|
|
|
|
|
Трубецкой (князь Евгений
Николаевич) - писатель и общественный деятель. Родился в 1863 году; окончил
курс в Московском университете по юридическому факультету. Состоял доцентом в
Демидовском ярославском лицее и Киевском университете, потом занял в
последнем профессорскую кафедру. С 1906 года состоит профессором энциклопедии
и истории философии права в Московском университете. Из его трудов особенного
внимания заслуживают диссертации: магистерская -
"Религиозно-общественный идеал западного христианства в V веке. Миросозерцание блаженного Августина"
(Москва, 1892), и докторская - "Религиозно-общественный идеал западного
христианства в XI веке. Идея Божеского царства у
Григория VII и публицистов его
современников" (Киев, 1897). Историческому христианству Т. приписывает
организующую роль в политической жизни современных культурных народов; но
поскольку средневековые отцы церкви смешивали порядок благодатный с порядком
правовым, постольку их вероучение является для Т. христианством односторонним
- законническим, обреченным на утрату своей силы. Миросозерцание блаженного
Августина Т. считает как бы типичной феноменологией христианского
самосознания и излагает его со всем блеском художественной архитектуры и
творческого синтеза. Центральным положением религиозно-политического учения
Григория VII Т. признает идею всемирного
царского священства, долженствующего обнять собою не только клир, но и мир.
Несмотря на внутренние партийные распри, западная церковь, по убеждению Т.,
вносила нередко мир и единство в хаос средневековых политических сил и давала
европейским народам возможность сохранить плоды общечеловеческой духовной
культуры среди окружающего варварства. Эту высокую миссию христианская церковь
должна и может сохранить за собой в наши дни, если сбросить с себя вековые
путы недостойного прислужничества у светской власти. В статье: "Церковь
и освободительное движение" ("Право", 1905, № 15) Т.
высказывает уверенность, что русское духовенство может "колокольным
звоном возвещать всеобщий праздник обновления" и радоваться успехам
политической оппозиции. Для этого служители нашей государственной религии
должны отрешиться от начал рабского оппортунизма и вернуться к высоким
заветам митрополита Филиппа, бесстрашно обличавшего правительственную
неправду. Наибольшее впечатление на широкие круги русского общества произвела
небольшая статья Т. в № 39 "Права" 1904 года: "Война и
бюрократия". Впервые на страницах легальной русской печати было ясно
указано, что истинной причиной военных неудач является многолетняя косность
общества, жившего "по произволу всевластной бюрократии, словно в
дортуаре участка". Дальнейшими политическими событиями были вызваны
статьи Т. в "Правде" за 1905 год: "Ответ губернских предводителей",
"Крах" и другие. В настоящее время Т. состоит редактором-издателем
"Московского Еженедельника", служащего органом партии мирного
обновления, одним из лидеров которой является Т. Неполитические статьи Т.
помещены, большей частью, в журнале "Вопросы философии и
психологии". Таковы блестящие этюды: "Политические идеалы Платона и
Аристотеля", "Философия христианской теократии",
"Философия права профессора Л.И. Петражицкого", "Свобода и
бессмертие" и другие. В сборнике "Проблемы идеализма" Т.
принадлежит небольшая, но чрезвычайно содержательная статья о роли идей в
истории по учению К. Маркса и Энгельса. Отдельной книгой изданы очерки Т. по
философии Ницше. Это едва ли не лучшая в европейской литературе монография по
данному вопросу. Т. ценит у Ницше глубину трагического скептицизма, но к его
попыткам положительных построений относится безусловно отрицательно
В. Сперанский.
|