которые заканчивает в Петербурге в 1900 г. «Повесть об Анти­христе» он читает в виде публичной лекции: она вызывает протест и насмешки.

Соловьев говорил кн. С. Трубецкому о «Трех разговорах»: «Это свое произведе­ние я считаю гениальным». И он едва ли ошибался. Спор с Толстым и «Повесть об Антихристе» — величайшие создания русской религиозной мысли. Наша литера­тура не имеет ничего равного им по силе пророческого вдохновения, за единствен­ным исключением «Легенды о Великом ин­квизиторе» Достоевского.

В последнем предсмертном сочинении Соловьева скрещиваются две линии, прохо­дящие через всю его жизнь: линия борьбы с толстовским христианством и линия эс­хатологических предчувствий. Их следует разделить и проследить в отдельности.

Отношения между Соловьевым и Львом Толстым всегда отличались мучи­тельной сложностью. Эти два человека бы­ли полярно противоположны друг к другу, и каждая встреча их превращалась в сто­лкновение: они почти физически не могли дышать одним воздухом. Проповедь Тол­стого оскорбляла самые заветные убежде­ния Соловьева. Учение Соловьева, его ми­стика, утопии, пророчества раздражали трезвого реалиста Толстого. И все же что-то притягивало их друг к другу: они сходи­лись, чтобы угрюмо помолчать вдвоем или начать ожесточенный спор. Расходились, потом опять мирились и снова ссорились. В 1881 г. Соловьев пишет из Москвы Стра­хову, что он часто встречается с Толстым, в 1882 г. сообщает И. Аксакову: «С Толс­тым уже давно не видаюсь, и он для меня «яко язычник и мытарь». Появление в печа­ти книжки Толстого «В чем моя вера?» вызывает следующий лаконический отзыв Соловьева: «На днях прочел Толстого «В чем моя вера?». Ревет ли зверь в лесу глу­хом?» (Страхову, 1884 г.). И все же Соло­вьев не теряет надежды «убедить» Толсто­го. Примирение происходит в 1887 году. «Я вполне примирился с Л. Н. Толстым,— пи­шет он Страхову,— он пришел ко мне объяснить некоторые свои странные по­ступки, а затем я у него провел целый вечер с большим удовольствием, и если он всегда будет такой, то буду посещать его». Но примирение было непрочным. В 1891 году Соловьев в статье «Идолы и идеалы» опол­чается против «народопоклонничества» и проповеди опрощения и называет убежде­ния Толстого «феноменологией его со­бственного духа». Отношения между ними снова портятся. Соловьев сообщает Гроту (1891 г.): «К Толстому не поеду: наши от­ношения заочно обострились вследствие моих «Идолов», а я особенно теперь недо­волен бессмысленною проповедью опроще­ния, когда от этой простоты мужики с го­лоду мрут». В том же году, пытаясь ор­ганизовать помощь голодающим, он жалуется Стасюлевичу на то, что его никто не поддерживает. «Остался один Лев То­лстой, да и тот полоумный. Уж так у нас в городе устроено, что умный человек, так или пьет запоем, или рожи корчит, что святых вон неси».

И снова после отталкивания — притя­жение. В 1894 году Соловьев делает послед­нюю попытку «обратить» Толстого. Он ча­сто его навещает, сближается с его по­следователями, ведет бесконечные диспуты и беседы. «Здесь много виделся с Толстым и толстовцами,— сообщает он Стасюлеви-чу,— из котбрых более способные начина­ют от его полу-буддизма переходить к христианству в моем смысле, не теряю надежды и относительно его самого». Но атмосфера толстовского дома нередко при­водила его в «окаменение». В. Величко ви­дел однажды весной 1894 г. Соловьева на «журфиксе» у Толстых в Хамовниках. «Об­щество как-то само собою разделилось тог­да на три кружка: первый составляла груп­па лиц, беседовавших с хозяином дома и споривших по вопросу о непротивлении злу; второй состоял из светских дам и муж­чин с графиней Софьей Андреевной во главе и третий — бойкая молодежь. Влади­мир Соловьев вошел вместе со мной и, невзирая на оказанный ему чрезвычайно милый и нежный прием, сразу впал в какое-то мрачное безмолвие, точно окаменел. Я уже близко знал его в ту пору и сразу почувствовал, что ему не по себе... Помол­чав в первом кружке и обменявшись не­сколькими незначительными словами во втором, он примкнул к третьему, а затем потихоньку ушел».

Уехав в Петербург, Соловьев пишет Толстому письмо с изложением «главного пункта разномыслия» между ними. Этот пункт — воскресение Христа. Соловьев до­казывает Толстому, что на основании его же собственного мировоззрения он должен признать истину Воскресения. Духовная жизнь, несомненно, подчиняет себе жизнь физическую. В человеке духовная сила воз­растает. «Если борьба с хаосом и смертью есть сущность мирового процесса, причем светлая, духовная сторона хоть медленно в постепенно, но все-таки одолевает, то воскресение есть необходимый момент это­го процесса, который в принципе этим и оканчивается». Воскресение есть не чудо, а безусловно необходимый факт. В Христе духовная сила, достигнув полноты своего совершенства, захватила и телесную жизнь, одухотворила ее. Нет основания считать образ евангельского Христа вымышлен­ным, а если этот духовно совершенный че­ловек действительно существовал, то он тем самым был первенец из мертвых. Весь мировой и исторический процесс ведет к личному и реальному явлению духовного начала и к полной победе духа над смер­тью; с другой стороны, свидетели-очевид­цы, неграмотные евреи с изумлением рас­сказывают о воскресении Христа; такое со­впадение не позволяет нам обвинять этих свидетелей в том, что они выдумали факт, значение которого им самим было непонят­но. Наконец, без факта воскресения нельзя объяснить необычайный энтузиазм апо­стольской общины и всей ранней истории христианства.

Но даже такое «натуралистическое» доказательство воскресения, при котором божественность Христа стыдливо замалчи­вается и чудо Его восстания из мертвых толкуется как «безусловно необходимый факт», не убедило Толстого.

Соловьев наконец понял, что «согла­шение» с автором «В чем моя вера?» для него невозможно. В «Оправдании добра» он борется с толстовством как с вредным заблуждением. В «Трех разговорах» идет еще дальше: учение Толстого обличается им как антихристова ложь.

 

* * *

Об «эсхатологической интуиции», при­рожденной Соловьеву и сопровождавшей его через всю жизнь, мы уже неоднократно упоминали. В последние годы мистическая встревоженность и предчувствие конца до­стигают страшного напряжения. В 1897 го­ду он пишет Величко:

 

Есть бестолковица,

Сон уж не тот,

Что-то готовится,

Кто-то идет.

 

Ты догадываешься, что под «кто-то» я разумею самого антихриста. Наступа­ющий конец мира веет мне в лицо каким-то явственным, хоть неуловимым дуновени­ем,— как путник, приближающийся к мо­рю, чувствует морской воздух прежде, чем увидит море. Mais c'est une mer a boire».

В 1898 году с Соловьевым происходит загадочное событие, которое резко меняет его отношение к вопросу о зле. Об этой «перемене» он упоминает в предисловии к «Трем разговорам». «Есть ли зло только естественный недостаток, несовершенство, само собой исчезающее с ростом добра, или оно есть действительная сила, по­средством   соблазнов   владеющая   нашим миром, так что для успешной борьбы с нею нужно иметь точку опоры в ином порядке бытия?.. Около двух лет тому назад особая перемена в душевном настроении, о кото­рой здесь нет надобности распространять­ся, вызвала во мне сильное и устойчивое желание осветить наглядным, доступным образом вопрос о зле» (предисловие напи­сано в 1900 году, следовательно, «переме­на» произошла в 1898 г.).

До сих пор Соловьев склонялся к точке зрения бл. Августина: зло не имеет субстан­ции — это только «privatio» или «amissio boni». Теперь зло предстает перед ним во всей своей зловещей реальности. Раньше он «не верил в черта», теперь он в него пове­рил. Что же произошло с ним в 1898 году? Об этом сохранилось «предание»; как в бес­хитростных повествованиях средневековой «Legenda aurea», мистическое содержание пережитого опыта символизируется в нем в конкретных образах. «Существует преда­ние,— сообщает С. М. Соловьев,— что в первый день Пасхи, войдя в каюту па­рохода (во время путешествия в Египет), Владимир Сергеевич увидел на подушке си­дящего черта в виде мохнатого зверя. В. С. обратился к черту со словами: «А ты зна­ешь, что Христос воскрес?» Тогда черт бро­сился на В. С, которого потом нашли рас­простертым на полу без сознания».

Н. Макшеева[1] со слов самого Соло­вьева передает об этом происшествии ина­че. Соловьев рассказывал: «Ехал я на па­роходе; вдруг почувствовал, как что-то сда­вило мне плечи; я увидал белое туман­ное пятно и услыхал голос: «А, попался, длинный, попался!» Я произнес самое силь­ное заклинание, какое существует: «Име­нем Иисуса Христа Распятого!» Дьявол исчез, но весь день я чувствовал себя раз­битым».

Величко утверждает, что Соловьев «ви­дел дьявола и пререкался с ним» и знал заклинания против бесов; вот одно из них: «Заклинаю вас именем Иисуса, Сына Бога Живого, перед Которым преклоняются все колена на небесах, на земле и под землею».

Таково «предание»: фактическая сторо­на его, быть может, малодостоверна, но внутренний смысл несомненен; в 1898 году Соловьев пережил реальный опыт темных сил. Он отразился в его поэзии. В стихотво­рении «В Архипелаге ночью» автор свиде­тельствует:

 

Видел я в морском тумане

Всю игру враждебных чар;

Мне на деле, не в обмане

Гибель нес зловещий пар.

 

В явь слагались и вставали

Сонмы адские духов,

И пронзительно звучали

Сочетанья злобных слов.

 

О встречах с Подругой Вечной Со­ловьев повествовал в «шутливых сти­хах». Мог ли он дерзнуть серьезно расска­зать «просвещенным читателям» о своей встрече с чертом? И он снова прибегает к юмористической форме, чтобы защи­тить себя от единомышленников генерала Фадеева, который когда-то в Египте вну­шал ему, что

 

...прослыть обидно

Помешанным иль просто дураком.

 

Стихотворение «Das Ewig-Weibliche» носит подзаголовок: «Слово увещеватель­ное к морским чертям». Оно начинается следующими строфами:

 

Черти морские меня полюбили,

Рыщут за мною они по следам:

В Финском поморье недавно ловили,

В Архипелаг я, они уже там!

 

Ясно, что черти хотят моей смерти,

Как и по чину прилично чертям.

Бог с вами, черти! Однако, поверьте,

Вам я себя на съеденье не дам.

 

Первое поражение темные силы испы­тали, когда из пены родилась Афродита — первое явление Вечной Женственности. Но тогда борьба между светом и тьмой кон­чилась торжеством тьмы. Злые силы посе­яли в «образе прекрасном» «адское семя растленья и смерти». Тон стихотворения внезапно меняется: шутливое увещание чер­тям переходит в вдохновенное пророчест­во. Торжественно и победно звучит гимн Афродите Небесной:

 

Знайте же: вечная женственность ныне

В теле нетленном на землю идет.

В свете немеркнущем новой богини

Небо слилося с пучиною вод.

 

Все, чем красна Афродита земная,

Радость домов, и лесов, и морей,—

Все совместит красота неземная

Чище, сильней, и живей, и полней.

 

И снова срыв в шутливость: вам не одолеть силы Новой богини, а потому, «милые черти, сдавайтесь скорей!»

Встреча с демоническими силами не только не омрачила души Соловьева, но, напротив, усилила в ней свет. От столкно­вения с тьмой душа загорелась и просияла. Никогда еще он не говорил с такой побед­ной уверенностью о грядущем откровении Софии, близком царстве добра. Нередко изображают последние годы,жизни Соло­вьева как период мрачности, угнетенности, «крушения всех надежд». На самом деле было окончательное соединение с Подру­гой Вечной, просветленность и ликующее ожидание Второго Пришествия. «Круше­ния» и «разочарования» остались далеко позади. Все было уже выстрадано и пережи­то, а впереди ждали белые ангелы смерти и светлая весть о воскресении. Эсхатология Соловьева — не от отчаяния и уныния: она принимает трагедию мировой истории, пришествие антихриста и Апокалипсис, но принимает не как всеобщую гибель, а как смысл мира и путь к спасению.

В. Розанов[2] заметил это предсмертное просветление Соловьева. «Перед самою смертью он быстро становился лучше, как будто именно приуготовлялся к смерти. Ра­зумеем здесь его отречение от горячки не­подготовленных попыток к церковному «синтезу» и вообще быструю его национа­лизацию. Внук деда-священника вдруг стал быстро скидывать с себя мантию филосо­фа, арлекинаду публициста. «Схиму, скорее схиму!» — как будто только не успел до­говорить он, по примеру старорусских лю­дей, московских людей».

«Лицо Соловьева резко изменилось в последние годы,— пишет С. М. Соло­вьев.— С поразительной точностью оно пе­редано на портрете петербургского фото­графа Здобнова, приложенном к X тому второго Полного Собрания Сочинений В. С. В лице В. С. появляется какая-то призрачность, глубокая грусть и светлая весть из иного мира — свет нездешний».

В предисловии к «Трем разговорам» автор открыто называет врага: он борется с Толстым и его последователями [3]. В России есть секта «вертидырников», или «дыромоляев»; проделав дыру в стене, они мо­лятся ей: «Изба моя, дыра моя, спаси ме­ня!» Толстовцы еще хуже: они называют себя христианами, но они без Христа и во­скресения. «Истинная задача полемики здесь не опровержение мнимой религии, а обнаружение действительного обмана». Толстовцы не христиане, а буддисты.

Три собеседника «Разговоров» пред­ставляют три точки зрения на зло: гене­рал — религиозно-бытовую, политик — культурно-прогрессивную, г. Z — безуслов­но-религиозную. Автор стоит на третьей точке зрения, хотя признает относительную правду двух первых. Он верит в близость панмонгольского нашествия на Европу, ко­торая будет изнурена борьбой с исламом в Азии и Африке. В последнем столкнове­нии Востока с Западом огромную роль сыг­рают тайные религиозно-политические бра­тства: мусульманское — сенусси и буддийс­кое — Келанов.

Предисловие заканчивается предчувст­вием близкой смерти. «Разнообразные не­достатки и в этом исправленном изложении мне чувствительны, но ощутителен и не так уже далекий образ бледной смерти, тайно советующий не откладывать печатанье этой книжки на неопределенные и необес­печенные сроки».

Предисловие было написано в Светлое Воскресение 1900 года, а 31 июля того же года Соловьев умер.

В первом разговоре генерал защищает войну против толстовцев. Автор резюмиру­ет в резких чертах и образах ту апологию войны, которую он уже излагал в «Оправда­нии добра». Бывает хорошая война и дурной мир: русские святые были или монахами, или воинами-князьями. Наш нравственный долг помогать тому, кого обижают. Да, все люди — братья, но важно знать, кто Каин и кто Авель. «И если на моих глазах брат мой Каин дерет шкуру с брата моего Авеля, и я, именно по неравнодушию к братьям, дам брату Каину такую затрещину, чтоб ему больше не до озорства было,— вы вдруг меня укоряете, что я про братство забыл».

Наивно полагать, что «нравственное воздействие» какого-нибудь толстовца уде­ржит башибузуков от поджаривания на огне армян.

Во втором разговоре выступает поли­тик и рассказывает об афонском стран­нике Варсонофии, который учил не думать о грехах, чтобы не быть злопамятным. «Грех один только и есть смертный — уны­ние, потому что из него рождается отча­янье, а отчаянье это уже собственно и не грех, а сама смерть духовная». В поучениях странника Варсонофия отражается послед­ний, заключительный момент морального сознания Соловьева: беспредельная свобо­да духовной жизни, отрицание всякого за-конничества и принуждения, дерзновенный анархизм религиозного чувства. «В день 539 раз греши, да главное не кайся... При­дут мысли о грехах, так ты в театр, что ли, сходи, или в компанию какую-нибудь весе­лую, или листы какие-нибудь скоморошес­кие почитай...»

«Будь в вере тверд: уж очень приятно умному человеку с Богом жить... ежедневно молись, постись для здоровья желудка... встречным бедным давай не считая». Вар-сонофий повествует о двух отшельниках, отправившихся в Александрию и провед­ших ночь «в блудилище». На обратном пу­ти один каялся, а другой пел псалмы. Кон­чилось тем, что первый, поверив в свой грех, впал в еще горшие грехи и умер без покаяния, а второй прославился великими чудесами.

Как ни сомнительно учение странника и как ни соблазнительна его повесть, мысль, вложенная в них, глубока и чиста. В царстве благодати один закон — любовь к Богу и спасающая вера в Его милосердие. Перед лицом этой любви и этой веры бухгалтерия грехов и упражнения в покаянии кажутся жалкими человеческими домыслами. Неда­ром в конце жизни Соловьев говорил, что он «больше протестант, чем католик»; его дерзновенное утверждение «греши постоян­но и не кайся никогда» заставляет вспом­нить слова Лютера «ресса fortiter». У Соло­вьева ослабела вера в «богочеловеческий процесс», в смысл истории и человече­ского творчества, и параллельно с этим, как и у Лютера, укрепилось упование на Христа Воскресшего. Вера в воскресение стала в центре его религиозного сознания, вот почему он отдал свои последние силы на борьбу с Толстым, отрицавшим воскресение.

Политик определяет культуру как веж­ливость. «Это есть тот минимум рассудите­льности и нравственности, благодаря кото­рому люди могут жить по-человечески». Существует единая культура — европейс­кая, она должна распространиться на весь мир и совпасть с понятием человечества.

Россия — только великая окраина Европы, и все русские «бесповоротные европейцы». Такова трезвая и ограниченная «филосо­фия» политика-гуманиста. В ней нетрудно узнать пройденный этап мысли Соловьева: это его «великая идея» вселенскости и все-человечества, но секуляризованная и упро­щенная.

Решительный бой с толстовством на­чинается в третьем разговоре. Г. Z заявля­ет, что ускоренный прогресс есть симптом конца. «Первое место Антихристу...» Князь (в котором нетрудно узнать графа Толсто­го) не выдерживает и удаляется. Генерал не думает, что князь сам Антихрист, но что он «все-таки на этой линии».

Толстой учит, что добро естественным путем победит зло. Но если смерть не мо­жет быть уничтожена, то всякая прогрес­сивная, культурная деятельность бесполез­на и бессмысленна. Если зло можно побе­дить непротивлением, то почему сам Христос не мог победить зло в душе Иуды и первосвященников? Как объяснить неуда­чу дела Христова в истории? Как можно после этого надеяться, что это дело удастся толстовцам? Князь толкует притчу о виног­радарях: все зло оттого, что мы забыли о пославшем нас хозяине. Дипломат воз­ражает: по какому праву вы думаете, что вы посланы? Г. Z упрекает князя в закон-ничестве: для него Бог — расчетливый хо­зяин. «Я вам на это вот что скажу: пока ваш хозяин только налагает на вас обя­занности и требует от вас исполнения своей воли, то я не вижу, как вы мне докаже­те, что это настоящий хозяин, а не само­званец... Хозяин, живущий где-то за гра­ницей инкогнито,— есть не иной кто, как бог века сего». Единственное добро в дейст­виях самого Хозяина есть воскресение. И оно же единственная победа над смер­тью. В этом вся сила и все дело Христа, в этом Его действительная любовь к нам и наша к нему».

Почему князь просто не признает, что ему до христианской веры нет дела? «Мне трудно вам передать,— говорит г. Z,— с каким особым удовольствием я гляжу на явного врага христианства. Чуть не во вся­ком из них я готов видеть будущего апосто­ла Павла, тогда как в иных ревнителях христианства поневоле мерещится Иуда-предатель». В полемике с Толстым выясня­ются основные линии новой эсхатологичес­кой   историософии   Соловьева.   Мировой процесс не идет по восходящей линии на­копления добра: зло не есть недостаток, исчезающий от непротивления. Естествен­ными силами человечество не может его преодолеть. Если даже уничтожено зло нравственное — социальное, останется зло онтологическое — смерть. Натуралисти­ческая теория прогресса противоречит Ева­нгелию: Христос принес в мир не мир, но меч. Он пришел не уничтожить зло, а отделить его от добра. Окончатель­ное преодоление зла — в Его воскресении. Царствие Божие наступит после мировой катастрофы; смысл истории в Апокалип­сисе.

Обличая Толстого, Соловьев казнит и самого себя. В искривленном зеркале то­лстовства он увидел свое прежнее лицо: и в его философской мысли таились соблаз­ны натурализма, эволюционизма и гумани­зма, которые Толстой, со свойственной ему прямолинейностью, довел до крайнего вы­ражения. Вот почему тон «Трех разгово­ров» возвышается до трагического пафоса: Соловьев не мог умереть, не написав их. Это — его покаяние.

 

* * *

В заключение г. Z предлагает прочесть «краткую повесть об Антихристе», сочинен­ную его бывшим товарищем по академии покойным монахом Пансофием.

В конце XIX века в Японии развивает­ся движение панмонголизма: японцы заво­евывают сперва Китай, потом Россию, на­конец всю Европу. Монгольское иго продо­лжается полвека, происходит революция, н всеевропейские армии изгоняют монго­лов. «Европа в XXI веке представляет союз более или менее демократических госу­дарств, европейские соединенные штаты, падает теоретический материализм, исчеза­ет безотчетная вера». В это время появля­ется великий реформатор. Ему 33 года, он спиритуалист, аскет и филантроп; верит в Бога, но любит одного себя; хочет об­лагодетельствовать человечество и ждет шака свыше. Но знак не приходит. Мысль, тто он не Мессия, что Христос «настоящий, зервый и единственный», приводит его з отчаяние. Он собирается броситься в про­пасть, но какая-то сила его удерживает; светящаяся фосфорическим туманным сия-гаем фигура говорит ему: «Зачем ты не ззыскал меня? Зачем почитал того дур­ного и отца его? Я бог и отец твой. А тот нищий, распятый — мне и тебе чужой... Делай твое дело во имя твое и мое... При­ми дух мой».

Восторг и ликование наполняют душу избранника. Он пишет гениальную книгу «Открытый путь к вселенскому миру и бла­годенствию». Образуется союз европейских государств под управлением франкмасо­нов. «Грядущий человек» выбран в прези­денты европейских соединенных штатов; основывается всемирная монархия, и его провозглашают римским императором. Его манифест: «Народы земли! Я обещал вам мир, и я дал вам его. Но мир красен только благоденствием. Кому при мире грозят бедствия нищеты, тому и мир не в радость. Придите же ко мне все голодные и холодные, чтобы я насытил и согрел вас». Устанавливается равенство всеобщей сыто­сти. Но человечество жаждет не только хлеба, но и зрелищ. Чудодей Аполлоний низводит огонь с неба и морочит людей колдовскими проделками.

К этому времени христиан остается не более 45 миллионов. «Папство уже давно было изгнано из Рима и после мно­гих скитаний нашло приют в Петербурге под условием воздерживаться от пропа­ганды. Англиканская церковь в значитель­ной своей части соединилась с католи­чеством. В протестантстве остались лишь искренно верующие и ученые люди. Пра­вославие, потеряв миллионы своих мни­мых членов, соединилось с староверами и сектантами».

На четвертый год император созывает вселенский собор в Иерусалиме. На нем присутствуют: представитель католичества папа Петр II, неофициальный вождь право­славия старец Иоанн и глава протестантст­ва ученейший немецкий теолог профессор Эрнст Паули. Император желает осчастли­вить всех христиан. Католикам, ценящим авторитет, он восстановит на престоле па­пу, если тот признает его своим единствен­ным покровителем; православным, любя­щим священное предание, построит все­мирный музей христианской археологии; для протестантов создает мировой инсти­тут свободного исследования Священного писания. Большинство христиан принима­ют эти предложения и восходят на трибуну, на которой восседает император. На своих местах остаются папа Петр II, старец Иоанн и Эрнст Паули, окруженные неболь­шой группой верных. Встает старец Иоанн и говорит, что христиане готовы признать императора своим вождем, если он испове­дует Иисуса Христа, Сына Божия. Импера­тор скрежещет зубами, а Аполлоний убива­ет старца молнией. Тогда папа обличает антихриста и анафематствует его. Аполло­ний его убивает. Эрнст Паули пишет прото­кол собора и зовет христиан в пустыню — ждать пришествия Христа. Император ве­лит выставить тела папы и старца у входа в Гроб Господень. Колдун Аполлоний, провозглашенный папой, соединяет Церк­ви. Христиане готовятся похоронить уби­тых, но те воскресают.

«И заговорил оживший старец Иоанн: «Ну вот, детушки, мы и не расстались. И вот, что я скажу вам теперь: пора испол­нить последнюю молитву Христову об уче­никах Его, чтобы они были едино, как Он сам с Отцом — едино. Так для этого един­ства Христова почтим, детушки, возлюб­ленного брата нашего Петра. Пускай напо­следях пасет овец Христовых. Так-то, брат!» И он обнял Петра. Тут подошел профессор Паули: «Tu es Petras! — обра­тился он к папе,— jetzt ist es ja grtindlich erwiesen und ausser jedem Zweifel gesetzt». И он крепко сжал его руку своею правою, а левую отдал старцу Иоанну со словами: «So also, Vaterchen, nun sind wir ja Eins in Christo». В это время явилось знамение: жена, облеченная в солнце, и христиане по­шли за ним...»

Отец Пансофий умер, не дописав своей повести. Но вот краткий конец ее: им­ператор объявил себя воплощением ве­рховного божества. Евреи сначала пове­рили, что он Мессия, но, убедившись в об­мане, восстали. «Все еврейство встало, как один человек, и враги его увидели с изумлением, что душа Израиля в глубине своей живет не расчетами и вожделениями Маммона, и силою сердечного чувства — упованием и гневом своей вековечной мес­сианской веры».

Антихрист и его полчища погибают в огненном озере. Евреи и христиане, под­ходя к Иерусалиму, видят «Христа, сходя­щего к ним в царском одеянии и с язвами от гвоздей на распростертых руках». Все убитые оживают и воцаряются с Христом на тысячу лет.

Г. Z кончил. Политик спрашивает его: «И вы думаете, что эта развязка так близ­ка?» Г. Z отвечает: «Ну, еще много будет болтовни и суетни на сцене, но драма-то уже давно написана вся до конца, и ни зрителям, ни актерам ничего в ней переме­нять не позволено...»[4]

Царство Антихриста есть диавольская пародия на вселенскую теократию. Это — теократия без Христа. Почему же Соловьев не противополагает ложной теократии те­ократию истинную, которую он когда-то проповедовал? Не потому ли, что всякая теократия, всякая мечта о земном царстве Христа раскрылась теперь перед ним как ложь? Не преемник апостола Петра, а ан­тихрист стоит во главе всемирной мона­рхии; в его манифесте нетрудно узнать всю старую схему соловьевской христианской политики (союз власти первосвященничес-кой и царской, разрешение религиозного вопроса, широкие и гуманные социальные реформы, вплоть до любовного попечения о животных). Но объединение человечества совершается против Христа, и церкви со­единяет чародей Аполлоний; социальные реформы приводят к равенству всеобщей сытости, государство не входит в Христово царство, а все целиком предается антихри­сту. Христиане не только не получают всемирного могущества: их маленькая горсточка гонима и преследуема. Немно­гие верные отрешаются от государства и мирской жизни, очищаются от соблазнов, таящихся в каждом вероисповедании (при­верженность авторитету у католиков, «ар­хеологическая» традиционность правосла­вия, рациональный критицизм протестан­тства). Соединение церквей свершается на грани истории, перед самым Вторым При­шествием; в нем — не начало земного ца­рства Христа, а преддверие царства хилиастического.

Теократическая троица, первосвящен­ник, царь и пророк, представлена антихрис­том и слугой его Апполлонием. Последний папа Петр II изгнан из Рима, лишен власти и внешнего авторитета, живет в Петербурге «под условием воздерживаться от пропага­нды». Папа в Петербурге,— вот все, что осталось от русского мессианства, «самоде ржавного царя, протягивающего руку гони­мому первосвященнику».

«Теократия оказывается не преддвери­ем рая, а широкими вратами ада,— пишет кн. Е. Трубецкой.— Антихристова теокра­тия тонет в огненном озере, а вместе с ней проваливается ложная мечта о мирском владычестве Христа».

В «Повести об Антихристе» мысль Соловьева окончательно освобождается от романтики славянофильства и утопий гуманизма. Его историософия приближа­ется к идеям Достоевского, выраженным в «Братьях Карамазовых» (учение старца Зосимы) и особенно в «Легенде о Великом Инквизиторе».

Но неужели перед смертью Соловьев действительно почувствовал, что лучшие годы своей жизни он служил не делу Хри­ста, а делу Антихриста? Неужели в образе «грядущего человека», гениального писате­ля, реформатора, аскета и филантропа он узнал свое собственное лицо? Правда, мно­гие черты этого образа можно отнести к Толстому, Бог которого, по словам Соло­вьева, есть «бог века сего».

И тем и менее, читая «Повесть», невоз­можно отогнать от себя страшную мысль, что автор говорит о себе, разоблачает свою ложь. В облике Соловьева есть темная глу­бина: все в нем двоится, и яркий свет от­брасывает мрачные тени. Он унес с собой тайну, о которой смутно догадывались лишь немногие, самые проницательные его друзья. И отсюда — двойственное их от­ношение к нему: притягивание и оттал­кивание, любовь — ненависть. Особенно остро чувствовал «темный лик» Соловьева В. В. Розанов[5], давший ему следующую беспощадную характеристику: «Соловьев был весь блестящий, холодный, стальной. Может быть, было в нем «Божественное», сак он претендовал, или, по моему опреде­лению, глубоко демоническое, именно пре­исподнее: но ничего или очень мало было в нем человеческого. «Сына человеческого» по-житейскому) в нем даже не начина­лось,— и казалось, сюда относится вечное оплакивание им себя, что я в нем непрерыв­но чувствовал во время личного знакомст­ва. Соловьев был странный, многоодарен­ный и страшный человек. Несомненно, что он себя считал и чувствовал выше всех окружающих людей, выше России и Церк­ви, всех тех «странников» и «мудрецов Пан-софов», которых выводил в «Антихристе» и которыми стучал как костяшками на шах­матной доске своей литературы... Он со­бственно не был «запамятовавший, где я живу» философ, а был человек, которому не о чем было поговорить, который «го­ворил только с Богом». Тут он невольно пошатнулся, т. е. натура пошатнула его в сторону «самосознания в себе пророка», которое не было ни деланным ни при­творным».

Розанов смотрит в микроскоп, и черта, верно им подмеченная, разрастается чудо­вищно. Он видел в Соловьеве и другое: светлое лицо праведника и подвижника — и с умилением писал о нем. Но «черточка», схваченная необыкновенным глазом Ро­занова, действительно была в Соловьеве. Перед смертью, когда он, по выражению того же Розанова, «стал быстро сбрасы­вать все свои мантии», ему была нужна «всенародная» исповедь. Нет в русской литературе книги трагичнее «Трех разго­воров».

Своему последнему произведению Со­ловьев придавал глубокий мистический смысл. Изобличая Антихриста, срывая с него «маску добра», он знал, что вступает в последний смертельный бой. Величко рас­сказывает, как однажды Соловьев, прочи­тавши приятелю свою «Повесть», внезапно его спросил:

  А как Вы думаете, что будет мне за это?

  От кого?

  Да от заинтересованного лица. От самого!

  Ну, это еще не так скоро.

  Скорее, чем Вы думаете!

Через несколько месяцев он умер.

Андрей Белый[6] присутствовал на чте­нии Соловьева в доме его брата Михаила Сергеевича весной 1900 года. «Помню, я получил записку от покойной О. М. Соло­вьевой. Она извещала, что Владимир Сер­геевич читает им свой «Третий разговор», и просила меня прийти. Прихожу; Соло­вьев сидит грустный, усталый, с той печа­тью мертвенности и жуткого величья, кото­рая почила на нем в последние месяцы: точно он увидел то, чего никто не видел, и не может найти слов, чтобы передать свое знание... Соловьев начал читать. При сло­ве: «Иоанн поднялся, как белая свеча»,— он тоже поднялся, как бы вытянулся на кресле. Кажется, в окне мерцали зарницы. Лицо Соловьева трепетало в зарницах вдохнове­нья». И Андрей Белый набрасывает пред­смертный образ Соловьева: «Громадные очарованные глаза, серые, сутулая его спи­на, бессильные руки, длинные; со взбитыми серыми космами прекрасная его голова, бо­льшой, словно разорванный, рот с выпя­ченной губой, морщины,— сколько было в облике Соловьева неверного и двойствен­ного... Гигант и бессильные руки, длинные ноги, маленькое туловище, одухотворен­ные глаза и чувственный рот, глаголы про­роческие... Бессильный ребенок, обросший львиными космами, лукавый черт, смуща­ющий беседу своим убийственным смеш­ком: «хе-хе» и — заря, заря!..»

 

[Вл.С.Соловьев] | [О г л а в л е н и е] | [Библиотека «Вехи»]

© 2004, Библиотека «Вехи»



[1] Н. Макшеева. Воспоминания о В. С. Соловьеве, Вестник Европы. Август, 1910.

[2] В. Розанов. Около церковных стен. СПб., 1906.

[3] См.: Кн. Е. Н. Трубецкой. Спор Толстого и Соло­вьева о государстве (Сборник второй. О религии Льва Толстого. Путь. М., 1912).

[4] Г. Федотов в своей статье «Об Антихристовом добре» (Путь, 1926, № 5) подчеркивает модернизм соло­вьевской концепции Антихриста.

    Интересное толкование «Повести об Антихристе» в духе философии Льва Шестова дает Ф. Либ: Fritz Lieb. «Der Geist der Zeit als Antichrist (Spekulation und Offenbarung bei Wl. Solovjev)». Orient und Occident. 16. Heft.

[5] В.  Розанов.  «Литературные  изгнанники».  Т.   1. СПб.. 1913.

[6] Андрей Белый. «Арабески». М., 1911.